Презентация "Формы работы с родителями"

  • Библиография
  • ppt
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации "Формы работы с родителями" рассмотрены возможные формы работы с родителями в ДОО, рассмотрены различные виды форм и методов взаимодействия: популярные формы общения, активные методы общения, методы развития рефлексии. Предложены слагаемые успешной формы общения педагогов и специалистов ДОО с родителями.Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Иконка файла материала ФОРМЫ РАБ. С РОДИТЕЛЯМИ.ppt
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Формы и методы работы с  родителями должны быть  направлены на повышение  педагогической культуры родителей,  на укрепление взаимодействия  детского сада и семьи, на усиление ее  воспитательного потенциала. Тищенко Т.В. 28.03.2014
МЕТОД ­     (ОТ ГРЕЧ. METHODOS – ПУТЬ  ИССЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ПОЗНАНИЯ) –  СОВОКУПНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО  ОДНОРОДНЫХ ПРИЕМОВ, ОПЕРАЦИЙ  ПРАКТИЧЕСКОГО ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО  ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ,  ПОДЧИНЕННЫХ РЕШЕНИЮ КОНКРЕТНОЙ  ЗАДАЧИ. Методы  работы:  наблюдение;  беседа;  тестирование; анкетирование.
ФОРМА –    СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ УЧЕБНО­ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,  ОБОЛОЧКА ДЛЯ ЕГО ВНУТРЕННЕЙ  СУЩНОСТИ, ЛОГИКИ И  СОДЕРЖАНИЯ. Формы работы делятся на – активные  и пассивные, на групповые и  индивидуальные.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  КОЛЛЕКТИВА  ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С  РОДИТЕЛЯМИ  РЕАЛИЗУЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ: Просветительская Консультативная Коммуникативная
Просветительская –    способствовать родительскому  видению и пониманию  изменений, происходящих с  детьми.
Консультативная –    совместный психолого­педагогический  поиск методов эффективного  воздействия на ребенка в процессе  приобретения им общественных и  учебных навыков.
Коммуникативная  –   обогащение семейной жизни  эмоциональными впечатлениями,  опытом культуры взаимодействия  ребенка и родителей.
Формы взаимодействия с семьей Создание семейного портрета, выставки День Открытых дверей Семинары- практикумы Семейные проекты Родительские собрания в нетрадиционной форме Парная гимнастика Конференции, пед.чтения, акции Библиотека для родителей сотрудничество Школа малышей (до 1,5 лет) Консультационная помощь специалистов Выпуск газеты ДОУ Праздники и развлечения Беседы Клуб родительской культуры «Дружная семья» Клуб «Вместе с бабушкой»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ     ФОРМЫ  Традиционные  ● Родительские  собрания  ● Групповые и  общесадовские  конференции  ● Индивидуальные  консультации  педагога  ● Посещения на дому Нетрадиционные  ● Родительские  тренинги  ● Дискуссии  ● Психологические    разминки  ● Круглые столы  ● Устные журналы  ● Практикумы  ● Родительские  вечера  ● Родительские  чтения  ● Родительские ринги
Формы и методы общения с родителями Популярные формы общения Активные методы общения Методы развития рефлексии
Популярные формы  общения Круглый стол Дискуссионная встреча Вечер вопросов и ответов Родительская конференция Консультация Педагогическая «гостиная» Образовательно­игровой тренинг Практикумы в форме деловой игры и пр. Досуговые формы общения детей и взрослых  (познавательно­игровая викторина, фольклорный,  спортивный досуг  и пр.) Библиотека семейного чтения Визуальные средства общения Телефон доверия День открытых дверей Семейные маршруты выходного дня Акции с участием детей и взрослых
Активные методы общения Анкетирование Тестирование Интервьюирование Дискуссионные вопросы Аппеляция к авторитетному мнению из  литературы Открытые просмотры детской деятельности Анализ результатов творческой деятельности  Анализ результатов творческой деятельности  детей родителей Просмотр видео Прослушивание аудиозаписи Игровые задания для домашнего общения
Методы развития рефлексии  ­ Анализ педагогических ситуаций  ­ Решение проблемных педагогических  задач  ­ Управляемое игровое взаимодействие  родителей и детей  ­ Игровое моделирование способов  родительского поведения  ­ Игровые  задания и упражнения  ­ Двигательные упражнения  ­ Рисуночные задания
Популярные  формы  общения Круглый стол, Дискуссионная  встреча,Вечер вопросов и  ответов Родительская конференция Консультация Педагогическая «гостиная» Активные  методы общения Анкетирование Тестирование Интервьюирование Дискуссионные вопросы Образовательно­игровой  тренинг Практикумы в форме деловой  игры и пр. Аппеляция к авторитетному  мнению из литературы Открытые просмотры  детской деятельности Досуговые формы общения  детей и взрослых  (познавательно­игровая  викторина, фольклорный,  спортивн. досуг) Библиотека семейного чтения Визуальные средства общения Телефон доверия День открытых дверей Семейн. маршруты выходн. дня Акции с участием детей и  взрослых Анализ результатов  творческой деятельности  детей Анализ результатов  творческой деятельности  родителей Просмотр видео Прослушивание  аудиозаписи Игровые задания для  домашнего общения Методы  развития  рефлексии  Анализ педагогических  ситуаций Решение проблемных  педагогических задач Управляемое игровое  взаимодействие  родителей и детей Игровое моделирование  способов родительского  поведения Игровые  задания,упражн. Двигательные  упражнения Рисуночные задания
Нетрадиционные формы организации общения  педагогов и родителей Наименование Информацион но­ аналитические Досуговые Познавательн ые Наглядно­ информацион ные:  информацион­ ознакомител.;  информацион­ просветител. С какой целью используется  Выявление интересов,  потребностей, запросов  родителей, уровня их  педагогической грамотности Установление эмоционального  контакта между педагогами,  родителями, детьми Ознакомление родителей с  возрастными и  психологическими  особенностями детей  дошкольного возраста.  Формирование у родителей  практических навы­ков  воспитания детей Ознакомление родителей с  работой дошкольного  учреждения, особенностями  воспитания детей.  Формирование у родителей  знаний о воспитании и  развитии детей Формы проведения общения Проведение социологических  срезов, опросов, «Почтовый  ящик» Совместные досуги, праздники,  участие родителей и детей в  выставках Семинары­практикумы,  педагогический брифинг,  педагогическая гостиная,  проведение собраний,  консультаций в нетрадиционной  форме, устные педагогические  журналы, игры с педагогическим  содержанием, педагогическая  Информационные проспекты  библиотека для родителей для родителей, организация дней  (недель) открытых дверей,  открытых просмотров занятий и  других видов деятельности  детей. Выпуск газет, организация  мини­библиотек
Совместные мероприятия  педагогов и родителей  Родительские   Педагогические  собрания  Конференции  Консультации  Беседы  Вечера для  родителей  Кружки для  родителей  Тематические  выставки  Диспуты советы  Попечительский  совет  Встреча с  администрацией  Школа для родителей  Посещение семей на  дому  Родительский  комитет
Причинами сложностей  организации проведения  мероприятий являются:  недостаточное знание специфики  семейного воспитания;  неумение анализировать уровень  педагогической культуры родителей и  особенности воспитания детей;  неумение планировать совместную  работу с детьми и родителями.
Совместные мероприятия  педагогов, родителей и детей  Дни открытых дверей  Выпуск газеты  Турниры знатоков  Просмотры фильмов  Кружки  Концерты  КВН, викторины  Оформление групп  Праздник  Соревнования  Семейные конкурсы  Благоустройство ДОУ и  территории
Формы познавательной  деятельности —     это общественные  смотры знаний, умений и навыков,  творческие  отчеты  по  направлениям  деятельности,  праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни  открытых  дверей  и  т.д.  Предмет,  тему,  методику  проведения  родители  и  воспитатели  определяют  совместно.  Воспитатель  составляет  задания,  помогает  сформировать  организовать  подготовительную  работу,  а  родители  участвуют  в  оформлении,  подготовке  поощрительных  призов,  оценке результатов. группы,
Формы трудовой деятельности —   оформление  помещения  группы,      трудовой  десант  по  благоустройству  и  озеленению  двора,  посадка  аллеи  в  связи  со  знаменательным  событием  в  жизни  детей  и  их  родителей,  создание  библиотеки и т.п.
Формы досуга —       подготовка,  проведение  и  обсуждение  спектаклей,  праздников,  соревнований,  конкурсов,  КВН;  различных  клубов  и  др.
Формы активизации —    дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций,  решение кроссвордов, анализ детских  высказываний или детского творчества,  тренинги, метод игрового моделирования и  др.
Наглядные формы:       и  с  библиотеки  папки­передвижки,  видеофильмы,  памятки­рекомендации  для  родителей  и  детей,  открытки­приглашения,  оборудования,  визитки,  настольных  игр,  детских  или  совместных  рисунков,  родителями,  фотовыставки, газеты, Уголки для родителей   и  др. выставки  поделок  книг,
ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ  СОБРАНИЙ:  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ,   СОБРАНИЯ ПО ПЛАНУ РОДИТЕЛЬСКОГО  ВСЕОБУЧА,   ТЕМАТИЧЕСКИЕ,   СОБРАНИЯ­ДИСПУТЫ,   ИТОГОВЫЕ.
КОНФЕРЕНЦИЯ – ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ РАСШИРИТЬ,  УГЛУБИТЬ, ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О ВОСПИТАНИИ  ДЕТЕЙ.  НАУЧНО­     ТРЕБУЮТ ТЩАТЕЛЬНОЙ  ПРАКТИЧЕСКИЕ,   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ,   ПО ОБМЕНУ  ОПЫТОМ,   КОНФЕРЕНЦИИ  ОТЦОВ ИЛИ  МАТЕРЕЙ.     ПОДГОТОВКИ,  ПРЕДУСМАТРИВАЮТ  АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ  РОДИТЕЛЕЙ. К НИМ  ГОТОВИМ ВЫСТАВКИ РАБОТ  ДЕТЕЙ, КНИГИ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ, КОНЦЕРТЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕМА КОНФЕРЕНЦИИ  ВСЕГДА КОНКРЕТНАЯ,  НАПРИМЕР: «ПРАЗДНИКИ В  СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫЙ  ДОСУГ», «ИГРА В ЖИЗНИ  РЕБЕНКА».
ПРАКТИКУМ ­   ФОРМА ВЫРАБОТКИ У  РОДИТЕЛЕЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  УМЕНИЙ ПО  ЭФФЕКТИВНОМУ  РЕШЕНИЮ  ВСЕВОЗМОЖНЫХ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  СИТУАЦИЙ,  СВОЕОБРАЗНАЯ  ТРЕНИРОВКА  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ  РОДИТЕЛЕЙ­ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.  В ХОДЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРАКТИКУМА ПЕДАГОГ  ПРЕДЛАГАЕТ НАЙТИ  ВЫХОД ИЗ КАКОЙ­ЛИБО  КОНФЛИКТНОЙ  СИТУАЦИИ, КОТОРАЯ  МОЖЕТ СЛОЖИТЬСЯ ВО  ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ  РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ,  РОДИТЕЛЕЙ И  ДЕТСКОГО САДА И Т. Д.
ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ ­    ПРОВОДЯТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ  ОЗНАКОМИТЬ РОДИТЕЛЕЙ С НОВЫМИ  ПРОГРАММАМИ ПО ПРЕДМЕТУ, МЕТОДИКОЙ  ПРЕПОДАВАНИЯ, ТРЕБОВАНИЯМИ  ПЕДАГОГОВ
Педагогическая дискуссия ­  Интересная форма повышения педагогической  культуры. Особенность ­ позволяет вовлечь в  обсуждение проблемы всех присутствующих,  способствует выработке умения всесторонне  анализировать факты и явления, опираясь на  приобретенные навыки и накопленный опыт.  Главный принцип – уважение к позиции и мнению  каждого участника. Темой может служить любая  спорная проблема семейного воспитания, например:  «Умеете ли вы любить своего ребенка?».
Ролевые игры ­  Коллективная творческая деятельность по  изучению уровня сформированности  педагогических умений у родителей.  Примерными темами ролевых игр с родителями  могут быть следующие: «Утро в вашем доме»,  «Ребенок пришел из детского сада» и т. д.  Методика ролевой игры предусматривает:  определить тему, назначить состав участников,  распределить роли между ними, предварительно  обсудить возможные позиции и варианты  поведения участников игры.
Индивидуальные тематические  консультации  Принципы успешного консультирования –  доверительные отношения, взаимоуважение,  заинтересованность, компетентность.  Консультации полезны и для педагога и для  родителя. Обе стороны, обменявшись  информацией, возможно придут к взаимному  согласию относительно конкретных форм  родительского содействия.
Посещение семьи  Эффективная форма индивидуальной работы  педагога с родителями.  Посещение семей ­ проведение «домашних  собраний» – не такое легкое дело, как кажется.  Здесь есть свои плюсы и минусы.
Переписка с родителями    Письменная форма информирования  родителей об успехах их детей. Допускается  извещение родителей о предстоящей  совместной деятельности в саду,  поздравления родителей, советы, пожелания  в воспитании детей.
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШНОГО  ОБЩЕНИЯ желание пойти на контакт  желание пойти на контакт заинтересованность в общении  заинтересованность в общении видение в другом равного партнера  видение в другом равного партнера готовность принять иную точку зрения  готовность принять иную точку зрения выбор интересных значимых тем  выбор интересных значимых тем тактичность  тактичность
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: ­Арнаутова Е. П. Педагог  и семья, Москва 2002  г. ­Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества  педагога с семьей дошкольника, Москва 1994 г. ­Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с  родителями в ДОУ; Методический аспект. – М.:  ТЦ Сфера, 2005 ­Теоретические и методические основы  взаимодействия воспитателя с семьями  воспитанников: метод. пособие / авт.­сост. Л.Ю.  Махова. – Архангельск: Изд­во АО ИППК РО,  2013.