Пятый класс это ещё ранний подростковый возраст.
Дают о себе знать физиологические факторы в развитии.
Начинается период бурного роста, повышается утомляемость.
У ребенка начинается перестройка гормональной системы.
Характерны перепады самочувствия.
Он часто становится непослушным. несносным, эгоистом, агрессивным, т.е. в переходный период ребенок теряет психологическое равновесие.
Психологические особенностимладшего подростка:
1.Проявление чувства взрослости.
Стремление отмежеваться от всего «детского»
2.Рост самооценки, самосознания, саморегуляции.
3.Проявление самостоятельности в приобретении знаний.
4.Появление познавательной мотивации.
5. Желание быть не хуже других.
6. Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье.
7. Стремление обзавестись верным другом.
Психологические особенностимладшего подростка:
8. Стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе.
9. Повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе.
10. Установление доверительных отношений со сверстниками; (ведущая деятельность – общение).
11.Повышенное внимание к своей внешности.
12. Ярко выраженная эмоциональность, высокая тревожность, неустойчивая психика.
13. Отсутствие авторитета возраста; намеренная манипуляция взрослыми.
14. Повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым.
15.Отвращение к необоснованным запретам.
16. Переоценка своих возможностей.
17.Отсутствие адаптации к неудачам.
18.Проявление эгоцентризма.
19. Внутренний конфликт с самим собой и окружающими.
20. Страх одиночества.
Психологические особенностимладшего подростка:
Адаптацией (от лат. adaptare — приспособлять) принято называть процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного принятия решений, npоявления инициативы, принятия ответственности.
Психологи рассматривают адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка.
Трудности адаптации к среднему звену, возникающие проблемы:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новые дети в классе;
новый классный руководитель;
проблемы со старшеклассниками;
возросший темп работы;
возросший объем работ в классе и д/з;
рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
ослабление или отсутствие контроля;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
несамостоятельность в работе с текстами;
низкий уровень развития речи;
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
своеобразие подросткового возраста.
Признаки успешной адаптации:
1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
2. Ребенок легко справляется с программой.
3. Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.
4.Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками
и учителем.
Дезадаптация – это психическое состояние человека (чаще – ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления.
Признаки дезадаптации
1. Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
2. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелания выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Признаки дезадаптации
5. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
6. Беспокойный сон. Нарушение аппетита
7. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
8. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
9. Снижение работоспособности
10. Забывчивость
11. Неорганизованность
Виды дезадаптации
1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2) Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
6. Ему мало нравятся учителя в школе.
7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах.
8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо.
4-5 баллов - Будьте внимательны!
В школьной жизни что-то неблагополучно.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением
успеваемости.
Способы преодоления тревожности:
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
Помогите ему найти дело по душе.
Какими должны быть пятиклассники?
Пятиклассники должны:
уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Рекомендации родителям
1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка.
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания.
5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.