Презентация "Трудовое воспитание"

  • pptx
  • 13.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация Трудовое воспитание.pptx

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Разработала: воспитатель Ван Ольга Николаевна Одоевская средняя школа

«Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости исполняемой работы, возможность доставлять радость другим».
В.А.Сухомлинский

Задачи трудового воспитания в ДОШКОЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:
ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;
обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Трудовая деятельность в ДОО в соответствии ФГОС ДО

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Виды труда дошкольников

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к трудовой деятельности, осуществлять их всестороннее развитие.
Различают четыре основных вида детского труда:
- самообслуживание,
- хозяйственно – бытовой труд,
- труд в природе,
- ручной труд.

Компоненты трудовой деятельности

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент

Цель - это то, к чему надо стремиться.

Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу

Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам

Группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа
 

Старшая группа
 

Подготови-тельная группа

Начинается приобщение детей к трудовой деятельности.
Основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание

Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
 

Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания.

Добавляется ручной труд.
Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Сформированные навыки и умения совершенствуются.
 
 

Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах

Самообслуживание и элементарный бытовой труд
 

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная
группа
 

Ежедневно
 

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)
 

Ежедневно
 

Ежедневно
 

Трудовые поручения (общий и совместный труд)
 

-

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей





Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)

Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду)

Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно  пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой;
самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)

Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.

Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.

Старшие дошкольники помогают разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, наводят порядок в групповой комнате(1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.

Труд в природе - в уголке природы, в цветнике, на огороде

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц
Проявляют интерес к жизни растений и животных.

Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи.
Помогают воспитате­лям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки)

Труд становится систематичным, объем его увеличивается.
Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег. Собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, соби­рают урожай).
С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
 

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда

Старшая группа

Подготовительная группа

В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое.
Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам

Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, ко­робок, атрибутов).
Пришивают пуговицы.
Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.
Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.
Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельнос­ти (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание эле­ментов из пластиковых бутылок и пр.).

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию  

СанПиН 2.4.1.2660-10
 

СанПиН 2.4.1.3049-13

3.1 При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, в целях предупреждения возникновения отравлений среди детей, и колючих кустарников.
3.16 При достаточной площади участка в состав хозяйственной зоны могут быть включены: площадки для огорода, ягодника, фруктового сада

3.1 При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений.

6.13 В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах возможна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара и других. При их организации соблюдают следующие требования:
- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;
- недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
- животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);
- недопустимо принимать бродячих животных;
- уборка за животными и уход за растениями осуществляется ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.
Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

6.11 Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается

СанПиН 2.4.1.2660-10
 

СанПиН 2.4.1.3049-13

7.6 На подоконниках в групповых не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения, а так же цветы, превышающие высоту 15 см (от подоконника)

7.5 Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях

12.22 Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день.

 

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию

Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогам может помочь письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.

Недостатки в основном процессе:

Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и др.;
Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества;
Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, конференции, дни открытых дверей и др.).
 

Недостатки в условиях:

Недостаточное количество методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества;

Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).
 

Недостатки в результатах:

У большинства детей:
Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества;
Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми;
Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества;
Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.

  В решении данной проблемы необходимо:

1. Стремиться устранять недостатки в образовательном процессе;
2. Помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта;
3. Развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.
 

Для устранения недостатков следует обратить внимание:  

на формы и методы работы с детьми;
на обновление средств создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями;
для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества уделить больше внимания совместной работе детского сада и семьи.
 

Клуб умных и находчивых

Мозговой штурм – закончи пословицу, поговорку:
Меньше слов, да больше дела.
Глаза страшатся, а руки делают.
Хочешь жить – умей вертеться.
Кончил дело – гуляй смело.
Терпение и труд – все перетрут.
Не потрудиться, так и хлеб не родится.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

 Глазам страшно, а руки делают.
Семь дел в одни руки не берут.
За всякое дело берись умело.
Муравей не велик, а горы копает.
Покуда цеп в руках, покуда и хлеб в зубах.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Ест за вола, а работает за комара.
Не все те повара, у кого ножи длинные.
Не учи безделью, а учи рукоделью.

Не хвались наперед, погляди в конец
Хвались урожаем, когда в амбаре засыпаешь.
Уменье и труд все перетрут.
Землю красит солнце, а человека - труд.
Без труда нет плода.
Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
На работу он сзади последних, а на еду — впереди первых.

«Творческий» - с помощью жестов, показать пословицу

Труд человека кормит, а лень портит.

Что посеешь, то и пожнешь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Кто не работает, тот не ест.

Вывод:


Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь высоких результатов.  

«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства" К. Д. Ушинский.



Желаю
творческих успехов !