Есть много свидетельств тому, как искусство вдохновляет человека науки. Более удивительно, что наука может быть источником художественного вдохновения. Важнейшим достоинством языка математики является краткость и точность. В этом смысле к математике ближе всего по краткости и емкости поэзия
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Уже в самом заглавии романа – «Война и мир» - закодирован закон золотого сечения. Название романа построено на первых четырёх членах ряда Фибоначчи : 1 союз, 2 существительных, 3 слова. Далее: 5 букв в 1-ом, ключевом слове, 3 буквы во втором и 1 буква в союзе. Отношение ключевых слов 5:3 = 1, 666... есть первое рациональное приближение коэффициента золотого сечения.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Знаменитый роман в стихах “Евгений Онегин” состоит из 8 глав, в каждой главе в среднем 50 стихов (а в 7-ой главе 55), а каждый стих состоит из 14 строчек. Основная схема построения “Евгения Онегина” основана на близости к трём числам Фибоначчи: 8, 13, 55.
В стихотворениях А.С. Пушкина есть «золотое сечение», что придает поэзии звучность и гармоничность. Мысли творчества, литература и математика неразрывно связаны друг с другом.
Золотое сечение математики рассмотрим на примере композиции “Пиковой дамы” Пушкина. В повести 853 строчки. Кульминацией является сцена в спальне графини, куда проник Герман в надежде узнать тайну 3-х карт. Смерть графини от испуга случается на 535 строке. Эта строка располагается точно в месте золотого сечения.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765).
Михаил Васильевич утвердил силлабо-тоническую систему стихосложения. Которая на сегодняшний день широко используется всеми поэтами мира.
Силлабо-тоническая система стихосложения – это такая система, когда учитывается количество слогов, ударений и места их расположения в строке. Существует пять основных размеров силлабо-тонического стиха: два двусложных (хорей и ямб) и три трёхсложных (дактиль, амфибрахий, анапест).
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
Главная часть стихотворения состоит из 13 семистиший, то есть из 91 строки. Разделив ее золотым сечением (91:1,618 = 56,238), убеждаемся, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит короткая фраза: "Ну ж был денек!" . Именно эта фраза представляет собой "кульминационный пункт возбужденного ожидания", завершающей первую часть стихотворения (ожидание боя) и открывающий вторую его часть (описание боя).
Крупнейшим литератором и математиком была С. В. Ковалевская. Дядя ее, Петр Васильевич Коровин-Круковский, был умным, начитанным собеседником. Он рассказывал Соне сказки, учил играть в шахматы и между делом незаметно сумел привить ей уважение к математике “… как к науке высшей и таинственной, открывающей перед посвященными в нее новый, чудесный мир”, как писала потом сама С. В. Ковалевская. В 1874 г. Геттингенский университет присудил С. В. Ковалевской степень доктора философии “с высшей похвалой”. Теперь она имела право преподавать математику в высшем учебном заведении. С.В.Ковалевская
«Принцесса науки»
Заключение.
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен и математик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.