Презентация была сделана в мае 2018 года для защиты квалификационной работы "Система деятельности учителя по преодолению школьных трудностей младших школьников с ЗПР на основе педагогической диагностики". Работа содержит пояснительную записку, педагогическую характеристику ученика с ЗПР, результаты диагностики и примеры коррекционных заданий.
Итоговая работа
учителя начальных классов
Канаковой Евгении Евгеньевны
на тему: «Система деятельности учителя по преодолению школьных
трудностей младших школьников с ЗПР на основе педагогической
диагностики»
по курсу повышения квалификации по государственному заданию
срок обучения: 27(28) апреля18 мая 2018 г.
«Система коррекционной работы учителя по преодолению
школьных трудностей у младших школьников с задержкой
психического развития»
Итоговая работаучителя начальных классовКанаковой Евгении Евгеньевны на тему: «Система деятельности учителя по преодолению школьных трудностей младших школьников с ЗПР на основе педагогической диагностики» по курсу повышения квалификации по государственному заданию срок обучения: 27(28) апреля18 мая 2018 г. «Система коррекционной работы учителя по преодолению школьных трудностей у младших школьников с задержкой психического развития»
входит
В должностные функции учителя не
квалификация состояния ребенка. Однако это вовсе
не означает, что педагогическая деятельность
исключает диагностические методы и приемы работы.
Ведь прежде чем работать над развитием какоголибо
процесса, следует убедиться в необходимости такой
работы. Кроме того, любая высшая психическая
функция
и
бессмысленно ставить перед собой такую задачу, как,
как
например,
психическая
такие
характеристики, как его концентрация, переключение,
устойчивость... Необходимо знать, над чем именно
следует работать.
характеристик,
несколько
включает
имеет
развитие
внимания:
внимание
функция
В должностные функции учителя не входит квалификация состояния ребенка. Однако это вовсе не означает, что педагогическая деятельность исключает диагностические методы и приемы работы. Ведь прежде чем работать над развитием какоголибо процесса, следует убедиться в необходимости такой работы. Кроме того, любая высшая психическая функция имеет несколько характеристик, и бессмысленно ставить перед собой такую задачу, как, например, развитие внимания: внимание как психическая функция включает такие характеристики, как его концентрация, переключение, устойчивость... Необходимо знать, над чем именно следует работать.
Ирошенко Павел
Александрович
ЗПР церебральноорганического
происхождения
Программный материал
усваивает с трудом вследствие
с незрелостью эмоционально
волевой сферы, которая
проявляется в примитивности,
поверхности эмоциональных
реакций, слабом понимании
взаимоотношений, сниженной
мотивации достижения,
некритичности,
несамостоятельности,
внушаемости.
Попыток со стороны
специалистов рекомендовать
иную форму образовательного
маршрута не было.
Диагностические
методики
Анализ ошибок ученика по письменным работам,
диагностика по методике Фотековой Т.А., Ахутиной
Т.В., методика Эббингауза (для диагностики развития
речи), методика "Корректурная проба", таблицы Шульте
(для диагностики внимания), методика изучения
концентрации и устойчивости внимания (модификация
метода Пьерона - Рузера), методика "Оперативная
память",
(для
диагностики развития мышления), методика "Узор" (для
диагностики
учебной
деятельности), «Три желания», «Цветик-трехцветик»,
«Волшебная палочка»
(для диагностики развития
личностно-мотивационной сферы, методика «Лесенка»
(для диагностики самооценки)
сформированности приемов
лишний"
методика
"Четвертый
Анализ ошибок ученика по письменным работам, диагностика по методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., методика Эббингауза (для диагностики развития речи), методика "Корректурная проба", таблицы Шульте (для диагностики внимания), методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера), методика "Оперативная память", методика "Четвертый лишний" (для диагностики развития мышления), методика "Узор" (для диагностики сформированности приемов учебной деятельности), «Три желания», «Цветик-трехцветик», «Волшебная палочка» (для диагностики развития личностно-мотивационной сферы, методика «Лесенка» (для диагностики самооценки)
Причины выявленных трудностей
зрительномоторных и слухомоторных
Недостаточный уровень развития фонематического слуха
Слабая концентрация внимания
Несформированность приемов самоконтроля
Нарушение звукового, слогового, языкового анализа
Недостаточный уровень развития
координаций
Слабое развитие логического запоминания
Низкий уровень сосредоточения и распределения внимания
Слабо развитая оперативная память
Несформированность у учащегося предметноучебной деятельности (низкий
уровнь развития произвольности, самоконтроля, несформированность умений
принять задание, ориентироваться при его выполнении на систему признаков)
Несформированность аналитикосинтетической деятельности, в частности,
навыков звукового и морфемного анализа и синтеза: недостаточную ориентировку
в слове, неумение подобрать слово с определённым звуком в сильной позиции,
неспособность выбрать написание по формальным грамматическим признакам,
действовать по правилу или алгоритму.
Причины выявленных трудностейНедостаточный уровень развития фонематического слухаСлабая концентрация вниманияНесформированность приемов самоконтроляНарушение звукового, слогового, языкового анализаНедостаточный уровень развития зрительномоторных и слухомоторных координацийСлабое развитие логического запоминанияНизкий уровень сосредоточения и распределения вниманияСлабо развитая оперативная памятьНесформированность у учащегося предметноучебной деятельности (низкий уровнь развития произвольности, самоконтроля, несформированность умений принять задание, ориентироваться при его выполнении на систему признаков)Несформированность аналитикосинтетической деятельности, в частности, навыков звукового и морфемного анализа и синтеза: недостаточную ориентировку в слове, неумение подобрать слово с определённым звуком в сильной позиции, неспособность выбрать написание по формальным грамматическим признакам, действовать по правилу или алгоритму.
Цель начального обучения детей с ЗПР
совпадает с целью традиционного начального
обучения – научить детей читать, считать,
писать, сформировать основные умения и
навыки учебной деятельности, развить элементы
операции
теоретического
самоконтроля, культуру речи и поведения,
привить
гигиены.Однако
успешное освоение школьниками с ЗПР знаний,
учебной
умений,
деятельности возможно только при условии
обеспечение коррекционной направленности
обучения.
мышления,
способов
основы
личной
навыков,
Цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены.Однако успешное освоение школьниками с ЗПР знаний, умений, навыков, способов учебной деятельности возможно только при условии обеспечение коррекционной направленности обучения.
Методические принципы построения
содержания учебного материала
• усиление практической направленности
• опора на жизненный опыт ребенка;
• опора на объективные внутренние связи в
содержании изучаемого материала как в рамках
одного предмета, так и между предметами.
изучаемого материала; уделение большего
внимания знаниям детей, получаемым на основе
практического опыта: эти знания привносятся в
процесс обучения, обогащая его содержание
непосредственными наблюдениями детей;
• выделение сущностных признаков изучаемых
явлений;
•усиление практической направленности изучаемого материала; уделение большего внимания знаниям детей, получаемым на основе практического опыта: эти знания привносятся в процесс обучения, обогащая его содержание непосредственными наблюдениями детей;•выделение сущностных признаков изучаемых явлений;•опора на жизненный опыт ребенка;•опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами.
Направления коррекционнопедагогической работы с
учащимися, имеющими ЗПР:
• 1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций,
обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата,
фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико
пространственной ориентации, зрительномоторной координации и др.
• 2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых
разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей
действительности, которые способствуют осознанному восприятию
ребенком учебного материала.
• 3. Формирование социальнонравственного поведения,
обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям
(осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей,
диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение
правил поведения на уроке, правил общения и др.).
•1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптикопространственной ориентации, зрительномоторной координации и др.•2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала.•3. Формирование социальнонравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.).
психических
процессов),
Развитие
личностных
компонентов
учебной мотивации:
4. Формирование
последовательное
замещение отношений «взрослый
ребенок» отношениями
«учитель ученик». Последняя модель отношений служит
основой для формирования познавательных интересов.
познавательной
5.
деятельности (познавательной активности, самостоятельности,
произвольности
преодоление
интеллектуальной пассивности, характерной для детей с
трудностями в обучении.
6. Формирование умений и навыков, необходимых для
деятельности
задании,
планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с
наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя,
осуществлять самоконтроль и самооценку.
7.
возрасту
общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения,
обобщения,
логической
классификации, умозаключений и др.).
соответствующих
Формирование
практической
любого
вида:
ориентироваться
в
группировки,
4. Формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый ребенок» отношениями «учитель ученик». Последняя модель отношений служит основой для формирования познавательных интересов.5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности психических процессов), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку.7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
Охрана
и
укрепление
перегрузок,
соматического
8. Повышение уровня общего развития школьников и
коррекция индивидуальных отклонений
(нарушений) в
развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению
нового учебного материала и др.).
и
9.
психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение
психофизических
срывов;
создание климата психологического комфорта, обеспечение
успешности учебной деятельности в ее фронтальной и
закаливание
индивидуальной
школьников, общеукрепляющая и лечебнопрофилактическая
медикаментозная терапия.
10. Организация благоприятной социальной среды, которая
обеспечивала бы соответствующее возрасту общее развитие
ребенка, стимуляцию его познавательной деятельности,
коммуникативных функций речи, активное воздействие на
формирование интеллектуальных и практических умений.
эмоциональных
формах;
физическое
8. Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и др.).9. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, обеспечение успешности учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах; физическое закаливание школьников, общеукрепляющая и лечебнопрофилактическая медикаментозная терапия.10. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечивала бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
11. Системный разносторонний контроль с помощью
специалистов (врачей, психологов, дефектологов) за
развитием ребенка.
оснащения,
12. Создание
необходимого для успешного освоения детьми
общеобразовательных программ в соответствии с
требованиями образовательного стандарта к знаниям и
умениям учащихся.
учебнометодического
11. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов (врачей, психологов, дефектологов) за развитием ребенка.12. Создание учебнометодического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми общеобразовательных программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.
Развитие восприятия
«Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько
контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие
известные ему предметы. Далее ребенку представляют
рисунок и просят последовательно назвать очертания всех
предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Можно
использовать картинки с изображением объектов,
относящихся к теме урока, в том числе цифры и буквы .
Время выполнения задания ограничивается одной минутой.
Если ребенок начинает спешить и преждевременно, не
найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к
другому, то учитель должен остановить ребенка и попросить
поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему
рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены
все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке.
«Какие предметы спрятаны в рисунках?» Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Можно использовать картинки с изображением объектов, относящихся к теме урока, в том числе цифры и буквы . Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то учитель должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке.
Развитие памяти
«Рисунок».
Ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры, карандаши (не менее шести разных
цветов). Ребенок получает задание нарисовать то, что он лучше всего запомнил на занятии по теме
(тема прошлого занятия или настоящего).
Задание помогает развивать долговременную память, мелкую моторику и задействует интерес
ребенка.
«Расшифруй слово».
1).Детям предлагается зашифрованное слово и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слово.
И 1
Л 2
М 3
Н 4
О 5
3122154
Какое слово у вас получилось? (миллион)
Читаем это слово хором по слогам.
Читаем хором с ударением.
Читаем хором “как говорим”.
Какая орфограмма в этом слове?
Это слово словарное, его написание нужно запомнить.
«Рисунок». Ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры, карандаши (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание нарисовать то, что он лучше всего запомнил на занятии по теме (тема прошлого занятия или настоящего).Задание помогает развивать долговременную память, мелкую моторику и задействует интерес ребенка.«Расшифруй слово».1).Детям предлагается зашифрованное слово и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слово.И 1Л 2М 3 Н 4О 5 3122154 Какое слово у вас получилось? (миллион) Читаем это слово хором по слогам. Читаем хором с ударением. Читаем хором “как говорим”. Какая орфограмма в этом слове? Это слово словарное, его написание нужно запомнить.
Развитие внимания
«Запомни и расставь точки».
Развитие объема внимания. Используется следующий стимульный материал.
Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые
затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с
двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху
вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом задания ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы
поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать
карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти
точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 12 сек, показывается каждая из восьми
карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной
карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15
сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились
увиденные точки, и отметить их в пустой карточке .
«Запомни и расставь точки».Развитие объема внимания. Используется следующий стимульный материал.Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).Перед началом задания ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показыватькарточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».Далее ребенку последовательно, на 12 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке .
Развитие мышления
«Расскажи по картинке».
Ребенку предлагается рисунок, картинка, иллюстрация по
теме урока. Ребенка просят, внимательно рассмотрев
рисунок, картинку рассказать, как он понимает то, что
изображено на ней. Данное упражнение тренирует
нагляднообразное мышление, речь, память.
За отведенное на выполнение этого задания время — 2
мин — ребенок должен будет не только рассказать о событии,
относящейся к теме урока, но и обосновать свое мнение о нем,
т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки,
которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на рисунке
показано именно это, а не какоелибо иное событие.
«Расскажи по картинке».Ребенку предлагается рисунок, картинка, иллюстрация потеме урока. Ребенка просят, внимательно рассмотрев рисунок, картинку рассказать, как он понимает то, что изображено на ней. Данное упражнение тренирует нагляднообразное мышление, речь, память.За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только рассказать о событии, относящейся к теме урока, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на рисунке показано именно это, а не какоелибо иное событие.
Список использованной литературы
1. Костромина преодолеть трудности в обучении детей. М.: Издательство
«Ось89», 2001.
2. Аванесов, предмет и основные функции педагогической диагностики.
3. Алексеевских Д. Психология детей с нарушениями слуха.
4. Блинова и коррекция в образовании детей с задержкой психического
развития. М.: Издво НЦ ЭНАС, 2004.
5. Безруких М. Трудности обучения в школе: комплексный подход.
6. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений / , , и др.; Под ред. , . М.: Издательский центр «Академия», 1999.
7. Гончаренко дети. Причины трудностей в обучении.
8. Иванова сопровождение адаптации первоклассников к школе или как
помочь ребенку
в учебную
деятельность.//Материалы сайта
9. Головинская диагностика причин школьных трудностей. Самара 2001.
10. Овчинникова педагогическая диагностика детей и подростков с
речевыми нарушениями. СПб.: КАРО, 2005.
с нарушением
зрения
включиться
Список использованной литературы1. Костромина преодолеть трудности в обучении детей. М.: Издательство «Ось89», 2001.2. Аванесов, предмет и основные функции педагогической диагностики.3. Алексеевских Д. Психология детей с нарушениями слуха. 4. Блинова и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: Издво НЦ ЭНАС, 2004.5. Безруких М. Трудности обучения в школе: комплексный подход. 6. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / , , и др.; Под ред. , . М.: Издательский центр «Академия», 1999.7. Гончаренко дети. Причины трудностей в обучении. 8. Иванова сопровождение адаптации первоклассников к школе или как помочь ребенку с нарушением зрения включиться в учебную деятельность.//Материалы сайта9. Головинская диагностика причин школьных трудностей. Самара 2001.10. Овчинникова педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. СПб.: КАРО, 2005.
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!