Данная презентация к исследовательской работе ученицы 6 класса Юсуфжановой Нозимы "Роль образа Дины в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник."Работа представлена на школьной научно- практической конференции учащихся. В работе ученица историю создания произведения, выявляет, почему именно Дина становится спасительницей главного героя, исследует значение ее имени, изменение ее поведения в течение описываемых событий.исследование образа Дины - героини рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" Работа будет интересна как ученикам, так и учителям
Роль образа Дины в рассказе
Л. Н. Толстого
«Кавказский пленник».
Выполнила работу:
Юсуфжанова Нозима
ученица 6 «б» класса
МАУ «Викуловская СОШ№1.
Руководитель: Рашова. В.П.
Объект исследования Рассказ Л. Н. Толстого
« Кавказский пленник»
Предмет исследования: Образ девочки – татарки
Дины.
Цель исследования –Для чего автор использовал образ
горской девочки.
Задачи :
1. Проанализировать рассказ «Кавказский пленник».
2. Проследить историю взаимоотношений Дины и
Жилина.
3.Изучить тему детства в творчестве Л. Н. Толстого.
4.Выявить причины введения образа в рассказ Л. Н.
Толстого.
«На всё добро ответим мы
добром,
На всю любовь ответим мы
любовью».
Н. Рубцов
При Петре I по Тереку
создавалась оборонительная
линия от нападений горцев.
Здесь стояли станицы,
кордоны, крепости.
Во второй половине XIX века на
Кавказе шла война. В апреле
1851 года 22-летним молодым
человеком Толстой уезжает
вместе со старшим братом
служить артиллерийским
офицером на Кавказ.
. «Я начинаю любить Кавказ,
- писал он в дневнике 9 июля
1884 года, - хотя
посмертной, но сильною
любовью. Действительно
хорош этот край, дикий, в
котором так странно и
поэтически соединяются две
самые противоположные
вещи . война и свобода»
Рассказ «Кавказский пленник» был
напечатан в журнале «Заря»
(1872, № 2). Он вошёл в
«Четвёртую русскую книгу для
чтения», вышедшую 1 ноября 1872
года
«Кавказский пленник» написан
совершенно особым, новым
языком. Простота изложения
поставлена в нем на первом
плане»
«Всемирная
иллюстрация»
Тема «русский среди чеченцев»
— это тема «Кавказского
пленника» Пушкина. Толстой
взял то же название, но
рассказал всё по-другому
Виктор
Шкловский:
М.С. Альтман отметил в «Кавказском пленнике»
мифологический мотив — “дочь врага любит пленника и
спасает его” ( Тесей и Ариадна)
Воспоминания полковника Ф.Ф. Торнау, описавшего своё
пребывание в плену у горцев. ( «Русский вестник » 1864 год).
Повесть, под инициалами Н.М. называющаяся как и рассказ
Толстого, «Кавказский пленник (быль)». ( «Библиотеке для
чтения» , 1838 год). «Толстой мог читать её ещё в детстве»
(биограф Толстого Н.Н. Гусев)
История самого Л. Толстого и его друга Садо
Лучшей книгой для детского чтения Толстой считал,
«Робинзона Крузо» Д. Дефо. Отголоски этого произведения
есть и в написанном Толстым для детей «Кавказском
пленнике».
пленник»
Одноименное произведение А. С. Пушкина – «Кавказский
СЮЖЕТ «КАВКАЗСКОГО ПЛЕННИКА»
23 июня 1853 года он записал в своем дневнике: «Едва не попался в
плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком
чувствительно»
«Девчонки умнее стариков»
-рассказ написан как текстовая иллюстрация
к картине Савицкого.
«Аще не будете как дети – не войдете в
царствие небесное»
«Сила детства» - художественное
переложение стихотворения В. Гюго
«Гражданская война»
минуту до того жестоких и безжалостных,
ненавидящих людях»
« Какой-то дух вдруг проснулся во всех этих за
Девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати ….Глаза
чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху
длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На
полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах
штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими
каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников.
Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте
привешены бляхи и рубль серебряный
СРАВНИТЕ:
Глаза, как у кошки / глазенки,
как звездочки
Отпрыгнула, как коза / легко, как
козочка
руки / ручонки…
как прутики
Движения передают внутреннее
состояние Дины.
В начале рассказа, она прыгнула,
«как коза дикая». В конце она легко
бежит, «как козочка прыгает».
Сравнение сходное, но разница в
эмоциональной окраске: вначале
Жилин смотрит на нее с
любопытством, в конце - с любовью и
грустью.
Почему Дина помогают
Жилину?
Она ребенок, а дети всегда жалеют
тех, кого обижают.
2. Ей его жалко, он хоть и чужой,
но далеко от родных мест , в тяжелых
условиях
Они оба одиноки – в плену он без
друзей, у Дины нет матери
Дина лишена родительской ласки,
Жилин дарит ей самодельные
игрушки, добр к ней.
В Жилине она увидела внимание к
себе
Кукла - игрушка, важнейшая
составляющая любой культуры. С
ее помощью ребенку передается
сама суть человеческих отношений
и сложное мироустроение.
Куклы героя — символ мира, очага, уюта,
семьи.
Изготовление кукол — мотив согласия
Д на ии — женское имя. Прямое
ветхозаветное значение этого
имени «отмщённая»,
«справедливость, возмездие».
В различных источниках можно
найти ссылки на историческое
происхождение имени от «Дин» —
арабский — «вера, религия»,
значение имени — «верная»,
а также «динамис» — греч. «сила»,
то есть «сильная».
Отец Дины – добрый человек и выкуп получить хочет
НО
Все в ауле решают старейшины
Могут наказать Могут убить
отец убил сына за
то, что «передался русским»
в ауле горе – есть убитые после
стычки с русскими
пленные пытались бежать
« Это большой человек!. У него
восемь сынов. Пришли русские,
разорили деревню, и семь
сыновей убили. Один сын остался
и продался русским. Старик
поехал и сам продался русским,
нашел там своего сына, убил его и
бежал». Предательство в горах
Дагестана осуждалось во все
времена как самое большое
преступление. Горцы считали, что
старик поступил правильно, ибо
это соответствовало строгим, но
справедливым установкам адатов,
требовавшим очиститься от позора
семьи и тухума
Образ Дины, решившейся на
отчаянный поступок во имя спасения
хорошего человека, воплощает в себе
идею примирения, согласия,
братства.
Люди способны жить в мире и
должны к этому стремиться.
Достаточно найти способ сближения,
как это сделали Жилин и девочка
Дина
Писатель подчеркивает
противоестественность войны.
Для доброты, любви,
взаимопонимания не важна
национальность
Мотив плена получил широкое
распространение , он связан с
идеей “просветления” и победой
ненасилия над насилием.
«Искусство, передающее самые
простые житейские чувства, такие,
которые доступны всем людям
всего мира,— искусство
всемирное».