1 января 2017 года в силу вступает «Профессиональный стандарт педагога». Презентация составлена для ознакомления с документом. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки ФГОС.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Составила: Кусова Людмила
Анатольевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Октябрьская СОШ №1»
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в
меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и
выхода отечественного образования на международный
уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в
учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора,
фиксирующего отношения между работником и
работодателем.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНДАРТА
Сфера дошкольного и общего образования.
при приеме на работу в общеобразовательное
учреждение на должность «педагог»;
при проведении аттестации педагогов
образовательных учреждений региональными
органами исполнительной власти, осуществляющими
управление в сфере образования;
при проведении аттестации педагогов самими
образовательными организациями, в случае
предоставления им соответствующих полномочий.
НЕОБХОДИМОСТЬ НАПОЛНЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
УЧИТЕЛЯ НОВЫМИ
КОМПЕТЕНЦИЯМИ:
Работа с одарёнными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного
образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он
не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально
запущенными и социально уязвимыми учащимися,
имеющими серьезные отклонения в поведении.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ, ПРИЗВАННЫЕ:
Преодолеть технократический подход в оценке труда
педагога.
Обеспечить координированный рост свободы и
ответственности педагога за результаты своего труда.
Мотивировать педагога на постоянное повышение
квалификации.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПЕДАГОГУ
Квалификация педагога
Профессиональная компетенция
Профессиональный стандарт педагога
Региональное дополнение к профессиональному
стандарту
Внутренний стандарт образовательной организации
Ключевые области стандарта педагога
Профессиональная ИКТкомпетентность
Аудит
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОБУЧЕНИЕ
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование.
2. Демонстрировать знание предмета и
программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки,
анализировать их эффективность
(самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения,
выходящими за рамки уроков: лабораторные
эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к
обучению, для того чтобы включить в
образовательный процесс всех учеников: со
специальными потребностями в
образовании; одаренных учеников;
учеников, для которых русский язык не
является родным; учеников с
ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания
учеников, используя разные формы и
методы контроля.
7. Владеть ИКТкомпетенциями.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
РАБОТА: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной
работы, используя их как на уроке, так и во
внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий,
походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики,
используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся
для обеспечения безопасной образовательной
среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью
вовлечения учеников в процесс обучения и
воспитания, мотивируя их учебно
познавательную деятельность.
6. Устанавливать четкие правила поведения в
классе в соответствии с уставом и правилами
поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и
поддержку в организации ученических органов
самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их
достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь строить воспитательную деятельность
с учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных
особенностей.
10. Уметь поддерживать конструктивные
воспитательные усилия родителей (лиц, их
заменяющих) учащихся, привлекать семью к
решению вопросов воспитания ребенка.
11. Уметь защищать достоинство и интересы
учащихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: РАЗВИТИЕ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: РАЗВИТИЕБОТА
1. Готовность принять разных детей, вне
зависимости от их реальных учебных
возможностей, особенностей в поведении,
состояния психического и физического здоровья.
Профессиональная установка на оказание
помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять
разнообразные проблемы детей, связанные с
особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку
своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими
специалистами в рамках психологомедико
педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими
специалистами программу индивидуального
развития ребенка.
7. Владение специальными методиками,
позволяющими проводить коррекционно
развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития
ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском
коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития
личности и проявления личностных свойств,
психологических законов периодизации и кризисов
развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы
психологические подходы: культурно
исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически
безопасную и комфортную образовательную среду,
знать и уметь проводить профилактику
различных форм насилия в ОУ.
13. Владение элементарными приемами
психодиагностики личностных характеристик и
возрастных особенностей учащихся, осуществление
совместно с психологом мониторинга личностных
характеристик ребенка.
14. Умение (совместно с психологом и другими
специалистами) составить психолого
педагогическую характеристику (портрет)
личности учащегося.
15. Умение разрабатывать и реализовывать
индивидуальные программы развития с учетом
личностных и возрастных особенностей учащихся.
16. Умение формировать и развивать
универсальные учебные действия, образцы и
ценности социального поведения, навыки поведения
в мире виртуальной реальности и социальных
сетях, навыки поликультурного общения и
толерантность, ключевые компетенции (по
международным нормам) и т.д.
17. Владение психологопедагогическими
технологиями (в том числе инклюзивными),
необходимыми для работы с различными
учащимися: одаренные дети, социально уязвимые
дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
детимигранты, детисироты, дети с особыми
образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и
др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети
с зависимостью.
18. Умение формировать детсковзрослые
сообщества, знание их социально
психологических особенностей и
закономерностей развития.
19. Знание основных закономерностей
семейных отношений, позволяющих
эффективно работать с родительской
общественностью
ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДОЛЖЕН (ПУНКТ 4.4)
1. Учитывать своеобразие
социальной ситуации
развития первоклассника
в связи с переходом
ведущей деятельности от
игровой к учебной,
целенаправленно
формировать у детей
социальную позицию
ученика.
ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДОЛЖЕН
2. Обеспечивать развитие умения
учиться (универсальных учебных
действий) до уровня,
необходимого для обучения в
основной школе.
3. Обеспечивать при организации
учебной деятельности
достижение метапредметных
образовательных результатов как
важнейших новообразований
младшего школьного возраста.
ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДОЛЖЕН
4. Быть готовым, как самый
значимый взрослый в социальной
ситуации развития младшего
школьника, к общению в условиях
повышенной степени доверия
детей учителю.
5. Уметь реагировать на
непосредственные по форме
обращения детей к учителю,
распознавая за ними серьезные
личные проблемы. Нести
ответственность за личностные
образовательные результаты
своих учеников.
ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДОЛЖЕН
6. Учитывать при оценке
успехов и
возможностей учеников
неравномерность
индивидуального
психического развития
детей младшего
школьного возраста, а
также своеобразие
динамики развития
учебной деятельности
мальчиков и девочек.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выявить, что появляется нового в перечне
трудовых действий, необходимых умений и знаний
ступени
для
образования/предметной области?
учителей
Вашей
стандарт