План – конспект урока по литературному чтению в 3 классе:
«Чтобы помнили…»
Тема урока: «Чтобы помнили: В.Высоцкий «Он не вернулся из боя»
Автор: Чебоксарова Марина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ НОШ № 43 г. Череповца
Цель:
· Используя литературное произведение вспомнить героев Великой Отечественной войны.
· Научить передавать чувство скорби, трагизм в выразительном чтении.
Задачи:
Образовательные:
· Учить содержательному анализу произведения;
· Познакомить с творчеством В.Высоцкого;
Развивающие:
· Развивать память, монологическую речь;
· Продолжить работу по развитию навыков беглого, выразительного, осознанного чтения;
Воспитательные:
· Воспитывать молодое поколение на примере подвигов дедов и отцов;
· Воспитывать непримиримость к войне, насилию, несправедливости;
· Учить чувствовать боль другого человека от потери друга.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый.
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «Литературное чтение. 3 класс» автор Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД
|
I. Актуализация знаний. |
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Слайд 1 У. В этом году наша страна будет отмечать 70-летие победы. Мы с Вами изучаем с этого учебного года историю и уже посмотрели на ВОВ с точки зрения историков – это сухие факты и события. А литераторы позволяют нам посмотреть на исторические события через призму эмоций. Слайды с фото: на этих фотографиях мы видим тех, кто принимал участие в войне и пронес ее в своем сердце. Именно они взрослели, защищая нашу Родину и обеспечивая наше с вам будущее. Это наши деды, прадеды, бабушки и прабабушки, все они граждане великой страны, нашей страны. Слайды 2-4
|
Личностные Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать. Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Интерес к чтению, ведению диалога с автором текста, потребность в чтении. |
II. Открытие нового знания. |
У. Слайд война. 22 июня самый длинный день. Сочетание трех мирных слов. Самый длинный день. А когда произносишь, получается как-то тревожно. Будто 7 лет прошло, а не 70. Самый светлый день, самая короткая ночь. Именно в эту ночь 1941 года фашистская Германия вероломно напала на территорию Советского Союза. Скажите, пожалуйста, когда мы произносим ВОЙНА, какие мысли, слова, эмоции возникают, приходят на ум? Слайд 5
Читает учитель А. Твардовского «Война – жесточе нету слова» Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – святее нету слова. В тоске и славе этих лет, И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет.
|
Регулятивные Самостоятельно формулировать тему и цели урока Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
|
III. Формулирование темы и целей урока.
|
У. Мы с Вами видим, что война, даже если она закончилась нашей победой, не всегда несет радостные чувства. Боль потери коснулась не только родных и близких павших смертью храбрых, эта боль прошла через сердце каждого человека. Боль войны прошла и через сердце Владимира Семёновича Высоцкого. Сегодня мы познакомимся с произведением В.С.Высоцкого. Прочитайте название стихотворения. Можно ли по названию стихотворения определить о ком или о чем пойдет речь? Ответы учащихся
|
|
IV. Первичное знакомство с произведением. |
Слайд 6 У: В большой коммунальной квартире на Первой Мещанской улице в Москве, где царила настоящая дружба, жил маленький Володя. Высоцкий заходил в любые комнаты, соседи всегда встречали его с лаской, играли с ним, угощали гостинцами. Наверное, поэтому в нем зрела светлая и непосредственная доброта, которая отпечатывалась в его песнях. Отец Владимира – военный, ветеран войны. Мать – Нина Максимовна работала бухгалтером. Он никогда не был на войне, но, прочувствовав и представив весь её ужас, он написал много песен и стихов. Люди, которые слышали его песни и стихи, писали ему письма, узнавая в них своих друзей. «А помнишь Володя?» - обращались они к автору. У. Сейчас мы послушаем стихотворение Высоцкого в неавторском исполнении. Услышать голос Высоцкого мы сможем чуть позже. Я могу прочитать вам это стихотворение или мы послушаем его в исполнении школьника, участника конкурса чтецов?
Первичное чтение Целевой вопрос. Прослушав стихотворение, постарайтесь ответить
на вопрос:
(Ответы на вопрос, поставленный перед
чтением) Давайте послушаем стихотворение в исполнении школьника. Запись 1 - Определим тему стихотворения (Тема – это то, о чем или о ком говорится в стихотворении) (о погибшем друге)
Чтение про себя - Сейчас читаем стихотворение про себя и
готовимся его прочитать вслух так, чтобы передать настроение автора и
выразить свои чувства. Чтение «цепочкой»
Молчал невпопад – молчал, когда не надо Наши павшие – погибшие Землянка – крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия.
|
Познавательные Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст- иллюстрации, таблица, схема). Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения.
|
V. Физкульминутка. |
Слайд 7 В дни роковые даже дети Бросались на защиту рубежей. Ну, что, защитники планеты, Давайте разомнёмся поскорей. Встали все по стойке «смирно». Вправо, влево голова. Взглядом водим очень мирно Вверх и вниз, туда, сюда. Наклонились, потянулись, Самолётом полетим, Разогнулись и салют изобразим. Раз – налево, два – направо, Три – кругом и шагом марш. Стойкие солдаты, браво. Продолжаем урок наш.
|
|
VI. Анализ произведения. Выборочное чтение |
У: В какой форме написано стихотворение? (в форме монолога) Что такое монолог? По своей форме стихотворение Владимира Высоцкого – монолог бойца о товарище, убитом во время боя. Оставшийся в живых друг полон горя и тревоги, не находит себе места, всё вокруг ему кажется изменившимся, потускневшим. - Кто является центральным образом в стихотворении? (погибший друг) - Почему оставшемуся в живых другу кажется все не таким, потускневшим, изменившимся? (его друг не вернулся из боя; он полон горя, не находит себе место) С чем поэт сравнивает потерю друга? Докажите строками из произведения. Д: С потухшим костром (Для меня словно ветром задуло костёр, Когда он не вернулся из боя). Д: Потерю друга поэт сравнивает с потухшим от внезапного ветра костром. Когда сидишь возле него, не замечаешь его тепла и света, но стоит огню погаснуть, как на душе становится неуютно. Еще труднее привыкнуть к мысли о том, что друга уже нет. У: Каждая строфа заканчивается одной и той же фразой. Какой? Почему? Д: (отвечают) Чтобы усилить трагизм потери друга, ощущение горечи от потери друга. У: Как автор относился к другу, когда тот был живым? Прочитайте. Д: Он молчал невпопад и не в такт подпевал, Он всегда говорил про другое, Он мне спать не давал, он с восходом вставал. У: Как вы понимаете эти строки? «Наши мёртвые нас не оставят в беде, Наши павшие, как часовые»? Д: Погибшие солдаты всегда будут напоминать об ужасах войны, которая не должна повториться. У: Владимир Высоцкий подчёркивает обыкновенность солдата погибшего в бою, не упоминается о его наградах, званиях. Это солдат, каких было тысячи, миллионы. Но он отдал свою жизнь ради спасения жизни на земле, ради торжества Человека, поэтому он достоин славы и уважения. - В течении всего стихотворения поэт размышляет и вспоминает время, когда друзья были рядом. - О чем он вспоминает? (прочитать) - Чем всегда прерываются эти воспоминания? (Чувство невосполнимой потери, образовавшаяся пустота не дает поэту покоя, он постоянно ощущает эту пустоту) - Поэт не может свыкнуться со смертью своего друга, он его ищет среди живых. - Прочитать. - Как вы понимаете строки стихотворения. … Только кажется мне, это я не вернулся из боя? (поэтому очень тоскливо и одиноко, не стало друга и ему кажется, что это он сам погиб, ведь даже время у них было на двоих, они были как одно целое)
Эти стихи положены на музыку, и сейчас мы с вами прослушаем запись песни в исполнении самого Владимира Семёновича Высоцкого.
|
Коммуникативные Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы. |
VII. Дифференцированное задание (3 уровня) |
Слайд 8 1 группа. Прочитайте строки, в которых выражена
основная идея стихотворения. Вырвались слова, будто из плена весна. Павшие, как часовые) |
|
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. |
- Кто для себя на уроке сделал открытие? |
|
VIII. Домашняя работа (включающая инвариант и вариант). |
Слайд 9 - Как каждый урок, на котором мы говорим о
войне, я заканчиваю словами о мире, так и этот урок я хочу закончить словами
пожелания всем. Посланники мира – это белые голуби. Украсьте дома каждый своего голубя и подарите
тому, кто воевал за нас и сделал все, чтобы мы жили в мире. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.