«Дайте детям радость труда. |
Задачи трудового воспитания в ДОШКОЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:
ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;
обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Трудовая деятельность в ДОО в соответствии ФГОС ДО
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)
Виды труда дошкольников
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к трудовой деятельности, осуществлять их всестороннее развитие.
Различают четыре основных вида детского труда:
- самообслуживание,
- хозяйственно – бытовой труд,
- труд в природе,
- ручной труд.
Компоненты трудовой деятельности
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент
Цель - это то, к чему надо стремиться.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам
Группа раннего возраста | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготови-тельная группа |
Начинается приобщение детей к трудовой деятельности. | Продолжается формирование у детей желания к посильному труду. | Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания. | Добавляется ручной труд. | Сформированные навыки и умения совершенствуются. |
Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | |||||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная | ||
Ежедневно | |||||
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) | |||||
Ежедневно | Ежедневно | ||||
Трудовые поручения (общий и совместный труд) | |||||
- | 1 раз в неделю | 1 раз в 2 недели |
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания
Младший возраст | Средний возраст | Старший дошкольный возраст |
Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности) | Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду) | Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; |
Младший возраст | Средний возраст | Старший дошкольный возраст |
Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения. | Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно. | Старшие дошкольники помогают разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.Дети включаются в дежурство по уголку природы, наводят порядок в групповой комнате(1 раз в неделю).У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель. |
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе
Младший возраст | Средний возраст | Старший дошкольный возраст |
С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц | Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи. | Труд становится систематичным, объем его увеличивается. |
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда
Старшая группа | Подготовительная группа |
В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. | Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). |
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию
СанПиН 2.4.1.2660-10 | СанПиН 2.4.1.3049-13 |
3.1 При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, в целях предупреждения возникновения отравлений среди детей, и колючих кустарников. | 3.1 При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений. |
6.13 В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах возможна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара и других. При их организации соблюдают следующие требования: | 6.11 Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается |
СанПиН 2.4.1.2660-10 | СанПиН 2.4.1.3049-13 |
7.6 На подоконниках в групповых не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения, а так же цветы, превышающие высоту 15 см (от подоконника) | 7.5 Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях |
12.22 Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день. |
|
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию
Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогам может помочь письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.
Недостатки в основном процессе:
Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и др.;
Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества;
Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, конференции, дни открытых дверей и др.).
Недостатки в условиях:
Недостаточное количество методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества;
Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).
Недостатки в результатах:
У большинства детей:
Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества;
Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми;
Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества;
Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.
В решении данной проблемы необходимо:
1. Стремиться устранять недостатки в образовательном процессе;
2. Помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта;
3. Развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.
Для устранения недостатков следует обратить внимание:
на формы и методы работы с детьми;
на обновление средств создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями;
для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества уделить больше внимания совместной работе детского сада и семьи.
Клуб умных и находчивых
Мозговой штурм – закончи пословицу, поговорку:
Меньше слов, да больше дела.
Глаза страшатся, а руки делают.
Хочешь жить – умей вертеться.
Кончил дело – гуляй смело.
Терпение и труд – все перетрут.
Не потрудиться, так и хлеб не родится.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Глазам страшно, а руки делают.
Семь дел в одни руки не берут.
За всякое дело берись умело.
Муравей не велик, а горы копает.
Покуда цеп в руках, покуда и хлеб в зубах.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Ест за вола, а работает за комара.
Не все те повара, у кого ножи длинные.
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Не хвались наперед, погляди в конец
Хвались урожаем, когда в амбаре засыпаешь.
Уменье и труд все перетрут.
Землю красит солнце, а человека - труд.
Без труда нет плода.
Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
На работу он сзади последних, а на еду — впереди первых.
Вывод:
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь высоких результатов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.