Презентация "Готовность к школе"

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 06.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Перова Д.Ю. Готовность -Теор.сопровождение презентации.doc
МОУ «Егорьевская СОШ» Психолого­педагогический  семинар по теме: « Готовность ребенка к школе: теория и практика»           ( с использованием компьютерных технологий)                                                                                                            Разработала: Перова Д.Ю.,                                                          педагог­психолог. с. Новоегорьевское, 2013 г.Данная   разработка   может   использоваться   в   качестве   материала   для   психолого­педагогического семинара или заседания методического  объединения педагогов­психологов,   работающих   в   ДОУ   или   общеобразовательной   школе. Также   эта   разработка   может   использоваться   в   качестве   методического материала для педагогов дополнительного образования, а также для социальных педагогов или учителей группы подготовки  к школе (в том случае, если в школе нет   психолога   и   диагностику   готовности   к   школе   проводят   смежные специалисты).   Данная   презентация   составлена   в   целях   систематизации информации по проблеме готовности  к школе и подбору методик, позволяющих диагностировать школьную зрелость.   Цель: повышение компетенции педагогов­психологов и смежных специалистов, занятых подготовкой детей к школьному обучению, в данной области. Задачи: 1. Познакомиться с понятием «готовность к школьному обучению» как  многокомпонентным образованием.  2. Выделить составляющие «готовности  к школе», рассмотреть роль каждого  компонента в общей структуре готовности  к школе. 3. Обозначить особенности готовности к школе обычных детей, детей с ЗПР,  педагогической запущенностью  и олигофренией. 4. Рассмотреть виды ЗПР. 5. Предложить методики, направленные на изучение уровня развития каждого  компонента готовности  к школе. Материалы и оборудование: мультипроектор (либо персональный ПК для каждого или один ПК для двух человек), презентация «Готовность к школе», выполненная     в   программе  Power  Point,   теоретическое   сопровождение презентации, план психологического обследования, ручки и бумага (если есть необходимость самостоятельного конспектирования). Время проведения: ориентировочно  1,5 – 2 часа (это зависит от количества педагогов и их активности). 2Струк тура заня­ тия 1. Орга­ ни­ заци­ онный этап                            Деятельность психолога Деятельность педагогов Приветствует коллег. Сообщает тему, объясняет цель и задачи занятия.   Проводит инструктаж (если есть необходимость) по правилам работы с компьютером. Приветствуют психолога. Занимают места за компьютерами (или перед мультипроек­ тором).   Психолог   подчеркивает   актуальность проблемы готовности к школе и предлагает начать работу с просмотра первого слайда. Слушают, задают вопросы. Педагоги щелчком «мыши» начинают  показ презентации. Просмотр  слайда № 1. Показ слайда № 1. (Название презентации).             В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в   развитии   представлений   психологической   науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение   эффективности   обучения   во   многом определяются   тем,   насколько   верно   учитывается уровень подготовки детей к школьному обучению.               Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40­х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с   7­летнего   возраста   (раньше   обучались   с   8   лет). Именно   с   той   поры   не   затухает   интерес   к определению   готовности   ребенка   к   регулярному обучению.   Второй   всплеск   интереса   возник   в   1983 году – после знаменитого решения об обучении с 6 лет.   И   снова   перед   обществом   встал   вопрос   о 3Просмотр  слайда №2. Просмотр  слайда № 3.   сформированности   у   него зрелости   ребенка, предпосылок учебной деятельности.            В современной психологии, к сожалению, пока не   существует   единого   и   четкого   определения понятия «готовности» или «школьной зрелости». И. Шванцара ёмко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится   «способным   принимать   участие   в систематическом школьном обучении».               Что же такое «психологическая готовность к школе»   в   самом   общем   смысле?   Какова   основная цель диагностики «школьной зрелости»? Об этом мы узнаем из следующего слайда. Показ слайда №2.   смысл     раскрывает Психолог понятия «психологическая   готовность   к   школе»,   «зона ближайшего развития», цель диагностики готовности к школе. Что   же   происходит,   если   в   школу   придет   ученик, неготовый к обучению? Обратимся к слайду № 3. Показ слайда № 3. Переход   от   дошкольного   детства   к   школьному характеризуется   решительным   изменением   места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа   его   жизни.   Учение   для   него   –   не   просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки   себя   к   будущему.   Оно   осознается   и переживается   ребенком   как   его   собственная трудовая   обязанность.   Внутренняя   психическая жизнь   ребенка­школьника   связана   с   учением   и учебными   делами.   Неумение   оказаться   на   высоте, неуспех   вызывают  у  ребенка   состояние     основного стержня своей жизни. Вопросы школьного обучения – не  только  вопросы  образования,  интеллектуального развития  ребенка,  но и вопросы формирования  его личности.            Длительное   время   считалось,   что   критерием готовности к школьному обучению является уровень умственного   развития   ребенка.   Л.С.   Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что «готовность к школьному обучению» заключается не столько   в   количественном   запасе   представлений, сколько   в   уровне   развития   познавательных процессов. По мнению Выготского, «быть готовым к школьному   обучению»   –   значит   прежде   всего обобщать   и   дифференцировать   в   соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.                 Готовность   к  школе   –  многокомпонентное 4образование. Выделяют несколько развития ребенка, наиболее   существенно   влияющих   на   успешность обучения   в   школе.   С   ними   мы   познакомимся   из следующего слайда.   Показ слайда № 4. Мы увидели, какие компоненты готовности к школе существуют.   Давайте   рассмотрим   каждый   из   них отдельно. Показ слайда № 5. Личностной   готовности   родители   уделяют незаслуженно мало внимания, тогда как без неё, как бы ребенок не умел хорошо читать и писать, он не сможет   хорошо   учиться.   Школьная   обстановка, правила   поведения   будут   ему   в   тягость,   он   будет стараться любой ценой выйти из этой ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только   к   переменкам,   где   можно   играть   вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так   или   иначе,   такое   состояние   будет   мешать ребенку учиться, как бы хорошо его не готовили к занятиям дома.   Одна   из   составляющих   личностной   готовности   – сформированная «внутренняя позиция школьника».   Что же способствует её формированию? Об этом мы узнаем из слайда № 6. Показ слайда № 6. Желание   пойти   в   школу   и   желание   учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок ещё полностью не осознает тот факт, что для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или   прогулкой,   но   он   знает   и   принимает   то,   что уроки нужно делать.  Именно это стремление стать школьником,   выполнять   правила   поведения школьника,   иметь   его   права   и   обязанности   и составляют   «внутреннюю   позицию   школьника», которая является основой готовности к школе.  Что  же  такое  желание  учиться  или  познавательная мотивация? Обратимся к следующему слайду. Показ слайда № 7. Мы   рассмотрели   этапы   мотивационной   готовности, но есть и ещё один компонент личностной готовности –   это   эмоционально­волевая   готовность   (или произвольная регуляция поведения). Показ слайда № 8. 5 Просмотр  слайда № 4. Просмотр  слайда № 5. Просмотр  слайда № 6. Педагоги обсуждают, приводят примеры   из своей практики. Просмотр  слайда № 7.  Обсуждают, делятсяБудущему   школьнику   нужно   уметь   произвольно управлять   своим   поведением,   познавательной деятельностью,   что   становится   возможным   при сформированной иерархии мотивов. Волевая   готовность   необходима   для   успешной адаптации ребенка в школе. Второй названный нами компонент психологической готовности   к   школе   –   интеллектуальный.   О   его «содержимом» мы узнаем из слайда № 9. Показ слайда № 9. Что же мы имеем ввиду, когда говорим о наличии более высокого уровня психологического развития у ребенка?  Психологи   часто   употребляют   термин «знаковая   функция   сознания»   для   обозначения такого   более   высокого   интеллектуального   уровня развития детей. А название это связано с тем, что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы, цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребенку, что для того, чтобы   посчитать,   сколько   машинок   в   гараже,   не обязательно перебирать сами машинки, но можно их обозначить палочками или кружочками и посчитать эти   палочки   –   заместители   машинок.   Для   решения более   сложной   задачи   можно   предложить   детям построить   чертеж,   который   помог   бы   представить условие   задачки   и   решить   её   на   основе   данного графического   изображения.   Постепенно   такие рисунки­чертежи   становятся   все   более   условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы  нарисовать   эти  обозначения   (палочки,   схемы)   в уме,   в   сознании,   т.е.,   у   них   возникает   та   самая «знаковая   функция   сознания».   Наличие   этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность   детям   решать   уже   более   сложные задачки,   улучшать   память   и   внимание,   что необходимо для успешной учебной деятельности.   Показ слайда № 10.       Рассмотрим   теперь   компоненты   интеллектуальной готовности. У ребенка к началу школьного обучения должен быть достаточно   широкий   кругозор,   в   своей   речи   он использует   достаточно   сложные,   грамматически правильно построенные предложения. Уровень  мышления   – достаточно  высокий,   ребенок обладает   способностью   постижения   основных признаков и связей между предметами и явлениями,   способен   воспроизвести   образец.   Должен   уметь 6 впечатлениями. Просмотр  слайда № 8. Обсуждение. Просмотр слайда № 9. Просмотр  слайда № 10.выделять существенные и несущественные признаки предметов   и   явлений   (анализировать),   а   также объединять признаки в одну группу, обобщать (это операции   логического   мышления).   Но   в   основном мышление   остается   образным,   опирающимся   на действия   с   реальными   предметами   и   их заместителями   (высшие   формы   наглядно­образного мышления), развивается и логическое мышление (оно опирается на наглядно – образное). Показ слайда № 11.    Перейдем   к   следующему   компоненту готовности   к   школе   –   социально­ психологическому. Показ слайда № 12. И   последний   компонент   готовности   к   школе   – физический. Все   мы,   конечно,   понимаем,   что   крепкое   здоровье ребенка   –   основа   успешного   обучения  в   школе.   В настоящее   время   все   больше   и   больше   детей приходит   в   школу,   уже   имея   те   или   иные заболевания,   часто   хронические.   Это   не   проходит бесследно и приводит к целому комплексу школьных проблем.   Многие   школьные   трудности,   волнующие взрослых,   тесно   связаны   с   состоянием   здоровья ребенка.   Много   ли   здоровых   детей   приходит   в школу?   Увы,   только   20­25   %.   А   остальные?   Для остальных   школьные   нагрузки   могут   стать сложными, трудными, а порой и непосильными. Поэтому   при   подготовке   ребенка   к   школе   первое, что   надо   сделать   –   это   объективно   оценить   его здоровье. И в случае необходимости ещё до школы поправить здоровье ребенка насколько возможно.   Показ слайда № 13.    Как   мы   видели   из   начала   презентации,   дети, неготовые к школе, не способны усваивать материал на том уровне, который необходим.   Прежде   всего   –   это   дети   с   задержкой психического развития. Показ слайда № 14. В   специальной   психологии   и   педагогике   выделена как самостоятельная типологическая группа «дети с трудностями  в   обучении,   обусловленными   ЗПР».   В соответствии   с  другим   подходом   к  классификации детей   с   трудностями   в   обучении   таких   детей называют «дети группы риска». В тех случаях. Когда 7 Просмотр  слайда № 11. Просмотр  слайда № 12.  Просмотр  слайда № 13. Обсуждают, приводят примеры   из своей практики. Просмотрслайда  № 14. Обсуждение. дети   не   проходят   комплексного   обследования,   они могут оказаться в неадекватных условиях обучения. Заключение о ЗПР у ребенка могут дать психолого ­медико   ­   педагогическая   консультация   (ПМПК), медико   ­   педагогическая   комиссия   (МПК). Школьный   психолого­   медико   –   педагогический консилиум   ведет   диагностическое   наблюдение   за развитием   ребенка,   т.е.   осуществляет   диагностику развития   и   планирует   комплекс   диагностических мер,   но   заключение   о   ЗПР   не   выносит.   Для установления   ЗПР   у   детей   имеется   достаточно большое   количество   статистически   достоверных диагностических методик, позволяющих отграничить эту   категорию   детей   как   от   умственно   отсталых (У/О), так и от детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Основным медицинским диагнозом в рамках клинико   –   психологической   классификации   детей данной   категории   школьного   возраста   является диагноз   ЗПР   конституционального,   соматогенного, психогенного, церебрально­органического происхождения.   Он   включает   в   себя   такие проявления,   как   легкие   остаточные   явления, связанные   с   поражением   головного   мозга   (ММД), функциональная   незрелость   центральной   нервной системы,   незрелость   эмоционально­волевой   сферы, соматическая   ослабленность,   церебрастенические состояния,   а   также     педагогическая   запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий, в которых предшествующее развитие ребенка.       отмечают эмоционально­волевой Показ слайда № 15. Обратимся   к   задержке   психического   развития конституционального генеза. Трудности в обучении и школьной   адаптации   связаны,   прежде   всего,   с незрелостью   сферы. Специалисты наследственную   обусловленность ЗПР этого типа.  Младшие   школьники   с   чертами   инфантилизма   не только   не   проявляют   интереса   к   учебной деятельности,   но   всячески   стараются   избегать мыслительной работы.   чтобы   предупредить   развитие Для   того, инфантильных   черт   характера,   необходимо своевременно   вырабатывать   у   детей   навыки произвольного поведения, волевой регуляции  своих действий,   самостоятельности   и   ответственности   за свои поступки. Показ слайда № 16. Следующий   тип   ЗПР   –   задержка   психического развития происхождения. соматогенного     8 Просмотр  слайда № 15. Педагоги высказывают свое   мнение, обсуждают.ранимостью, Интеллектуальная   недостаточность   таких   детей проявляется   в   неспособности   к   длительной концентрации   внимания,   в   снижении   памяти, замедленном   темпе   мыслительной   деятельности. Эмоциональные   нарушения   выражаются   в повышенной чувствительности, которая сочетается с обидчивостью,   плаксивостью   или повышенной   раздражительностью,   вспыльчивостью. Школьники   при   этом   жалуются   на   усталость,   у некоторых   при   этом   наблюдаются   повышенная сонливость   в   дневные   часы,   пассивность   во   время уроков и даже во время игры, отказ от умственного напряжения, нестойкость интересов. Для положительной динамики психического развития детей   большое   значение   имеет   определение оптимальных условий обучения, предупреждающего чрезмерную   нагрузку   и   постепенно   формирующую рациональные приемы умственного  труда.   Показ слайда № 17. ЗПР   психогенного   происхождения   обусловлена неблагоприятными условиями воспитания. При этом виде   ЗПР   слишком   строгое,   суровое   воспитание постепенно   развивает   у   ребенка   замкнутость, недоверчивость, робость, покорность, неуверенность в   своей   способности   хорошо   учиться   и   правильно вести себя со сверстниками и взрослыми.  Помочь   таким   детям   удается   лучше   всего   путем удаления   их   из  неблагополучных   семей   (   особенно при   алкоголизме   родителей):   в   школы­интернаты, группы   продленного   дня,   где   обеспечены   ребенку нормальные условия во внеучебное время.  Большое   значение   имеет   формирование   у   ребенка эмоциональной   устойчивости,   способности   к торможению своей деятельности в игре, при общении со сверстниками.   Показ слайда № 18. Задержка   психического   развития   церебрально­ органического   происхождения   отличается   большей стойкостью   и   выраженностью   нарушений   как   в эмоционально­волевой,   так   и   интеллектуальной сферах.   Учебно–познавательная   деятельность   нередко такими   школьниками   превращается   в   игру.   Игра   у таких детей, как правило, монотонна и стереотипна, присутствие её на уроках можно рассматривать как способ   ухода   от   трудностей   обучения.   Для   этих детей   характерна   слабая   заинтересованность   в оценке,   низкий   уровень   притязаний.   Нарушения 9 Просмотр  слайда № 16. Просмотр  слайда № 17. Просмотрслайда № 18. Просмотр слайда № 19. познавательной   деятельности   проявляются   в недостаточной   сформированности   восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и речи, в замедленности   и   пониженной   переключаемости психических процессов.  Дифференциальная   диагностика   детей   данной категории от умственно отсталых детей находится в компетенции     специалистов   психолого­медико­ педагогических   консультаций   или   медико­ педагогических комиссий. Рассмотренные   выше   обобщенные   характеристики четырех типов ЗПР у детей показывают, что наличие патогенетических   механизмов   обусловливает характер   трудностей   в   обучении   и   различия   в прогнозах.  Показ слайда № 19. Мы уже упоминали ранее, что одним из проявлений ЗПР   может   быть   двигательная   расторможенность (наличие минимальных мозговых дисфункций – ММД в   мозге   ребенка).   Рассмотрим   этот   феномен подробнее,   тем   более,   что   в   настоящее   время   по оценкам   специалистов   число   детей,   имеющих расстройства внимания и произвольности регуляции поведения   составляет   до   65   %   первоклассников (данные по европейской части России).  Исходя   из   анализа   сути   ММД,   представляются очевидными   сдвиги   в   формально­динамических характеристиках протекания психических процессов и   поведения   ребенка.   При   этом   качественная. Содержательная   сторона   психики   ребенка   может оставаться   незатронутой,   развиваться   без осложнений   (по   этой   причине   нельзя   ставить   знак равенства между ЗПР и ММД). Какие   характеристики   отличают   ребенка   с   ММД? (просмотр слайда). Подробнее   следует   остановиться   на   изменении временной протяженности рабочих и релаксационных циклов   в   деятельности   мозга   ребенка.   При   ММД дети   страдают   хронической   энергетической недостаточностью.   Рабочие   циклы   их   мозга сокращаются до 5­10 минут, а релаксационные паузы увеличиваются   до   3­5   минут   и   более.   В   периоды релаксации   внешняя   деятельность   ребенка   не прерывается,   но   совершается   автоматически   и   не осознается.   В   это  время   ребенок   не   воспринимает, что   ему   говорят,   хотя   кажется   внимательно слушающим.   За   время   урока   ребенок   может отключиться   4­5   раз   и   перестает   понимать объяснения учителя. Во время релаксационных пауз дети могут общаться и разговаривать, оказываются 10не   в   состоянии   вспомнить   свои   высказывания. Ребенок   может   взять   ручку   со   стола   у   соседа, положить   себе   в   карман   и   не   знать,   что   она   там лежит.   Проблемы   самоуправления   возникают   у ребенка   с   ММД   не   только   в   периоды   релаксации мозга, но и   при выполнении любой деятельности в рабочей фазе. Ребенок действует сразу, импульсивно и   необдуманно.   Поэтому   и   результаты   его деятельности бывают совершенно неожиданными для него.   Ребенок   сначала   действует,   и   только   потом понимает свое действие.  Перечисленные отклонения относятся к первичному симптомокомплексу     ММД,   так   как   фактически неотделимы   от   него.   ММД   необходимо   четко отделять от   неврозов и психопатий, которые легче развиваются на базе ММД, но ни в коем случае не являются её следствием. Из общего описания первичного дефекта видно, что   для   диагностики   ММД   могут   быть использованы   методики,   относящиеся   к   группе «корректурных   проб»,   направленные   на   оценку свойств   внимания   и   исследование   динамики работоспособности.  Показ слайда № 20.  К сожалению, возрастает число детей с умственной отсталостью.   Таким   детям   нужно   специально организованное   обучение   в   школе­интернате   или специальном классе по программе вспомогательной школы. Рассмотрим особенности этих детей. Показ слайда № 21. Ещё одна категория детей показывает недостаточную готовность   к   школьному   обучению:   это педагогически запущенные дети. При определении степени социально­педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии:  ­     динамики   запущенности качественная, Характер (количественная, интегративная); запущенности Выраженность   признаков   (неразвитость   социально­коммуникативных качеств,   низкая   способность   к   социальной рефлексии,   трудности   в   овладении социальными ролями); Общая   необразованность, неразвитость;   необученность, ­ ­ 11 Просмотр  слайда № 20.Просмотр слайда № 21 ­ ­ Уровень средовой адаптации (семья, детский сад,   неформальная   группа   сверстников, школа); Уровень   овладения   социально­значимой деятельностью (ролевая игра, учение).   неблагоприятная   социально­педагогическая Содержательными   критериями   диагностики   в   этом случае должны быть: А) отсутствие патологии развития; Б) ситуация развития; В)   неадекватная,   несоответствующая   возрастным требованиям   и   индивидуальным   возможностям активность   ребенка   как   субъекта   общения   и деятельности; Г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания; Д) общая средовая адаптация; Е) педагогическая трудность ребенка. Педагогическая   запущенность   в   своих   крайних вариантах может приводить к задержке психического развития ребенка.   Показ слайда № 22, 23. Просмотр слайдов  №  22, 23. Педагоги выражают   свое мнение, делятся Подведение итогов занятия. Психолог   предлагает   педагогам   выразить   свое мнение, поделиться впечатлениями от семинара. 1. Что нового вы узнали сегодня? 2. За­ клю­ чи­ 12тель­ ный этап. 2. Было ли что­то, что вас удивило, поразило?  3. Что огорчило, обрадовало? 4. Понравился ли семинар? 5. Пожелания   психологу,   проводящему   такой семинар. впечатлениями. Приложение 1. План психологического обследования готовности детей к обучению в школе. 1. Установление   контакта   с   ребенком.  Сюда   можно   включить   вопросы общего плана: фамилия, имя, возраст, семья, любимые занятия. Рассказать, чем ребенок будет заниматься с психологом, зачем это нужно. 2. Диагностика   кратковременной   памяти.  Методика   «10   картинок». Подберите   и   покажите   по   очереди   ребенку   10   картинок,   на   каждой   из которых   изображен   знакомый   предмет.   Время   демонстрации   каждой картинки – 1­2 секунды. Когда показываете картинки, пусть ребенок вслух называет их. Затем попросите назвать все предметы, которые он запомнил (последовательность не имеет значения).    Средняя продуктивность кратковременной памяти – 6­7       слов, 8 слов –  хорошая продуктивность памяти, более 8 слов – отличная, 5 слов и меньше –  обратить внимание!  В самом конце встречи с ребенком нужно  попросить его ещё раз вспомнить картинки,   которые   вы   ему   показали   в   начале   встречи   (для   диагностики долговременной памяти). 3. Диагностика   внимания.  Методика   «Перепутанные   линии»   (внимание   и восприятие).   Можно   использовать   методику   «Корректурная   проба» (стимульный   материал   состоит   из   набора   чередующихся   геометрических фигур)   –   с   помощью   этой   методики   можно   определить   не   только   уровень   произвольной   регуляции, характеристики   внимания,   но   и   истощаемость   ребенка.   Методика   «Перепутанные   линии»     является предпочтительной с той точки зрения, что стимульный материал методики можно   использовать   многократно   и   на   протяжении   нескольких   лет.   Для методики «Корректурная проба» нужно приготовить бланки для каждого ребенка (они используются один раз).  Результаты   методики   «Перепутанные   линии»  интерпретируются следующим образом: 0 ошибок – очень хорошее восприятие и концентрация внимания, 1­2 ошибки – норма, 3 ошибки – концентрация внимания ниже средней, более 3 ошибок – Внимание! Это может быть связано   с ММД 13(двигательной   расторможенностью),   очень   низким   уровнем   концентрации внимания, быстрой истощаемостью, отвлекаемостью ребенка.  4. Наглядно­образное мышление. Методика «Разрезные картинки». Можно использовать   2   картинки   –   одна   с   открытым   контуром   (вырезанное   по контуру и разрезанное на 6­7 частей по горизонтали, вертикали и диагонали животное)   и   вторая   –   с   закрытым   контуром   (прямоугольная   картинка   с изображением   людей   или   животных   в   действии).   Важно   учесть,   что картинки,   разрезанные   по   вертикали   или   горизонтали   собрать  легче,   чем разрезанные по диагонали. Результаты:   практически   все   дети  6­7   лет   без   особых   трудностей справляются с этим заданием. Если ребенок не может сам сложить картинку более 3­5 минут, то требуется ваша помощь в виде наводящих вопросов, а в более   серьезных   случаях   –   и   прямого   показа.  В   процессе   выполнения ребенком этого задания обращайте внимания на способ, которым пользуется ребенок.   Самый   оптимальный   вариант   –   если   ребенок   при   складывании фигуры   пользуется   методом   зрительного   соотнесения   частей   (зрительно сравнивает части, а потом их соединяет). Хуже обстоят дела, если ребенок действует методом проб и ошибок (наугад перебирает, приставляет друг к другу все части, пока не найдет нужную).  Наибольшие трудности с этим заданием возникают у детей с глубокой ЗПР или   олигофренией.   Но бывает,   что даже   дети  с  умственной отсталостью неплохо справляются с этим заданием.  5. Вербально­логическое мышление. В этом возрасте логическое мышление опирается на высшие формы наглядно­образного мышления, поэтому весь стимульный материал для диагностики должен состоять из картинок. Для   диагностики   умения   выделять   существенные   и   несущественные признаки, умения классифицировать и обобщать можно применять методику «Четвертый лишний» (целесообразно взять 4 набора по 4 картинки – для того, чтобы в случае затруднений ребенка при выполнении этого задания проследить, как он принимает помощь взрослого, пользуется ли ею).  Наборы картинок могут быть следующие: 1 серия. 3 картинки – животные, 1 – птица. 2 серия. 3 картинки – игрушки, 1 – одежда. 3   серия.   3   картинки   –   насекомые   (животные),   1   –   неживой   предмет (автомобиль) 4 серия. 3 картинки – мебель, 1 – посуда. Инструкция:   «Я   положу   перед   тобой   4   картинки.   Назови,   что нарисовано на каждой их них. Одна из картинок лишняя. Тебе нужно выбрать лишнюю картинку, ту, которая не подходит к остальным, а оставшиеся назвать одним словом». Задача   ребенка   –   выделить   лишний   предмет,   тот,   что   не   подходит   к остальным и объяснить, почему он его выбрал, а также обобщить, назвать одним словом оставшиеся предметы.  14Для   этих   же   целей   используется   методика   «Последовательные картинки». Стимульный материал: серия из 3­5 картинок, в которых рассказывается о  каком – то событии. Инструкция: « Посмотри на эти картинки, как ты думаешь, о чем здесь рассказывается?   (Ребенку   дается   время   внимательно   рассмотреть картинки,   после   чего   дается   следующее   задание.)     Теперь   разложи карточки так, чтобы получился рассказ. Что было с самого начала, что потом, а что – после всего. Первую картинку положи сюда (показать), вторую – следом за ней, а сюда – последнюю». После   того,   как   ребенок   закончит   раскладывать   картинки,   его   просят рассказать   историю,   которая   получилась   в   результате   расклада.   Если допущена ошибка, то ребенку указывают на неё в процессе рассказа. Если ребенок   допустил   ошибку   в   первой   серии,   то   взрослый   раскладывает правильно и объясняет свои действия. Тест повторяется с другим набором картинок, чтобы  проверить  обучаемость   ребенка. Это  особенно  важно  для расторможенных   и   педагогически   запущенных   детей.   При   обучении   важно внимательно рассмотреть каждую картинку вместе с ребенком, проговаривая её содержание. Затем анализируется содержание всего рассказа, после чего ребенок раскладывает картинки по порядку. Как правило, большинство детей успешно   справляется   с   заданием.   Однако   при   более   серьезных интеллектуальных отклонениях необходимо раскладывать картинки вместе с ребенком, объясняя, почему картинка кладется на это место.  В норме ребенок 6­7 лет успешно, без помощи взрослого справляется с этими заданиями. Если есть затруднения, то нужно обратить внимание на то, как ребенок берет помощь взрослого. Если активно использует помощь взрослого, то видимо, имеет место педагогическая запущенность. При более серьезных отклонениях в интеллектуальном развитии ребенок плохо использует помощь взрослого,   а   при   ЗПР   органического   генеза   или   олигофрении   несмотря   на помощь   взрослого   ребенок   не   справляется   с   заданиями   или   справляется только   с   некоторыми   сериями,   а   на   остальные   перенести   закономерность, которую надо использовать при выполнении задания, не может. 6. Личностная готовность. Методика   «Графический   диктант»  (разработана   Д.Б.   Элькониным) направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания   взрослого,   правильно   воспроизводить   на   листе   бумаги   заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. 7. Зрительно  – моторная координация.   Оценка   согласованности   действий руки и глаза, умения действовать по образцу: «Тест «Бендер» . 8. Оценка   умения   ориентироваться   в   пространстве,   владение количественным   и   порядковым   счетом   –   прямым   и   обратным   в 15пределах 10­ти, знание цветов и фигур, цифр и букв, умение выделить первый звук в слове. В качестве стимульного материала можно использовать до 10 фигур разного цвета.  9.  Мотивация. В   качестве   материала   для   диагностики   можно   использовать «Экспериментальную   беседу   по   выявлению   «внутренней   позиции школьника»   или   «Методику   исследования   мотивации   учения   у   старших дошкольников   и   первоклассников»   (методика   М.Р.   Гинзбург),   либо методика Т.А. Нежновой "Беседа о школе».  Опыт   показывает,   что   целесообразнее   использовать   материалы «Экспериментальной беседы…», т.к. предшествовать поступлению в школу должна сформированная «внутренняя позиция школьника». Для того, чтобы можно было полноценно и информативно использовать методики Нежновой и   Гинзбург,   дети   уже   должны   быть   достаточно   знакомы   со   школьной жизнью, распорядком и содержанием уроков (более логично эти методики применять   в   период   адаптации   первоклассников   к   школе,   если   у   них возникают   в   это   время   какие­то   адаптационные   проблемы).   В   случае необходимости   «Экспериментальную   беседу   …»   можно   сократить   до вопросов   «Хочешь   ли   пойти   в   школу?   Почему?   Чем   ты   там   будешь заниматься?». 10. Исследование кругозора, осведомленности, уровень общего развития. Можно использовать опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я.   Йерасека   (целиком   или   некоторые   вопросы),   а   также   в   качестве вспомогательного   теста   –   «Рисунок   человека».   В   качестве   индикатора развития   ребенка   может   служить   понимание   и   объяснение   им   смысла коротких рассказиков типа «Плохой сторож» и «Умная галка».  11. Подведение итогов, определение ребенка в класс. Психолог   подводит   качественные   и   количественные   итоги   по   всем параметрам готовности к школе в соответствии с системой оценок, данной для каждой методики. Дети,   отлично,   хорошо   и   средне   справившиеся   со   всеми   заданиями зачисляются в обычные классы общеобразовательной школы.   Дети, имеющие уровень готовности к школе ниже среднего и по своим характеристикам   подходящие   для   обучения   в   классе   компенсирующего обучения   (соматически   ослабленные   или   педагогически   запущенные),   по итогам психолого­медико­педагогического консилиума зачисляются в класс компенсирующего обучения. Дети, с трудом справляющиеся с заданиями, обнаруживающие   низкий   уровень   сформированности   мышления, концентрации внимания, произвольности поведения, признаки двигательной расторможенности обследованию специалистами  ПМПК (медико­психолого­педагогической  комиссии).  Для этого   необходимо   представить   списки   таких   детей   в   Комитет   по образованию   района,   к   ним   приложить   данные   психологического дополнительному     подлежат   16обследования (протоколы) на каждого из детей. Вопрос о том, как будет обучаться   данный   ребенок,   решается   только   после   обследования специалистами ПМПК и на основании их заключения.  17