Термины «технология» и «педагогическая технология»
в разных источниках
Автор | Определение |
Толковый словарь русского языка | Технология – совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, искусстве |
В.М. Шепель | Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния |
М. Чошанов | Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы |
Б.Т. Лихачев | Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса |
Термины «технология» и «педагогическая технология»
в разных источниках
Автор | Определение |
В.П. Беспалько | Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса |
И.П. Волков | Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения |
В.М. Монахов | Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя |
ЮНЕСКО | Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования |
Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию.
Педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.
Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения».
Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.
Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.
Основные признаки педагогической
технологии в работах разных авторов
Автор | Признаки педагогической технологии |
Г.Е. Муравьева | целенаправленность, целостность, научная обоснованность, направленность на результат, планируемость, высокая эффективность, системность, комфортность для учителя и учащихся, законосообразность, проектируемость, надежность, гарантированность результата |
В.В. Юдин | четкость и определенность в фиксации результата, наличие критериев его достижения, пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта |
Е.О. Иванова | педагогическая идея; фиксированная последовательность |
Свойства педагогической технологии
Свойства | Характеристика свойства |
Целостность | представляет собой учет и принятие во внимание всех признаков педагогической технологии безе выделения одного или нескольких . |
Оптимальность | означает, что педагогическая технология будет оптимальной, если она способствует достижению каждым школьником уровня обученности, развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития и если ее применение не превышает научно обоснованных затрат времени учителя и учащихся, то есть дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежутки времени, определенные стандартом образования и уставом школы. |
Результативность и применимость | Результат применения технологии – это изменения в развитии, обученности и воспитанности учащегося |
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Понятие «педагогическая технология» многоаспектно
По уровню применения
педагогические технологии разделяют на :
Общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения);
частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка);
Локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса)
По типу управления
познавательной деятельностью:
Традиционное (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);
Дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»);
Программированное (компьютерное, программное, система «консультант»)
По ориентации на личностные структуры:
Информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
Операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
Технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
Эвристические (развивают творческие способности учащихся);
Прикладные (обеспечивают формирование действенно- практической сферы личности)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.