ПРЕЗЕНТАЦИЯ и План – конспект урока по литературному чтению в 3 классе: «Чтобы помнили…»
Оценка 4.9

ПРЕЗЕНТАЦИЯ и План – конспект урока по литературному чтению в 3 классе: «Чтобы помнили…»

Оценка 4.9
Аудио +1
docx
чтение
3 кл
29.01.2017
ПРЕЗЕНТАЦИЯ и План – конспект урока по литературному чтению в 3 классе: «Чтобы помнили…»
конспект.docx

План – конспект урока по литературному чтению в 3 классе:

«Чтобы помнили…»

 

Тема урока: «Чтобы помнили: В.Высоцкий «Он не вернулся из боя»

Автор: Чебоксарова Марина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ НОШ № 43 г. Череповца

 

Цель:

·        Используя литературное произведение вспомнить героев Великой Отечественной войны. 

·        Научить передавать чувство скорби, трагизм в выразительном чтении. 

Задачи:

Образовательные:

·      Учить содержательному анализу произведения; 

·      Познакомить с творчеством В.Высоцкого; 

Развивающие:

·        Развивать память, монологическую речь; 

·        Продолжить работу по развитию навыков беглого, выразительного, осознанного чтения;

Воспитательные:

·        Воспитывать молодое поколение на примере подвигов дедов и отцов; 

·        Воспитывать непримиримость к войне, насилию, несправедливости; 

·        Учить чувствовать боль другого человека от потери друга. 

Методы обучения: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый. 

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «Литературное чтение. 3 класс» автор Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

 

    Этапы урока

                                             Ход урока

Формирование УУД

 

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Слайд 1

У. В этом году наша страна будет отмечать 70-летие победы. Мы с Вами изучаем с этого учебного года историю и уже посмотрели на ВОВ с точки зрения историков – это сухие факты и события.

А литераторы позволяют нам посмотреть на исторические события через призму эмоций.

Слайды с фото: на этих фотографиях мы видим тех, кто принимал участие в войне и пронес ее в своем сердце. Именно они взрослели, защищая нашу Родину и обеспечивая наше с вам будущее. Это наши деды, прадеды, бабушки и прабабушки, все они граждане великой страны, нашей страны.

Слайды 2-4

 

Личностные

Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать.

Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Интерес к чтению, ведению диалога с автором текста, потребность в чтении.

II. Открытие нового знания.

У. Слайд война.

22 июня самый длинный день. Сочетание трех мирных слов. Самый длинный день. А когда произносишь, получается как-то тревожно. Будто 7 лет прошло, а не 70. Самый светлый день, самая короткая ночь. Именно в эту ночь 1941 года фашистская Германия вероломно напала на территорию Советского Союза. 

Скажите, пожалуйста, когда мы  произносим ВОЙНА, какие мысли, слова, эмоции возникают, приходят на ум?

Слайд 5

 

Читает учитель

А. Твардовского «Война – жесточе нету слова»

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

 

 

 

Регулятивные

Самостоятельно формулировать тему и цели урока

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

 

III. Формулирование темы и целей урока.

 

У. Мы с Вами видим, что война, даже если она закончилась нашей победой, не всегда несет радостные чувства. Боль потери коснулась не только родных и близких павших смертью храбрых, эта боль прошла через сердце каждого человека. Боль войны прошла и через сердце Владимира Семёновича Высоцкого. 

Сегодня мы познакомимся с произведением В.С.Высоцкого.

Прочитайте название стихотворения. 

Можно ли по названию стихотворения определить о ком или о чем пойдет речь?

 Ответы учащихся

 

 

IV. Первичное знакомство с произведением.

Слайд 6

У: В большой коммунальной квартире на Первой Мещанской улице в Москве, где царила настоящая дружба, жил маленький Володя. Высоцкий заходил в любые комнаты, соседи всегда встречали его с лаской, играли с ним, угощали гостинцами. Наверное, поэтому в нем зрела светлая и непосредственная доброта, которая отпечатывалась в его песнях. Отец Владимира – военный, ветеран войны. Мать – Нина Максимовна работала бухгалтером.

Он никогда не был на войне, но, прочувствовав и представив весь её ужас, он написал много песен и стихов. Люди, которые слышали его песни и стихи, писали ему письма, узнавая в них своих друзей. «А помнишь Володя?» - обращались они к автору.

У. Сейчас мы послушаем стихотворение Высоцкого в неавторском исполнении.

Услышать голос Высоцкого мы сможем чуть позже.

Я могу прочитать вам это стихотворение или мы послушаем его в исполнении школьника, участника конкурса чтецов?

 

Первичное чтение 

Целевой вопрос.

Прослушав стихотворение, постарайтесь ответить на вопрос:  
- Какое настроение автора вы почувствовали (спокойное, мечтательное, тоскливое, печальное, грустное). Обоснуйте свой выбор. 

 

(Ответы на вопрос, поставленный перед чтением) 
- Какие чувства возникли в вашем сердце? Выразите одним словом. (изумление, тоска, горечь, спокойствие, печаль, грусть, жалость)

 
Определение темы стихотворения

Давайте послушаем стихотворение в исполнении школьника.

Запись 1

- Определим тему стихотворения (Тема – это то, о чем или о ком говорится в стихотворении) 

(о погибшем друге) 

 

Чтение про себя

- Сейчас читаем стихотворение про себя и готовимся его прочитать вслух так, чтобы передать настроение автора и выразить свои чувства. 

Чтение «цепочкой»


Словарная работа 


- Объясните значение следующих словосочетаний.

Молчал невпопад – молчал, когда не надо

Наши павшие – погибшие 

Землянка – крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия. 

 

Познавательные

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст- иллюстрации, таблица, схема).

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

Пользоваться словарями, справочниками.

Осуществлять анализ и синтез.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить рассуждения.

 

V. Физкульминутка.

Слайд 7

В дни роковые даже дети

Бросались на защиту рубежей.

Ну, что, защитники планеты,

Давайте разомнёмся поскорей.

Встали все по стойке «смирно».

Вправо, влево голова.

Взглядом водим очень мирно

Вверх и вниз, туда, сюда.

Наклонились, потянулись,

Самолётом полетим,

Разогнулись и салют изобразим.

Раз – налево, два – направо,

Три – кругом и шагом марш.

Стойкие солдаты, браво.

Продолжаем урок наш.

 

 

VI. Анализ произведения.

Выборочное чтение

У: В какой форме написано стихотворение? (в форме монолога) Что такое монолог?

По своей форме стихотворение Владимира Высоцкого – монолог бойца о товарище, убитом во время боя. Оставшийся в живых друг полон горя и тревоги, не находит себе места, всё вокруг ему кажется изменившимся, потускневшим. 

- Кто является центральным образом в стихотворении? (погибший друг)

- Почему оставшемуся в живых другу кажется все не таким, потускневшим, изменившимся? (его друг не вернулся из боя; он полон горя, не находит себе место)

С чем поэт сравнивает потерю друга? Докажите строками из произведения.

Д: С потухшим костром

(Для меня словно ветром задуло костёр, 

Когда он не вернулся из боя).

Д: Потерю друга поэт сравнивает с потухшим от внезапного ветра костром. Когда сидишь возле него, не замечаешь его тепла и света, но стоит огню погаснуть, как на душе становится неуютно. Еще труднее привыкнуть к мысли о том, что друга уже нет. 

У: Каждая строфа заканчивается одной и той же фразой. Какой? Почему? 

Д: (отвечают) Чтобы усилить трагизм потери друга, ощущение горечи от потери друга. 

У: Как автор относился к другу, когда тот был живым? Прочитайте. 

Д: Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое, 

Он мне спать не давал, он с восходом вставал

У: Как вы понимаете эти строки? «Наши мёртвые нас не оставят в беде,

Наши павшие, как часовые»? 

Д: Погибшие солдаты всегда будут напоминать об ужасах войны, которая не должна повториться. 

У: Владимир Высоцкий подчёркивает обыкновенность солдата погибшего в бою, не упоминается о его наградах, званиях. Это солдат, каких было тысячи, миллионы. Но он отдал свою жизнь ради спасения жизни на земле, ради торжества Человека, поэтому он достоин славы и уважения.

- В течении всего стихотворения поэт размышляет и вспоминает время, когда друзья были рядом.

- О чем он вспоминает? (прочитать)

- Чем всегда прерываются эти воспоминания?

(Чувство невосполнимой потери, образовавшаяся пустота не дает поэту покоя, он постоянно ощущает эту пустоту)

- Поэт не может свыкнуться со смертью своего друга, он его ищет среди живых.

- Прочитать.

- Как вы понимаете строки стихотворения.

… Только кажется мне, это я не вернулся из боя? (поэтому очень тоскливо и одиноко, не стало друга и ему кажется, что это он сам погиб, ведь даже время у них было на двоих, они были как одно целое)

 

Эти стихи положены на музыку, и сейчас мы с вами прослушаем запись песни в исполнении самого Владимира Семёновича Высоцкого.

 

 

Коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Задавать вопросы.

VII. Дифференцированное задание (3 уровня)

Слайд 8

1 группа. Прочитайте строки, в которых выражена основная идея стихотворения. 
(погибшие солдаты всегда будут нам напоминать об ужасах войны и что они не должны повториться. Мы всегда будем помнить погибших.) 
2 группа. Что главное в стихотворении: природа, событие, образ человека, действие. 
3 группа. Найти в стихотворении сравнения (Человек погибает, а природа все та же.

Вырвались слова, будто из плена весна.

Павшие, как часовые)

 

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Кто для себя на уроке сделал открытие? 
- Кому на уроке было интересно? 
- Кто доволен своими ответами? 

 

VIII. Домашняя работа (включающая инвариант и

вариант).

Слайд 9

- Как каждый урок, на котором мы говорим о войне, я заканчиваю словами о мире, так и этот урок я хочу закончить словами пожелания всем. 
- Пусть во всем мире будет голубое небо, растут цветы и летают птицы – вестники мира и счастья на Земле. 

Посланники мира – это белые голуби. 
- Поднимитесь над землей, один голубь и другой, пусть увидят все на свете, что выступают за мир наши дети. Поднимите голубей над собой и скажем вместе: Мы за мир!

Украсьте дома каждый своего голубя и подарите тому, кто воевал за нас и сделал все, чтобы мы жили в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://media.ffclub.ru/up166946-13128457712042547912olive_branch_hi.pnghttp://media.ffclub.ru/up166946-13128457712042547912olive_branch_hi.png

 


План – конспект урока по литературному чтению в 3 классе: «Чтобы помнили…»

План – конспект урока по литературному чтению в 3 классе: «Чтобы помнили…»

Родину и обеспечивая наше с вам будущее

Родину и обеспечивая наше с вам будущее

Ответы учащихся IV.

Ответы учащихся IV.

Чтение про себя - Сейчас читаем стихотворение про себя и готовимся его прочитать вслух так, чтобы передать настроение автора и выразить свои чувства

Чтение про себя - Сейчас читаем стихотворение про себя и готовимся его прочитать вслух так, чтобы передать настроение автора и выразить свои чувства

Оставшийся в живых друг полон горя и тревоги, не находит себе места, всё вокруг ему кажется изменившимся, потускневшим

Оставшийся в живых друг полон горя и тревоги, не находит себе места, всё вокруг ему кажется изменившимся, потускневшим

В течении всего стихотворения поэт размышляет и вспоминает время, когда друзья были рядом

В течении всего стихотворения поэт размышляет и вспоминает время, когда друзья были рядом

VIII. Домашняя работа (включающая инвариант и вариант)

VIII. Домашняя работа (включающая инвариант и вариант)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ и План – конспект урока по литературному чтению в 3 классе: «Чтобы помнили…»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ и План – конспект урока по литературному чтению в 3 классе: «Чтобы помнили…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017