На сегодняшний день многообразие информационных технологий значительно расширяют возможности родителей, специалистов и педагогов дошкольного воспитания в сфере обучения детей. Современный компьютер позволяет наиболее успешно и полно реализовать способности ребенка на стадии раннего развития. Обычные технические средства позволяют только насытить ребенка готовыми, многократно отработанными знаниями, а информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию интеллекта ребенка, выявлению его творческих способностей, и, что наиболее актуально для раннего детства, получение новых знаний самостоятельным путем.
ИКТ
В РАБОТЕ С
ДОШКОЛЬНИКАМИ
АРГУМЕНТЫ
• За
• Против
Обеспечивает личностноориентированный
подход
Способствует интеллектуальному развитию
ребёнка
Развивается «знаковая» функция сознания
Формируется познавательная мотивация
Развивается самостоятельность в
приобретении знаний
Развитие произвольности моторики пальцев
рук
Воздействие электромагнитного излучения
монитора
Сидячее положение в течение длительного
времени (появление утомления)
Нервноэмоциональное напряжение
Нагрузка на зрительный нерв
ПРЕИМУЩЕСТВА:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются
стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что
он многое может;
компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни
(полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ:
Занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 57 лет не чаще 3 раз в
неделю по 1015 минут не более 1 раза в день.
После занятий проводят гимнастику для глаз.
Обеспечить рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка,
достаточный уровень освещенности.
Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см.
Недопустимо использования одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.
Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только
при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого
телевизора.
Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда,
спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение
презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.
Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями.
Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у
детей испуг или неприязнь.
Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов
помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный
эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту:
занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые
эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.
НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ, КОТОРЫЕ ДОСТУПНЫ
ДЛЯ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ:
– ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ;
– СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОДУКТОВ;
– ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТРЕСУРСОВ;
– ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
презентации
слайд-шоу
видео
фрагменты
Формы
использования
икт в работе с
дошкольниками
компьютер-
ные игры
аудио-
визуальный
ряд
презентациислайд-шоувидеофрагментыаудио-визуальный рядкомпьютер-ные игры
экспериме
нтировани
е
дидакти-
ческие
игры
с
знакомство
природными
явлениями
презентация
экскурсии
знакомство
с людьми
различных
профессий
сюжетно-
ролевые
игры
презентацияэкспериментированиезнакомство с природными явлениямизнакомство с людьми различных профессийдидакти-ческие игрыэкскурсиисюжетно-ролевые игры
Литература:
1. И.И. Комарова, А.В.Туликов «Информационно – коммуникационные
технологии в дошкольном образовании», М.,2013г.
2. Ю.М.Горвиц «Новые информационные технологии в дошкольном
образовании». / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова,
Н.Н.Поддъяков.–М.,1998.
3. О.Б.Богомолова «Искусство презентации» О.Б. Богомолова –
М.,2010.
4. А.И. Гусева, И.А.Смольникова, М.А.Чиркова « Применение ИКТ в
учебном процессе». Электронное пособие АйТи «Применение
международных информационных технологий: применение ИКТ в
учебном процессе».
5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр.
Дошкольное воспитание № 11. – М., 2000 г.
6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая
школа, 1997.