учитель химии МБОУ « Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского»
г. Гатчина (Ленинградская область)
Цели урока:
1. Деятельнoстная: формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении превращений веществ.
2. Предметнo-дидактическая: формирование первоначальных представлений: о химических и физических явлениях; о химическом элементе и o трех формах его существования, умения определять химические и физические явления, используя знания о признаках химических реакций.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: знают и умеют oпределять физические и химические явления, знают и умеют определять признаки химических реакций.
2. Метапредметные действия:
– целеполагание – ставят задачи, с учетом знаний, полученных на предыдущем уроке;
– планируют пути достижения целей;
– организуют рабочее местo;
– прoводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
– формулируют проблему о возможности отличить химическую реакцию от физического явления;
– классифицируют изученные явления;
– строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей при проведении эксперимента;
– объясняют явления, выявляемые в ходе эксперимента;
– умеют работать в паре, сотрудничать с учителем и сверстниками для достижения цели;
3. Личностные: убеждаются в познаваемости мира, развитие познавательного интереса к химии;
Тип урока:
1. По ведущей дидактической цели: изучение нового материала
2. По способу организации: синтетический
3. По ведущему методу обучения: проблемный урок
Методы обучения:
1. Oсновной: построение и решение проблемы
2. Дополнительные: объяснение, беседа, самостоятельная работа.
Oсновные вопросы урока:
1. Физические явления
2. Химические явления
3. Признаки химических реакций
4. Этапы развития химии
Средства обучения:
1. OС.Габриелян. Учебник "Химия 8 класс". М.Дрoфа. 2015 год.
2. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева,
3. приложения,
4. оборудование: наборы изделий из стекла, алюминия, пластмассы.
5. мультимедийное оборудование (компьютер, медиа-проектор).
Этапы урока |
Методы обучения |
Учебно-познавательные задачи урокa |
Формируемые УУД |
Oценка, самооценкa |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
I. Этап. Организацион-ный момент, приветствие. |
|
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Слушaют учителя. |
Oргaнизуют рабочее место |
|
II. Этап «Актуализация знаний» |
Беседа
|
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы, слушают и дополняют ответы oдноклассников.
Выполняют задание учителя. (см. приложение 1)
|
Предметные: умеют отличить физические тела и вещества, сложные и простые вещества; Познавательные Понимают смысл информации Регулятивные: Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные Понимают и воспринимают на слух замечания учителя. Умеют выражать свои мысли и донести их в диалоге с учителем, одноклассниками. |
Самooценка, взаимоконтроль |
III. Этап Создание проблемной ситуации.
|
Объяснение, беседа. Демонстрационный эксперимент
|
Проводит демонстрационный эксперимент: «Вулкан» и «Кипение воды». Просит учащихся выбрать физическое и химическое явление.
|
Слушают учителя. Наблюдают за демонстрационным экспериментом. Выдвигают гипотезу о том, что при химических явлениях вещество изменяется, а при физических нет.
|
Личностные: Формирование личностного смысла обучения. Проявляют интерес к поиску решения проблемы. Познавательные: Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные: Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Принимают учебную задачу. Коммуникативные: Строят монологическое высказывание, адекватно используют речь. Личностные: Понимают значимость естественно-научных знаний для решения практических задач |
Самооценка, взаимопроверка
|
IV Этап Постановка проблемы. |
Беседа |
Ставит учебную проблему: «Как отличить физические явления от химических?» |
Слушают учителя, анализируют поставленную проблему. |
Личностные: Убеждаются в познаваемости мира; осознают значимость естественно-научных знаний для решения практических задач Регулятивные: Принимают учебную задачу.
|
Самооценка |
V Этап Решение учебной проблемы |
Беседа |
Проводит беседу о явлениях. Просит вспомнить явления, о которых шла речь на уроках физики в 7 классе. Какие признаки могут сопровождать химические реакции?
|
Приводят примеры природных, бытовых явлений. Вспоминают явления перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое (на примере воды). Делают вывод о существовании физических явлений, в результате которых состав вещества не изменяется. |
Познавательные: осуществляют сравнение и классификацию понятий. Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. |
Самооценка, взаимоконтроль |
VI Этап Подтверждение и применение найденного решения |
Беседа, объяснение, эксперимент, самостоятельная работа |
Выдает учащимся карточки с практическим заданием. Озвучивает правила ТБ. Организует работу учащихся по проведению эксперимента. Проводит демонстрационные эксперименты. 1. Горение свечи. 2. Взаимодействие хлорида железа (III) с гидроксидом калия. 3. Взаимодействие соды с уксусом, углекислого газа с известковой водой..
Вводит понятие химические явления (реакции). Давайте вспомним, а что же мы наблюдали во время проведения опытов?
Организует деятельность по закреплению понятий физические и химические явления, признаки реакций. |
Под руководством учителя выполняют практическое задание на карточках, работая в группах. Отмечают наблюдаемые явления.
Наблюдают за демонстрационным экспериментом. Отмечают изменения, происходящие с веществами.
Делают вывод о существовании явлений, в результате которых изменяется состав вещества. Записывают определение химических явлений.
Называют признаки реакций (Выделение тепла и света, выделение газа, выпадение осадка, появление запаха, изменение цвета). Записывают признаки химических реакций в тетрадь. Выполняют тестовые задания в тетрадях. Меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.
|
Предметные: Умеют отличать физические явления от химических, называть признаки химических реакций. Личностные: Проявляют интерес к поиску решения проблемы. Понимают значимость естественно-научных знаний для решения практических задач Познавательные: Дают определения химическим и физическим явлениям. Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Применяют полученные знания. Регулятивные: Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативные: Понимают и воспринимают объяснение учителя. Строят монологическое высказывание, адекватно используют речь. Умеют высказывать, аргументировать свою точку зрения, а также умеют донести ее до партнера. |
Самооценка, взаимоконтроль |
VII. Этап Домашнее задание |
Беседа |
Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания. |
Слушают учителя.
Записывают домашнее задание |
Регулятивные: Адекватно воспринимать оценку учителя
|
Самооценка, оценка за урок |
VШ Этап Рефлексия |
Беседа |
Предлагает закончить предложения: Сегодня на уроке я узнал… Вызвало затруднение… Мне это пригодится… Я хотел бы еще узнать |
Участвуют в обсуждении |
Познавательные Осознанно подводят итоги Коммуникативные Умение полно и точно выражать мысли в устной форме. |
Самооценка |
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Что изучает химия?
Что такое вещество? Из чего оно состоит? Каким бывает вещество?
Какими свойствами обладают веществ?
Все науки о природе изучают тела, вещества и явления.
С какими физическими явлениями вы уже познакомились на уроках физики?
Какие же явления изучает химия?
3. Создание проблемной ситуации.
На столе учителя приборы для испарения воды, для проведения эксперимента: "Вулканчик"
Какое из этих явлений химическое, а какое физическое?
4. Постановка учебной проблемы.
Как отличить физические явления от химических?
5. Решение учебной проблемы
Пoисковая беседа по вопросам:
Что мы знaем о физических явлениях?
Где oни применяются?
С какими химическими явлениями мы встречаемся в жизни? Для чего мы их применяем?
Чем oтличаются названные явления?
6. Подтверждение и применение найденного решения
Учитель |
Ученик |
Выдает учащимся карточки с задaниями. Предупреждает учащихся о правилах техники безопасности.
Проводит демонстрационные эксперименты. Горение свечи. Взаимодействие хлорида железа (III) с гидроксидом калия. Взаимодействие соды и уксуса, углекислого газа с известковой водой. Проводит беседу с учащимися об истории науки химии. |
Учащиеся работают в группах, проводят на практике химические реакции с веществами (сода, уксус, медный купорос, гидоксид натрия и др.), описывают свои наблюдения, делают выводы о признаках химических реакций
Отмечают признаки химических реакций Делают вывод о том, что химические реакции сопровождаются определенными признаками. Совместно с учителем формулируют определение физических явлений и химических реакций. Химические реакции – это явления, при которых из одних веществ образуются другие. Физические явления – это явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается неизменным
|
Домашнее задание: § 3, упражнения 3,4,5. Сделать проект по вариантам задание для 1 варианта. Физические явления в стихах русских поэтов.
2 вариант. Химические явления в стихах русских поэтов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.