ВАЛЕОЛОГИЯ (от лат. valeo - здравствовать) - "наука о здоровье". Относительно новая научная дисциплина, изучающая организм человека, формирование, сохранение и укрепление здоровья.
" Чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем". Н.М. Амосов
Валеология вбирает:
1.Обществоведение – философия, история, социология, религиоведение, культурология, экономическая теория.
2.Биология – антропология, генетика, анатомия и физиология человека, гигиена.
3.Экология – социальная и природная.
4.Гигиена – жилища, питания, одежды и т.д.
5.Психология.
6.Педагогика.
7.Физическая культура.
8.Медицина – эпидемиология, реаниматология, фармакология и т.д.
9.ОЗ.
Педагогическая валеология – это научная концепция формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в ходе обучения и воспитания; теория и методика воспитания здорового человека, мотивация к здоровью, формирование научного понятия сущности здорового образа жизни, выработки индивидуального, валеологически обоснованного способа жизнедеятельности.
Целями педагогической валеологии :
1.Создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности.
2.Предоставить ребенку возможность получить образование без потери здоровья.
Валеологическое мышление учителя – способность увидеть за каждым своим профессиональным действием здоровье учащихся.
Наиболее верный путь решения проблемы сохранения здоровья нации – формирование у детей валеологической грамотности, воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Валеологическая грамотность подразумевает не только знания о способах сохранения здоровья, но и анализ поступков и образа жизни с точки зрения их влияния на состояние здоровья, наличие умений проводить самонаблюдения.
Никакой другой предмет как биология ни ориентирован на сохранение здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса. Курс этой образовательной области выстроен так, что практически каждый урок несет элементы здоровьясбережения.
«… чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные
и значительные, заменить их
нельзя ничем». Н.М.Амосов
В биологическое образование учащихся общеобразовательных школ, кроме трех взаимосвязанных образовательных линий определенных государственным образовательным стандартом (организм как биологическая система, надорганизменные системы, многообразие эволюция органического мира) целесообразно включение информации:
-о взаимозависимости людей в социальной среде и ее роли в становлении биологической сущности человека; -о социальных мотивах деятельности и единстве биосоциального в здоровье человека; -о сущности и цели валеологического образования; -о возрастно-половых особенностях индивидуального развития; -о сущности здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек и др.); -о сущности биологического, нравственного и психологического здоровья и способах их повышения; -о принципах поведения в чрезвычайных ситуациях.
1) биосоциальная сущность здоровья;
2) возрастные основы индивидуального развития;
3) понятие о здоровье и образе жизни;
4) как научиться учиться;
5) двигательная активность и здоровье;
6) закаливание и профилактика простуд;
7) психофизическое здоровье и его тренировка;
8) профилактика вредных привычек;
9) половое воспитание;
10) действия в чрезвычайных ситуациях.
Принципиальные вопросы, знание которых должно способствовать решению проблем здоровья учащихся педагогическими средствами через биологическое образование:
-информационные перегрузки,
-несовершенная организация учебного процесса,
-недостаточная двигательная активность,
-неблагоприятные санитарно-гигиенические условия,
-авторитарно-репродуктивная система обучения,
-низкий уровень валеологической компетентности учащихся -и педагогов,
-недостаточный уровень культуры здоровья школьников,
-отсутствие в системе образования концепции и идеологии здоровья учащихся и педагогов и др.
Причины риска здоровья учащихся в образовательной среде
факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
1) физические параметры окружающей среды (температуру, влажность воздуха, атмосферное давление, ускорение свободного падения и др.) и их нормы для комфортного состояния человека;
2) виды загрязнений окружающей среды (химические, физические, биологические) и их влияние на человека;
3) физические характеристики и возможности человеческого организма (температура тела, артериальное давление, сопротивление тканей, развиваемая скорость, мощность и др.) и способы их определения;
4) методы оценки состояния окружающей среды;
5) пути и методы защиты окружающей среды.
Учащийся, обладающий эколого-валеологической компетенцией, должен знать:
1) оценивать экологическую ситуацию (владение методами);
2) определять физические характеристики и возможности своего организма;
3) эффективно использовать ограниченные ресурсы природы и человеческого организма.
• иметь следующие ценностные ориентации:
1) забота о собственном здоровье и здоровье окружающих;
2) бережное отношение к окружающей природе.
Учащийся, обладающий эколого-валеологической компетенцией, должен уметь:
Элементы здоровьесбережения используемые на уроках биологии:
1) оптимальная плотность урока;
2) рациональное чередование видов учебной деятельности;
3) уважительный стиль общения;
4) эмоциональная разрядка;
5) физкультурная пауза;
6)правильная рабочая поза;
7)положительные эмоции.
- минутка для шутки
- релаксационные паузы.
- физминутки;
- смена видов деятельности;
- аэрация воздуха;
- зарядка для глаз.
| | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
Рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный | ||
1. | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | Более 90% |
2. | Число видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3. | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 мин. | 11-15 минут | Более 15 минут |
4. | Частота чередования различных видов деятельности | Смена не позже, чем через 7-10 мин. | Смена через 11-15 мин. | Более 15 мин. |
5. | Число видов преподавания | Не менее 3 | 2 | 1 |
6. | Чередование видов преподавания | Не позже, чем через 10-15 мин. | Через 15-20 мин. | Не чередуются |
7. | Число эмоциональных разрядок | 2-3 | 1 | нет |
8. | Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9. | Чередования позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи не соответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду работы. Учитель не контролирует посадку учащихся. |
10. | Физкультминутки | Две за урок из 3 легких упражнений по 3-5 повторений каждого | Одна за урок с недостаточной продолжительностью | отсутствуют |
11. | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный. | Преобладают отрицательные эмоции. |
12. | Момент наступления утомления по снижению учебной активности | Не ранее чем через 40 мин. | Не ранее чем через 35-37 мин. | Менее чем через 30 мин. |
Гигиенические критерии рациональной организации урока( по Смирнову)
Принципы здоровьесберегающих технологий:
Рациональная организация учебного процесса.
-соблюдение гигиенических норм и требований организации учебного процесса
-адекватность приёмов, методов, методик обучения (наши требования должны быть адекватны возможностям ребёнка);
-контроль инноваций;
-соблюдение требований к использованию ТСО;
-индивидуализация обучения (технология уровневой дифференциации), которая имеет положительное воздействие на здоровье детей, т. к. имеет своей целевой ориентацией обучение каждого на уровне его потенциальных возможностей и способностей;
-исключение из практики скоростных методик;
-осваивание и применение мультимедийных технологий.
“…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.»
В.А. Сухомлинский
Традиционная система обучения | Здоровьесберегающий образовательный процесс |
ПЛАНИРОВАНИЕ | |
Образовательные учреждения не практикуют нововведения кроме тех, что рекомендуются административной властью. | Внедряется новая система для создания здоровьесберегающего образовательного пространства. |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Передача научных знаний, формирование умений и навыков, ознакомление с существующей системой, культурой, освоение социального опыта в ущерб здоровью всех участников образовательного процесса. Характер деятельности репродуктивный, малопродуктивный. Разрозненность предметов со слабовыраженными межпредметными связями. | Содействие самореализации самоутверждению всех участников образовательного процесса, формирование совершенных межличностных отношений, гуманизация образовательного процесса в условиях сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. Характер деятельности творческий продуктивный. Целостность системы взаимодействия предметной среды направленная на формирование потребности сохранения здоровья. |
КОНТРОЛЬ И УЧЁТ | |
Учащиеся, педагоги - объекты управления воздействия. | Объект управления - целостный педагогический процесс. |
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Виды здоровья | Характеристика | Критерии здоровья |
Соматическое | Это текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, обусловленная базовыми потребностями. | Я могу. |
Физическое | Текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. | |
Психическое | Состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта. | Я хочу. |
Нравственное | Комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок, мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье обусловлено духовностью человека, т.е. оно основывается на общечеловеческих ценностях - добра, чести, достоинства, любви и красоты. | Я должен. |
ВИДЫ И КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ
КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
Здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Подходы к здоровьесбережению
1. Системный подход.
Здоровьесберегающие технологии в образовании.
организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПИна, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; ( см. «Приложение» «Перечень документов»)
психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;(т см. «Приложение» «Требования к расписанию»)
учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.(см. «Приложение» «Знания при формировании ЗОЖ»)
социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний, лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
· медико-гигиенические технологии (МГТ);
· физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
· экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
· технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
· Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:
· защитно-профилактические;
· компенсаторно-нейтрализующие;
· стимулирующие;
· информационно-обучающие.
« Обучать без вреда для
здоровья – это не задача
школы, а обязательное
организовать эффективную работу на уроке для сохранения и укрепления здоровья;
повысить мотивацию учения;
создать у детей ощущение радости в процессе обучения
(психологический климат урока);
развить творческие способности;
воспитать культуру здоровья;
научить детей жить в гармонии с
собой и окружающим миром.
Виды физкультминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
упражнения для мобилизации внимания;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:
личностно-ориентированное обучение (проектная деятельность);
дифференцированное обучение;
проблемное обучение;
игровые технологии;
коммуникативные
(интерактивные формы обучения)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
опирается
на научность, креативность, личностно- деятельностный подход, системность,природосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность (практическая ориентация).
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
достигается
через создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
приводит
к предотвращению усталости и утомляемости; повышение мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
зависит
от личного примера педагога; применения специальных педагогических технологий, использования эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.
Использовние ИКТ
не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.
Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения
опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных). Ее цель – оказание психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Следовательно, применение данной технологии позволяет осуществлять, прежде всего, учет особенностей аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу.
Технология проблемного обучения
предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Данная технология создает условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, разнообразия учебной деятельности, а также позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
Технология ненасильственного обучения
содержит информацию о психологических и педагогических средствах ненасильственного воздействия на человека. Владение этой технологией помогает педагогу уйти от авторитарного стиля управления на уроке, дает возможность увлекать, заинтересовывать учащихся учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности, способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, сохранению интереса к учебному материалу, влияет на предупреждение гиподинамии через разнообразные формы коллективной деятельности.
Технология эффективной речевой деятельности
позволяет управлять речью. Владея этой технологией, учитель способен постоянно отслеживать качество, как своей речи, так и речи учащихся, причем независимо от того, какой предмет он преподает. Данная технология помогает педагогу создавать благоприятный психологический микроклимат главным образом через этикетность речи.
Технология диалогового обучения
дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, т.е. превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.
Технология рефлексивного обучения
содержит информацию о рефлексии, ее сущности, этапах, видах. Используя данную технологию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учащимися учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом посредством обратной связи. Названная технология помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.
ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной
деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего
организма!
9. Старайтесь получать как можно больше
положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим больше добра!
Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни
- Смотрите на вещи оптимистично - Стремитесь побороть страх - Найдите время побыть наедине с собой - Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого - Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно - Не оказывайте давление на своих детей - Не говорите: «Я этого не могу сделать» - Используйте возможность выступить с речью - Помните: маленькие радости в ваших руках - Не забывайте, что вы красивы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.