К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Учитель математики и физики первой квалификационной категории
МКОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб
с. Ново-Ивановского»
Майского муниципального района, КБР
Снигирева Людмила Николаевна
Вопросы для обсуждения
1. Одаренные дети в системе уровневого подхода в обучении
2. Проектно-исследовательская деятельность по естественнонаучным и математическим дисциплинам в дополнительном математическом образовании в форме интегрированных проектов с использованием комплекта «Цифровое оборудование по математике»
3. Система по созданию понятия о производной через анализ и обобщения накопленных данных в ходе теоретического и практического исследования
Классификация
«Одаренные дети в системе уровневого подхода в обучении»
Определение групп | Категории одаренных детей | Требования к результатом обучения математики | Типология заданий и вопросов для развития эмоционального интеллекта |
Группа А: имеют доминирующую активную познавательную потребность | Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью к предмету | Практико – ориентированное направление (математика для жизни) | Общеобразовательный уровень |
Группа В: испытывают радость от добывания знаний, умственного труда | Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки | Математика для использования в профессии, не связанных с математикой | Технологический уровень |
Группа С: имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности | Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях | Творческое направление в области математики и физики и других областях | Специализированный уровень |
Под эмоциональным интеллектом понимается «способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач и достижения результатов» (Д. Майер, П. Сэловей), т.е. это способность быть компетентным в человеческих контактах и понимать себя.
Развитие эмоционального интеллекта
4
Задание «Исторические сведения»
Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.
Описание задания: учащимся предлагается провести теоретическое исследование по теме: Производная
Материал: текст на карточке.
1. Мотивирующие вопросы на уроке
5
Общеобразовательный Технологический Специализированный
Экспериментальная работа № 4 [Методическое руководство для работы с цифровой лабораторией/ ООО ТД «Учебное Оборудование L-микро Россия». Москва 2021г.]
Измерение магнитной индукции.
Цель: определить магнитную индукцию катушки при изменении магнитного потока в ней.
Основные сведения. В 1831 г. английский физик Майкл Фарадей установил, что электрический ток в контуре может возникнуть не только при движении проводника в магнитном поле, но и при любом изменении магнитного потока.
Электрический ток, возникающий при электромагнитной индукции, называется индукционным. Направление индукционного тока (так же как и величина ЭДС, в Вольтах) считается положительным, если оно совпадает с выбранным направлением обхода контура, и отрицательным, если оно противоположно этому направлению. Согласно закону электромагнитной индукции Фарадея–Максвелла:
ЭДС электромагнитной индукции в замкнутом контуре численно равна и противоположна по знаку скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную этим контуром.
εi = – Ф´.
2. Проектная деятельность на дополнительных занятиях
6
Таблица результатов
Мотивирующий вопрос.
Раскройте суть понятия ЭДС электромагнитной индукции, укажите чему равно максимальное значение ЭДС в этом эксперименте.
2. Проектная деятельность на дополнительных занятиях
7
U, В | Ii, А | Ii∙∆ti, (А ∙ сек) | ∆Q = ∑( Ii∙∆ti) | В = , Тл |
0,207 | 0,0122 | 0,343 | 0,666 | 0,49881 |
0,195 | 0,0115 | 0,323 | ||
… |
3. Обобщение темы с применением учебной карт действий
8
Понятие предела | Понятие о производной функции в точке | Геометрический смысл производной | Механический смысл производной |
Установили: существует предел последовательности и предел функции. | Установили: характеристику скорости изменения функции (в данной точке) | Установили: проходящую через точку (x0;f(x0)) прямую, с отрезком которой практически сливается график функции f при значениях х близких к x0,называется касательной к графику в этой точке. | Установили: мгновенную скорость движения как быстроту изменения пути ко времени. |
ПЗ: от каких характеристик зависит? | ПЗ: определить точное положение касательной к графику данной функции f в заданной точке. | ПЗ: по известной зависимостиx(t) определить скорость, с которой движется автомобиль в момент времени t | |
Гипотеза: Если предел последовательности существует, то он единственный. Если в некоторой точке области определения функции существует предел и этот предел равен значению функции в данной точке, то функция оказывается непрерывной (в данной точке) | Гипотеза: когда последний предел принимает конкретное конечное значение, то говорят о существовании конечной производной в точке. Если предел бесконечен, то говорят, что производная бесконечна в данной точке. Если же предел не существует, то и производная функции в этой точке не существует | Гипотеза: Производная функции в точке равна тангенсу угла наклона касательной, проведённой в точке или угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке. | Гипотеза: если ∆ t очень мало, то за этот промежуток времени скорость тела практически не меняется и равна среднепутевой скорости прямолинейного движения. |
Идея эксперимента: Графическая иллюстрация [1] | Идея эксперимента: картина железных опилок в магнитном поле [2] | Идея эксперимента: | Идея эксперимента: |
Выводы: Преде́л фу́нкции (предельное значение функции) в заданной точке, предельной для области определения функции, — такая величина, к которой стремится значение рассматриваемой функции при стремлении ее аргумента к данной точке | Выводы: Производной функции_________в точке ________называется предел отношения приращения функции в этой точке к приращению аргумента____ , при____ (если этот предел существует и конечен), т.е. | Выводы: | Выводы: |
Богуславский М.В. Абстрактный гуманизм В.А. Сухомлинского/ М.В. Богуславский// Свободное воспитание. Вып. 3. – М.: Влади, 1993. – С. 14–17.
Ивашкина Д.А.Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики: курс лекций УМП — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2014- 250с
Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 г. № 2506-р).
Научно-методические рекомендации по формированию эмоционального интеллекта обучающихся в образовательной среде (основная школа): методические рекомендации/ под общей и научной редакцией С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 23 с.
Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. 1 декабря 2016 г.
Примерная рабочая программа основного общего образования Математика Базовый уровень, Москва 2021г, С.104
Ушинский К. Д. Избранные труды : в 4 кн. / сост., вступ. Ст., примеч. И коммент. Э. Д. Днепрова. Кн. 2. М. : Дрофа, 2005.
Список литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.