Презентация "У. Шекспир и его трагедия «Ромео и Джульетта» 7 класс

  • pptx
  • 15.09.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала У. Шекспир и его трагедия «Ромео и Джульетта».pptx

Перенесемся в эпоху Возрождения. Блаженны времена, и блажен тот век, когда видели в свете славные подвиги, достойные быть высеченными на мраморе и изображенными на полотне в назидание потомкам. Это были времена странствующих рыцарей, ищущих приключений, очаровательных женщин, новых способов похищений очарованных.

Возрождение (Ренессанс) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии ΧIV-Χвека,
в других странах конец ΧV-начало ΧVII века),
переходный от Средневековья
к культуре Нового времени.

В ΧV- ΧVI веках интерес к жизни античного наследия бурно возрастает, оно усиленно изучается, на произведения античного искусства и науки смотрят, как на образцы. Крепнет новое направление в идейной жизни – гуманизм (от латинского слова humanus – человеческий). Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь, его борьба за счастье.

Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. Такой силы и власти над всем существующим человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века.

ПУРИТА'НИН, а, мн. а́не, а́н, м. [от латин. puritas — чистота]. 1. Участник религиозно-политического движения английской буржуазии в 16—17 вв., направленного против феодализма и ставившего целью очищение английской церкви от остатков католицизма (истор. религ.). || Вообще — последователь какой-н. из разновидностей протестантизма, проповедующих аскетическую строгость нравов, быта (книжн.). 2. перен. Человек, являющийся сторонником чрезвычайно строгого, аскетического уклада жизни (книжн. устар).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);

Театр Одним из излюбленных развлечений того времени был, являвшийся подлинно народным искусством. В самом Лондоне, то есть в черте Сити, театров не было. Все местные дела решались муниципалитетом, а в нем преобладали буржуа, придерживавшиеся строгой пуританской морали, запрещавшей всякого рода развлечения. Музыку и театр пуритане* презирали, считая их греховным де-лом, отвлекающим от «святой» задачи накопления богатств.
         Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение.

 Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах, подчас рядом с загонами для травли медведей или аренами петушиных боев, неподалеку от таверн.       

Впрочем, играли не только там. Комедиантов часто приглашали выступать в домах вельмож и даже во дворец королевы. К началу деятельности Шекспира в Лондоне насчитывалось четыре здания, специально предназначенные для представлений.

Труппы были невелики, обычно ядро составляли шесть-восемь актеров. Актрис
во времена Шекспира еще не было, но мальчики-актеры проходили такую тренировку, которая превращала их в образцовых исполнителей женских ролей.
         

Профессия актера была сравнительно новой. Как самостоятельная профессия актерство возни-кает в ΧVI веке. Городские корпорации не хотели принимать актеров в свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком случае, несерьезным.

Есть в мире литературы имена, которые создали образы, ставшие символами вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

Гуманистическая литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме человека и борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью. Любовь, как прекрасное человеческое чувство, становится одной из больших тем литературы.

Нам предстоит сегодня встреча с человеком, имя которого - Шекспир. Он жил во времена  Ивана Грозного и Бориса Годунова, он родился
в год смерти  Микеланджело и умер одновременно с Сервантесом, в год суда над Галилеем. Так кто же он такой и какая тайна покрывает это имя?

Его мать, Мэри Шекспир из рода Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий.
Карьера Шекспира началась между 1585 и 1592 годами, когда он переехал в Лондон. Вскоре он стал успешным актёром, драматургом, а также совладельцем театральной компании под названием
«Слуги лорда-камергера», позже известной как «Слуги короля».

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне (англ. Stratford-upon-Avon). Его отец, Джон Шекспир, был перчаточником,

в 1568 г. был избран мэром города.

Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром, причем с 1599 года - с театром «Глобус», бывшим одним из важнейших центров

К этому времени он становится достаточно состоятельным человеком, покупает второй по величине дом в Стратфорде, получает право на фамильный герб и дворянское звание.

культурной жизни Англии. В 1599 году Шекспир становится одним
из совладельцев
театра "Глобус".

Работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и

как для драматурга. И после 1603 года
он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого
ставились практически все
написанные им пьесы.

В театре «Глобус» могли  находиться на одном спектакле зрители самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей.

По утверждению Бена Джонсона, Шекспир «знал немного по-латыни и еще меньше по-гречески», хотя, как показывают его пьесы, он хорошо владел иностранными языками: французским, итальянским, греческим и латынью.

Бен Джонсон и Уильям Шекспир

драматург, поэт, писатель, актёр, литературный критик

Шекспир обладал гигантским словарным запасом:

Шекспир ввел в английский язык около 3200 новых слов - больше, чем его литературные современники, вместе взятые.
Не сохранилось ни одной рукописи Шекспира. Сохранились лишь шесть подписей на официальных документах, сделанные его рукой.

- от 20 до 25 тысяч слов, современный же англичанин с высшим образованием употребляет не более 4 тысяч слов.

38 пьес, 154 сонетов,
4 поэмы и 3 эпитафии Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем

Произведения Шекспира остаются популярными и в наши дни, они постоянно изучаются и переосмысливаются в соответствии с политическими и культурными условиями.

произведения других
драматургов.

Любовь всегда прекрасна и желанна, Особенно, когда она нежданна.
У. Шекспир

Любовь сильнее смерти и страха
смерти,
только ею, только любовью держится и движется жизнь. 
И. С. Тургенев

Любовь – великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, наполняющая особым смыслом его земное существование. Мало кто из писателей и поэтов обошёл вниманием эту тему. Обращался к ней и писатель И.А.Бунин, который утверждал, что «всякая любовь – великое счастье…».

Как вы понимаете слово
«ЛЮБОВЬ»?

Говорят, что ей все возрасты покорны. Вот почему нет спасения от её сетей. Она болезнь, неподдающаяся лечению. Из – за неё страдают, мучаются, умирают. Она огонь, который
зажигает грудь и зажигает сердце, свет, который
ослепляет. Она водопад, который внезапно обрушивается
с горы.      

Любовь – чувство, которое нельзя приручить. Она свободна и переменчива. Сегодня можно парить на её крыльях, завтра – быть на её развалинах. Но если она взаимна…Озарённый ею, ты становишься чище, добрее, милостивее. Мир наполняется музыкой. МУЗЫКОЙ ЛЮБВИ.

«Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».

     В конце 16 века, точнее - в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной.  Это трагедия В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Сюжет мнимой смерти девушки, приведшей к самоубийству её возлюбленного, а потом и к самоубийству самой девушки, впервые встречается задолго до "Ромео и Джульетты" Уильяма Шекспира.
В написанной в 1 веке н.э. древнеримским писателем Овидием поэме "Метаморфозы" рассказывается история живших в Вавилоне возлюбленных - Пирама и Фисбы. Родители Пирама и Фисбы были против их отношений, и возлюбленные решили встретиться тайком ночью. Фисба пришла к месту свидания первой и увидала льва с окровавленной мордой, который
только что вернулся с охоты на быков. Фисба убежала и уронила платок,
который лев разорвал. Вскоре пришел Пирам, увидел окровавленный
платок Фисбы и, решив, что его возлюбленная мертва, закололся мечом.
Фисба вернулась и увидела, что Пирам умирает. Тогда она тоже бросилась
на меч.
Шекспир был знаком с историей Пирама и Фисбы и даже использовал
эту историю в своей комедии "Сон в летнюю ночь", где спектакль
о Пираме и Фисбе репетирует любительский театр.

В 1524 году итальянский писатель Луиджи да Порто в новелле 
"История двух благородных влюблённых" 
развивает тему, начало которой было положено Овидием в истории Пирама и Фисбы. Луиджи да Порто перемещает действие в Верону, где влюбляются друг в друга Ромео и Джульетта, принадлежащие к враждующим домам - Монтекки и Каппеллетти (следует отметить, что Монтекки и Каппеллетти впервые упоминаются в "Божественной комедии" Данте Алигьери).

Дальше в новелле Луиджи да Порто сюжет развивается практически так же, как и у Шекспира, хотя есть ряд отличий: у Шекспира Джульетте почти 14 лет, у Луиджи да Порто - почти 18; если у Шекспира Ромео умирает до пробуждения Джульетты, то у

Луиджи да Порто Джульетта, очнувшись, видит Ромео умирающим, и они последний раз успевают поговорить; наконец, если у Шекспира Джульетта, подобно Фисбе, закалывает себя, то у Луиджи да Порто Джульетта, подобно Изольде, просто умирает рядом с ним, не мысля себя без возлюбленного: «С великой болью в душе, с мыслью об утрате милого возлюбленного, она решила больше
не жить, глубоко вздохнула и на время
затаила в себе дыхание, а затем
исторгла его с громким криком и
упала замертво на бездыханное
тело Ромео".

Новелла Луиджи да Порто
несколько раз перерабатывалась в Италии, а потом этот сюжет попал и в Англию - в 1562 году Артур Брук написал поэму "Ромео и Джульетта". Именно поэма Брука и послужила Шекспиру главным, а может быть, даже единственным источником для его пьесы. Однако если у Брука действие длится 9 месяцев, то в трагедии Шекспира всего 5 дней. Также Шекспир изменил время действия с зимы на лето, добавил ряд очень выразительных сцен, которых нет у Брука.

Какие ассоциации возникают у вас,
когда вы слышите название  трагедии
"Ромео и Джульетта"?

Верона, влюблённые, кровная вражда, вечная любовь...

К какому жанру относится пьеса Шекспира?
Что характерно для данного жанра?

“Ромео и Джульетта” — это трагедия.
Трагедия – драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя.

Трагическое  —  все то, что отмечено крайне острыми столкновениями человека с миром, которые сопровождаются острейшими переживаниями, величайшими страданиями и кончаются гибелью личности и крушением отстаиваемых ею идеалов, содержащих важные для человечества духовные ценности.

Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта»

Все драматические произведения и комедии , и трагедии , и драмы имеют некоторую общность . В основе любого драматического действия лежит конфликт. 
Конфликт- основа сюжета .
Он проявляется в столкновении
людей, интересов, позиций.
В трагедии конфликт
неразрешим, он, как правило,
ведет героя к гибели .
В конфликт вовлекаются остальные участники трагедии , он переживается всеми.

Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев.

Развязка —

Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира.

Сюжет — система событий в произведении. 

Экспозиция 

Завязка —

Кульминация —

изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти. 

встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви. 

сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни.

рассказ брата Лоренцо и примирение семей. 

Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

Способом характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.

«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
ТРАГЕДИИ

Что сделало имена Ромео и  Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?

Обыкновенные мальчик и девочка, выросшие в патриархальных семьях, где цепко держались за традиции, полюбили друг друга, переросли эти семьи, самих себя, поднялись над своим временем и бросили ему вызов, сделав свою любовь не только прекрасной и возвышенной, но и героической. Они отстаивали право любить не имя, не положение, а просто человека, который «под любым названьем был бы тем верхом совершенства, какой он есть».

Юные герои У. Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель “открыла” глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь, действительно, сильнее смерти.

Ромео и Джульетта
Высокочтимые Капулетти, глубокоуважаемые Монтекки, мальчик и девочка — это дети, В мире прославили вас навеки! Не родовитость и не заслуги, Не звонкое злато, не острые шпаги, не славные предки, не верные слуги, а любовь, исполненная отваги. Вас прославила вовсе другая победа, другая мера, цена другая… Или все-таки тот, кто об этом поведал, безвестный поэт из туманного края? Хотя говорят, что того поэта вообще на земле никогда не бывало… Но ведь был же Ромео, была Джульетта, страсть, полная трепета и накала.

Маргарита Алигер

Фредерик Лейтон, «Примирение Монтекки и Капулетти», 1854 г.

И так Ромео пылок и нежен, так растворилась в любви Джульетта, что жил на свете Шекспир или не жил, честное слово, неважно и это! Мир добрый, жестокий, нежный, кровавый, залитый слезами и лунным светом, поэт не ждет ни богатства, ни славы, он просто не может молчать об этом. Ни о чем с человечеством не условясь, ничего не спросив у грядущих столетий, он просто живет и живет, как повесть, которой печальнее нет на свете.