Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тигинская школа»
Направление «ЕГЭ и ГИА. Проблемы и пути решения»
Автор:
Бильчугова Татьяна Михайловна
Учитель
2016 год
«Нет неспособных к математике детей»
(концепция развития математического образования)
При любой методике обучения, при самой лучшей ее организации одни
ученики будут продвигаться успешнее, без особой затраты сил, другие менее
успешно и с большим трудом. Поэтому, на этапе подготовки к ГИА работа с
учащимися должна носить дифференцированный характер. Не надо навязы
вать «слабому» школьнику необходимость решения задач повышенного и тем
более высокого уровня, лучше дать ему возможность проработать базовые знания и умения. И не надо без необходимости задерживать «сильного»
ученика на решении заданий базового уровня. Учителю следует ставить перед
каждым учащимся ту цель, которую он может реализовать в соответствии с
уровнем его подготовки, при этом возможно опираться на самооценку и
устремления каждого учащегося.
I четверть.
Деятельность учителя: *На первом уроке выясняет желаемый
результат учеников по предмету. *Определяет уровень подготовки каждого в
классе. *Используя знания педагогики и психологии, принимая во внимание
их возрастные особенности, анализирует причины недостаточной подготовки
учащихся, обозначает индивидуальные проблемы, причины неуспеваемости,
намечает план работы с учащимися. *Делит условно класс на три группы по
планируемым ими результатам на экзамене: «А» ≤ «3»; «3»≤ «В» ≤ «4»;
«С» ≥ «4». * Ведет ежедневную работу по убеждению всех групп подростков
в необходимости знаний и доверию между учителем и учеником – результат
нужен ученику. *Доказывает первой тренировочной работой ученикам, что «я
знаю, что ничего не знаю», что знаний для заявленных оценок очень мало и это
является мотивацией для серьезной работы по предмету. *Создает с детьми
справочник по алгебре с образцом выполнения заданий по всем темам с
опережением изучаемого материала, применяя разные способы решения
задания, поэтому группы «В» и «С» могут выполнять задания по образцу и
нарабатывают навыки, например, по теме «Прогрессии», которая изучается в
конце года. *Обеспечивает каждого ученика необходимыми пособиями:
Справочник по геометрии «Планиметрия», «3000 задач с ответами по
математике» банк заданий ГИА под редакцией И.В. Ященко с ответами;
«Математика. Геометрия. Подготовка к ГИА» с ответами, что дает
возможность самоподготовки, поиска нужной информации для решения
заданий. *Зная особенности решения заданий каждым учеником, терпеливо и
спокойно объясняет разные способы решения, проверку выполнения заданий, доводит до ученика материал даже начальной школы. * Оказывает помощь
ученикам в ликвидации пробелов в обучении. *Поощряет нестандартное
решение, решение задания из II части оценкой «5», настойчиво предлагая
задания II части. * Так как всё познается в сравнении, то результаты работ
каждого ученика заносятся в таблицу, сравниваются с предыдущими,
строится гистограмма успеха и анализируется персональный результат.
*Посещает родительское собрание в выпускном классе, знакомит родителей с
особенностями экзамена по математике, уровнем подготовки детей, планом
работы по подготовке к экзамену, психологической помощи со стороны
домашних. *Ведет элективный курс «Избранные вопросы математики».
*Проводит консультации два раза в неделю со всем классом и ежедневно
индивидуальные до и после уроков; местные ребята имеют возможность
дополнительных занятий в субботу (со второй четверти).
Деятельность ученика: * Настраивается на кропотливую серьезную работу,
осознает, что результат зависит только от его желания трудиться. * Так как
тренировочные работы проводятся в условиях, максимально приближенных к
экзаменам, то он привыкает к атмосфере экзамена, рассчитывает только на
себя. * Учится для достижения понимания изучаемого материала привлекать
наглядные средства обучения, например, координатную прямую при
сравнении чисел, при решении неравенств и систем неравенств, график
квадратичной функции при решении квадратных неравенств и т.д. * Группа
«А» решает по темам задания из Сборника, проверяет ответы, вместе с
учителем разбирает ошибки; на консультациях учится проговаривать то, что
выполняет, подробно записывает решение. * Группа «В» решает несколько
заданий по темам, если все понятно и сходится с ответом, идут дальше. *
Группа «С» просматривает задания, решает те, в которых не уверена, при
неправильном ответе разбирает его с учителем.
Результаты: Обычно, результаты первых двух тренировочных работ
(проводятся раз в месяц) бывают низкие; приходит понимание почти ко всем, что работать, если и не хочется, то придется. Особое внимание
слабоуспевающим: прописываем все словами, отмечаем данные на чертеже,
чертим координатную прямую – нужно вселить в них уверенность, что еще
есть время для подготовки и его нужно грамотно использовать.
II четверть.
Деятельность учителя: * Заканчивает создание справочника по алгебре.
*Так как «Нельзя понять мир, не зная геометрии», то настраивает класс на
решение геометрических задач, повторяя материал с 7 класса, с постоянным
обращением к справочнику; разбирает геометрические задания из II части,
показывая грамотное оформление решения; учит работе с чертежом, считая,
что правильный чертеж – это половина решения задачи. *В декабре всем
выдает «Типовые экзаменационные материалы. 36 вариантов. Под редакцией
И.В. Ященко» без ответов. *Знакомит учащихся с особенностями
психологической подготовки, выдав каждому памятку для изучения ее дома с
родителями. *Продолжает формировать у обучающихся навыки
самопроверки, прикидке результата; контролю времени выполнения заданий;
приему «спирального движения» по тесту. *Старается прогнозировать
ситуации, которые будут трудны для конкретного ученика, и те, где он будет
наиболее успешен.
Деятельность ученика: * Решает геометрию, работает с чертежом,
оформляет решение. *Группа «С» заканчивает работу со Сборником. *Группы
«В» и «А» продолжают решать Сборник, при этом записывают решение
подробно, чтобы можно было найти слабое место, учимся делать проверку
полученных результатов. *В декабре начинает решать работы из «36
вариантов»: группа «А» прорешивает задания I части; группы «В» и «С» I
часть решают на черновике, записывая ответ в таблицу, но обязаны
попытаться разобраться в задачах II части, которые затем разбираются и снова
поощряются «5». *Учится контролировать время выполнения заданий, перед
записью ответа снова читать вопрос. Результаты: баллы за тренировочные экзаменационные работы повышаются
незначительно, т.к. задач II части решается мало и есть проблемы по
геометрии. При разборе заданий II части работы учимся давать полные
обоснования своих действий, не пропускать этапы решения, верно записывать
ответ. Продолжается работа с чертежами. Провоцируется у обучающихся
желание к волевому усилию – не бросать решение задач с «нестандартными»
формулировками. Ко всем учащимся пришло понимание подготовки к ОГЭ,
не боятся геометрических задач, пытаются решить задачи II части. *Так как
«слеп физик без математики», то на уроках физики идет работа с графиками,
формулами, рассматриваются приемы быстрого счета, записи чисел в
стандартном виде. Участвуем всем классом в интернет проекте
«Удивительный мир физики» формируем метапредметные результаты.
III
четверть Так как «нельзя изучить математику, наблюдая, как это
делает сосед», начинаем решать самостоятельно, объяснять решение другим:
работаем в парах и группах.
Деятельность учителя: *Разбирает на уроках и консультациях различные
типы задач для II части работ, показывая красоту и простоту рассуждений в
математике. *Требует решения с 21 по 25 задания от группы «С», по
возможности от «В», за решение №26 – отдельная «5». *Проверяет каждое
решение заданий второй части, указывая на неточности в чертежах,
пояснениях, возможности рационального решения; разбирает с каждым
замечания проверки. *Организует повторение материала по темам по алгебре
и геометрии, принимает зачеты.
Деятельность ученика: *Повторяет материал алгебры и геометрии по темам
со сдачей зачетов. *Группы «В» и «С» решают самостоятельно задания второй
части, учитывая ошибки предыдущих решений. *Группа «А» решает подробно
задания первой части Сборника 36 заданий. *Жесткий контроль за временем
выполнения заданий: группы «В» «С» должны за урок успевать выполнить I
часть. Результаты: Убеждаемся, что прав был Эдисон: «Гений состоит из 1%
вдохновения и 99 % потения» и учимся преодолевать трудности и
собственную лень; почти у всех ребят сформирована ответственность за
подготовку к экзамену. Участие во II туре интернет проекта «Удивительный
мир физики», в международном дистанционном блиц – турнире по
математике проекта «Новый урок», или в «Кенгуру – выпускникам», что
позволяет выпускникам определить свой рейтинг знаний по математике и
способствует мотивации в учении.
IV
Деятельность учителя: *Продолжает разбор заданий II части с группами
четверть
«В» и «С», но чаще не целиком, а фрагмент задачи. *Продолжается настрой
учащихся на уверенность в своих знаниях. *Особое внимание уделяет
неуверенным, слабоуспевающим учащимся из группы «А», создает для них
ситуации успеха. *Продолжает использовать ресурсы Интернет
Деятельность ученика: * Учится самоконтролю результатов решения, сдав
работу, знает количество набранных баллов. *Продолжает грамотно
оформлять решения заданий II части. * Отрабатывает усвоение большого по
объему и разнообразного по содержанию материала работая в парах,
индивидуально и фронтально. *Настраивается на хорошие результаты на
экзамене.
Результаты: ученики отрабатывают навыки применения своих знаний,
ликвидируют индивидуальные пробелы в знаниях, контролируют время
выполнения заданий, проверяют правильность решения, приобретают
уверенность в своих знаниях. И главное, успешно сдают экзамен.
Презентация и выступление о подготовке учащихся 9 класса к экзамену по математике
Презентация и выступление о подготовке учащихся 9 класса к экзамену по математике
Презентация и выступление о подготовке учащихся 9 класса к экзамену по математике
Презентация и выступление о подготовке учащихся 9 класса к экзамену по математике
Презентация и выступление о подготовке учащихся 9 класса к экзамену по математике
Презентация и выступление о подготовке учащихся 9 класса к экзамену по математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.