“ …каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но мир, и процесс самопозна-ния есть процесс постижения смысла жизни “через себя”.
В.П. Астафьев.
«Затеси» - несколько коротких рассказов, зарисовок, набросков, заметок на память.
" Затеси" - лирические миниатюры в прозе. Выдающийся русский писатель Виктор Астафьев писал их на протяжении многих лет. Они - словно фрагменты его дневников, если бы он вел дневники… Первоначальное заглавие цикла лирических зарисовок - "Дыханье родной земли". Название "Затеси" впервые появляется в 1965 году, первое отдельное издание вышло в 1972-м
Виктор Петрович Астафьев1924 – 2001
Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены.
Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе в этом мире. Как жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал?
Наш учитель
Однажды мы пошли на лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора. Поднялись до середины горы, присели на каменья отдохнуть, как вдруг кто-то из ребят закричал:— Ой, змея, змея! И все увидели змею. Она обвивалась вокруг пучка подснежников и, разевая зубастую пасть, готовясь к нападению, злобно шипела.Ещё и подумать мы ничего не успели, как учитель оттолкнул нас, а сам схватил палку и приготовился к защите.— Не бейте только через плечо! — кричали мы.Но змея неожиданно скользнула в сторону и исчезла за камнем.— Пойдёмте, ребята, здесь опасно оставаться,— сказал учитель.Мы посыпались в горы, а он шёл за нами и всё оглядывался, готовый оборонять нас снова. Потом спросил:— А почему вы кричали, чтоб я не бил гадюку через плечо?— Закинуть же за шею змею можно.— Она обовьётся вокруг палки!..— объяснили мы учителю, и кто-то неожиданно спросил:— Да вы раньше-то видели хоть змею?— Нет, в первый раз,— виновато улыбнулся учитель.— Там, где я рос, никаких гадов не водится. Там нет таких гор и тайги такой нет.Мы стояли с открытым ртом, слушали.— Вот тебе и на! Значит, надо было оборонять учителя. а мы!..Прошли годы. а я таким вот и помню деревенского учителя: с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонять своих учеников, помочь им в беде. (По В. Астафьеву)
Размышляем!
Какой случай (эпизод) вспоминает автор из своего детства?
Кто является главным героем этого эпизода?
Как описано поведение учителя?
Какие качества учителя как человека проявились в этом эпизоде?
О чём думали ребята, когда узнали, что их учитель никогда не видел змей?
Как вы понимаете значение следующих фраз: «Вот тебе и на! Значит, надо было оборонять учителя. а мы!..»
Как вы считаете, почему автор везде говорит «учитель», не называя его имени и отчества?
Вы знаете, что повествование, в основе которого лежит случай, эпизод, называется рассказом. Вспомните композицию рассказа и скажите, какой из данных композиционных схем соответствует прочитанный текст.
I | II | III |
1. Завязка2. Развитие действия3. Кульминация4. Развязка | 1. Вступление2. Завязка3. Развитие действия4. Кульминация5. Развязка6. Заключение | 1. Завязка2. Развитие действия3. Кульминация4. Развязка5. Заключение |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.