Актуальность изучения раздела математики «Логарифмическая функция»
Развитие целостной математической составляющей картины мира
Для изучения смежных дисциплин
Для применения в практической деятельности
Для успешной сдачи ЕГЭ, что расширяет возможности учащихся по свободному выбору своего образовательного пути
«Возбудите в человеке искренний интереско всему полезному, высшему и нравственному- и вы можете бытьспокойны, что он сохранит всегда человеческоедостоинство. В этом и должна состоять цель воспитания и учения.» К.Д.Ушинский
Особенности юношеского возраста:
-Развитие самосознания, открытие собственного «я»
-Перестройка сферы общения
-Изменение мотивов учения
-Желание реально оценивать себя
-Открытие своего внутреннего мира
-Переход к сложному взрослому миру - самоопределение
Цель изучения раздела
Сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств
Задачи изучения раздела
Сформировать у учащихся представление о новом действии – логарифмировании
Учить школьников доказывать свойства логарифмов и использовать их при решении уравнений
Учить учащихся строить логарифмическую функцию, определять ее свойства, использовать при сравнении чисел и решении уравнений и неравенств
Учить осуществлять выбор рационального метода решения логарифмических уравнений и неравенств с учетом равносильности преобразований
Результаты
Знать:
Определение логарифма, основное логарифмическое тождество;
Свойства логарифмов;
Логарифмы по различным основаниям, формулу перехода к новому основанию;
Вид логарифмической функции и ее свойства;
Теоремы, используемые при решении уравнений
Теоремы равносильности преобразований;
Методы решения логарифмических уравнений
Теоремы, используемые при решении неравенств
Методы решения логарифмических неравенств
Результаты
Уметь:
Логарифмировать
Использовать свойства логарифмов
Находить область определения логарифма
Доказывать теоремы
Строить логарифмическую функцию и определять ее свойства
Решать логарифмические уравнения
Решать логарифмические неравенства
Сравнивать числа
Вычислять логарифмы на инженерном калькуляторе
Образовательные.
Обобщение и закрепление понятия и свойств логарифма;
Закрепление навыков чтения графика, решения
логарифмических уравнений и неравенств;
Определение степени усвоения темы учащимися.
Развивающие.
Развитие познавательного интереса;
Развитие логического мышления и внимания;
Формирование потребности в приобретении знаний.
Воспитательные.
Воспитывать любовь к предмету.
Воспитывать уважение к профессии учителя.
Воспитывать умение оценивать работу свою и своих товарищей.
Прививать желание иметь качественные и глубокие знания, доводить дело до конца.
В результате ученик
Осознаёт необходимость умения решения логарифмических уравнений и неравенств.
Знает о существовании применения логарифмической функции в науке и жизни.
Выделяет теоретические положения для применения на практике.
Обосновывает ход рассуждений в процессе решения стандартных уравнений и неравенств.
Цели урока:
Исходный уровень знаний, умений и навыков.
Дети знают определение логарифма.
Дети знают основное логарифмическое тождество.
Дети основные свойства логарифмов: логарифм единицы, логарифм самого основания, логарифм произведения, логарифм частного, логарифм степени, логарифм корня.
Дети знают формулу перехода от одного основания к другому.
Дети знают, какие логарифмы называются десятичными, а какие натуральными и как они обозначаются.
Дети знают определение логарифмической функции и её свойства.
Дети умеют вычислять логарифмы.
Дети умеют решать стандартные логарифмические уравнения и неравенства, изученных видов.
Структура урока.(45 мин.)
Организационный момент. (2 мин.)
Постановка темы и целей урока. (4 мин.)
Актуализация опорных знаний. (9 мин.)
Теоретический конкурс;
Разминка;
Закрепление пройденного. (12 мин)
Конкурс домашних работ.
Математический диктант.
Конкурс «Узнай функцию».
Проверка усвоенного. (16 мин)
Конкурс капитанов одновременно с конкурсом для остальной команды «Проба сил»,
Логарифмическая комедия
Итог урока. (2 мин.)
Подготовительный этап:
Создание двух команд по 10 человек.
Выбор двух экспертов.
Заранее придумываются названия и выбираются капитаны. Далее капитаны получают творческое домашнее задание: подготовить сообщение с презентацией не более 10 слайдов по темам:
Команда «Экспонента» готовит историческую справку о происхождении логарифма и сообщение о логарифмической спирали;
Команда «Логарифм» готовит сообщение по теме «Звёзды, шум, музыка и логарифмы»
Ответы учащихся будут сопровождаться показом слайдов презентации с четкими формулировками.
Задание тоже будет конкурсным. Как примерно выглядят такие творческие задания можно посмотреть в приложении к уроку.
Заранее готовится соревновательное табло с названием команд и конкурсов.
Подведение итогов
конкурсов осуществляется двумя экспертами из числа учеников и завучем школы по ключам заранее подготовленными учителем. Итоги всего конкурса подводятся во время седьмого конкурса с заранее допущенной ошибкой «Логарифмическая комедия», который оценивается по факту нахождения ошибки прибавлением баллов к счёту, угадавшей команды.
Литература
1. Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений Алгебра и начала анализа – М.: Просвещение, 2009
Иванова Т.А. Теоретические основы обучения математике в средней школе – Н.Новгород, 2003
Колягин Ю.М. Алгебра и начала анализа, 10. – М.: Мнемозина, 2009
Ивлев Б.М. и др. Дидактические материалы. Алгебра и начала анализа 10. – М.: Просвещение, 2005
Семенова А.Л. , Ященко И.В. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2010
Денищева Л.О. ЕГЭ. Сборник экзаменационных заданий. –М.: Эксмо, 2009
Орлов Е.В. Рабочая тетрадь с элементами тестирования, 10кл. – Саратов: Лицей, 2005
Лысенко Ф.Ф. Математика. ЕГЭ. – Ростов н/Д: Легион, 2009
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.