презентация к уроку "Эмоции и чувства"

  • Домашнее обучение
  • Исследовательские работы
  • Лекции
  • Мероприятия
  • Научно-исследовательская работа
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • Разработки уроков
  • Семинары
  • Особые потребности
  • Домашнее обучение
  • ppt
  • 09.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ЭМОЦИИ - ЭТО ОСОБЫЙ КЛАСС ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СУБЪЕКТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ В ФОРМЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ЧУВСТВЕННЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЗНАЧИМОСТЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НА СУБЪЕКТА ЯВЛЕНИЙ И СИТУАЦИЙ. (Д.В.Журавлев) ЭМОЦИИ не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. Чувства и эмоции - это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения придают эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.В презентации содержится материал для проведения урока по теме "Эмоции и чувства".
Иконка файла материала ЧУВСТВА.ppt
Разработчик: Михеева Светлана Васильевна, преподаватель психолого­педагогических  дисциплин ГБПОУ СО «Северный педагогический  колледж» Эмоции и  чувства
ЭМОЦИИ ­ ЭТО  ОСОБЫЙ   КЛАСС  ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ  И СУБЪЕКТИВНО­ПСИХО­ ЛОГИЧЕСКИХ  СОСТОЯНИЙ,   ОТРАЖА­ ЮЩИХ В ФОРМЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО­ ЧУВСТВЕННЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЗНАЧИ­ МОСТЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НА СУБЪЕКТА ЯВЛЕНИЙ И СИТУАЦИЙ.                                (Д.В.Журавлев)
Эмоции  не возникают сами собой, без причины,  их истоки ­ в потребностях человека,  как простейших, органических, так и  социальных. Эмоции формируются в  ходе человеческой              деятельности,                      направленной на             удовлетворение его            потребностей.
 Эмоции ­ более простое, непосредственное  переживание в данный момент. Говорят о разных  эмоциональных состояниях человека в различных  ситуациях.   Чувство ­ более сложное, постоянное, устоявшееся       эмоциональное                    отношение     человека.       Чувства                выражаются в эмоциях, но они  всегда  предметны, т.е.    мы   испытываем            чувства к чему­то или кому­то, имеющим для                     нас постоянную мотивационную           значимость.      Чувства и эмоции ­ это переживаемые человеком  отношения к миру и к самому себе. Такие отношения  придают эмоциональную окраску всему, что человек  делает или воспринимает, о чем он думает.
ЧУВСТВА и ЭМОЦИИ ­ ЭТО   ПЕРЕЖИВАНИЕ  ЧЕЛОВЕКОМ ОТНОШЕНИЯ  К  МИРУ  И  САМОМУ СЕБЕ.                            (И.В.Дубровина) «ЭМОЦИЯ» (лат.) – потрясаю, волную.
ЧУВСТВА ­ ЭТО ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ  КО  ВСЕМУ  ТОМУ,  ЧТО  ОН ПОЗНАЕТ  И  ДЕЛАЕТ,  К  ТОМУ,  ЧТО  ЕГО ОКРУЖАЕТ.         ЭМОЦИИ  ПРЕДСТАВЛЯЮТ  СОБОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ФОРМУ  ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ.                             (В.Г.Крысько)
Чувства человека  отличаются большим разнообразием  качеств, свойств и оттенков. Одной из  особенностей чувств является их  полярность или противоположность:   радость ­ грусть,   любовь ­ ненависть,   удовольствие ­ страдание,   страх ­ смелость,   благодарность ­ неблагодарность.  Эта полярность дает основание для деления  чувств на положительные и отрицательные.
 Эмоциональный шок ­ своеобразное потрясение,  выражается часто в кратковременной дезорганизации  поведения. Например, неожиданно обрадованный  человек как бы «теряется», не знает, что сделать.  Особенно ярко это проявляется при внезапном   испуге,  вспышке гнева.  Стенические и астенические эмоции различаются  тем, что вызывают активное или пассивное состояние,  повышают или угнетают жизнедеятельность человека.  Стенические (от греческого слова «стенос» ­ сила)  эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость,  напряжение. Астенические (от греч. «астенос» ­  слабость, бессилие) ­уменьшают активность, энергию  человека: это тоска, печаль, уныние, подавленность.  Однако одни и те же чувства в зависимости от  индивидуальных особенностей человека могут  проявляться как в стенической, так и астенической  форме.
Значение эмоций в психической  деятельности человека и становлении  его личности  Они обогащают психику человека, яркость и  разнообразие чувств делают его более  интересным и для окружающих, и для самого  себя.   Богатство собственных переживаний  помогает более глубоко и тонко понять  происходящее, будь то произведения  искусства ­ стихи, музыка, театр, или  переживания других людей, или          события, происходящие в мире.
Функции  ЭМОЦИЙ:  приспособительная,  сигнальная,  оценочная.  регуляторная,  коммуникативная.
Значение ЭМОЦИЙ и ЧУВСТВ  побуждают к деятельности,  помогают преодолевать трудности,  определяют поведение,  определяют постановку жизненно     важных проблем.
Чувства оказывают различное  влияние на деятельность  При равнодушии, безразличии ко всему  человек вряд ли способен ставить и  решать жизненно важные задачи.   Хорошее настроение усиливает  желание работать, при большой  радости, кажется, можно горы  сдвинуть.
Физиологические основы           ЭМОЦИЙ: 1.Обусловлены возбуждением подкорковых центров и  вегетативной  нервной  системы (симпатической). 2.Вызывают изменения:  в органах кровообращения,  дыхания,  пищеварения,  в функционировании высшей нервной    деятельности (влияют на мышление, память.    координацию движений, деятельность).
Физиологические основы     ЭМОЦИЙ и ЧУВСТВ:  функционирование лимбической    системы,  функционирование ретикулярной    формации,  поступление адреналина в кровь,  работа лобных долей головного    мозга,  функционирование второй сигнальной    системы
Физиологические основы  ЭМОЦИЙ ВОЗБУЖДЕНИЕ КОРА ПОДКОРКА (центры внутренних органов) ИЗМЕНЕНИЯ  В  ОРГАНИЗМЕ
Физиологические     основы  ЧУВСТВ Ведущая роль:  коры головного мозга, которая оказывает    тормозящее   влияние   на   подкорковые    центры, регулирует протекание  чувств и    эмоций,  второй сигнальной системы.    Слово – сигнал для возникновения чувств,    эмоций,  основа  формирования   высших    чувств: моральных, интеллектуальных,  эстетических.
Виды  ЭМОЦИЙ *положительные *отрицательные                      *стенические                                                   *астенические *настроение                          *аффект                          *стресс                             *страсть
Положительные ЭМОЦИИ возникают в тех случаях, когда предметы,   явления,      факты соответствуют нашим потребностям.     Отрицательные ЭМОЦИИ – если не соответствуют. Личная и общественная оценка положительных и отрицательных эмоций не всегда совпадает (стыд,        угрызение совести).
+ эмоции      явления, факты     соответствуют потребностям  (удовольствие, радость,     счастье, ликование, веселье) ­ эмоции    явления, факты   не  соответствуют  потребностям (горе, страдание, отвращение, страх, неудовольствие, ненависть, гнев)
Эмоциональные  состояния  Различные эмоции окрашивают  наше поведение и наши отношения,  создавая более или менее  продолжительные, иногда  устойчивые переживания.   Мы всегда находимся в каком­либо  эмоциональном состоянии:  жизнерадостном, оптимистичном,  грустном, печальном, подавленном,  мрачном.
СТЕНИЧЕСКИЕ  эмоции  ­  «СТЕНОС» (греч.) –  СИЛА  –   ПОВЫШАЮТ  АКТИВНОСТЬ, ЭНЕРГИЮ,  ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ,      ВЫЗЫВАЮТ   ПОДЪЕМ,  ВОЗБУЖДЕНИЕ,   БОДРОСТЬ,  НАПРЯЖЕНИЕ. Это радость, гнев, спортивная злость.
АСТЕНИЧЕСКИЕ  эмоции ­ «АСТЕНОС»  ­ (греч.)   –    СЛАБОСТЬ – УМЕНЬШАЮТ АКТИВНОСТЬ, ЭНЕРГИЮ, УГНЕТАЮТ    ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.   Это уныние, тоска, печаль,  подавленность.        Горе  и   страх  одни люди могут  переживать в стенической форме,  другие ­ в астенической
Виды эмоциональных  состояний:  Настроение ­ длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние.  Настроение может длиться очень долго ­ неделями, месяцами. У каждого  человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон  обычного настроения.   Аффекты ­ бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые  захватывают всю личность человека. Это может быть сильный гнев, страх,  радость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой,  весь отдается переживанию, не контролирует свои действия. Аффект  возникает большей частью внезапно, продолжается иногда всего несколько  минут, но оставляет после себя в некоторых случаях длительный след в виде  общего нервного потрясения.   Страсть ­ самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие  от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает  стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Великая  страсть рождает великую энергию. Страсть не являетсяпросто вспышкой, она  всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их  направленности на единую цель ­ предмет страсти.  Стресс (от англ. слова stress ­ напряжение) ­ эмоциональное состояние,  возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках,  т.е. в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней  напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости  принять быстрые и ответственные решения.
НАСТРОЕНИЕ ­  НЕ  ПРЕДМЕТНО,  А   ЛИЧНОСТНО,  ЭТО НЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ,    А  РАЗЛИТОЕ  ОБЩЕЕ  СОСТОЯНИЕ.
Особенности  НАСТРОЕНИЯ:  СЛАБАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ  ПЕРЕЖИВАНИЯ,  ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ  ПЕРЕЖИВАНИЯ,  НЕЯСНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЙ,  НАКЛАДЫВАЕТ  ОТПЕЧАТОК  НА  ВСЕ    МЫСЛИ,    ОТНОШЕНИЯ,    ДЕЙСТВИЯ    ЧЕЛОВЕКА  В  ДАННЫЙ  МОМЕНТ.
НАСТРОЕНИЕ ­ устойчивое, длительное эмоциональное состояние. Различается: 1.По продолжительности:  кратковременное,  длительное (несколько дней, недель). 2.По степени выраженности. 3.По управляемости волей
Причины НАСТРОЕНИЯ:  события,  состояние здоровья,  окружающая обстановка,   погода и т. п.      Управление НАСТРОЕНИЕМ:  волевое усилие,  переключение на другую деятельность
АФФЕКТ ­    БУРНАЯ    КРАТКОВРЕМЕННАЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ   ВСПЫШКА,  КОТОРАЯ  ЗАХВАТЫВАЕТ  ВСЮ ЛИЧНОСТЬ  ЧЕЛОВЕКА. АФФЕКТ (лат.) – душевное  волнение, возбуждение.
АФФЕКТ ­            КРАТКОВРЕМЕННАЯ,   БУРНО ПРОТЕКАЮЩАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ,    НОСЯЩАЯ    ХАРАКТЕР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО   ВЗРЫВА.
АФФЕКТ ­ СИЛЬНОЕ,  КРАТКОВРЕМЕННОЕ,  БУРНО ПРОТЕКАЮЩЕЕ        ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ,        ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ИЗМЕНЕНИЕМ СОЗНАНИЯ, НАРУШЕНИЕМ ВОЛЕВОГО  КОНТРОЛЯ.
АФФЕКТ ­ СИЛЬНОЕ,  КРАТКОВРЕМЕННОЕ,  БУРНО ПРОТЕКАЮЩЕЕ        ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ,        ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ИЗМЕНЕНИЕМ СОЗНАНИЯ, НАРУШЕНИЕМ ВОЛЕВОГО  КОНТРОЛЯ.
Физиологическая основа                АФФЕКТА ­ ВОЗНИКНОВЕНИЕ   В   КОРЕ  ГОЛОВНОГО МОЗГА СИЛЬНОГО ОЧАГА ВОЗБУЖДЕНИЯ, В    РЕЗУЛЬТАТЕ    ЧЕГО      ПРОИСХОДИТ ОСЛАБЛЕНИЕ  ТОРМОЗНЫХ  ПРОЦЕССОВ И КОРА ТЕРЯЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ КОНТРОЛЯ.
АФФЕКТ ПРИЧИНЫ  недостаточная    воспитанность,                   крупные  слабость                             достижения    воли,  неумение владеть    собой
Отличительные признаки АФФЕКТА:  быстрота,  бурность протекания,  резко выраженные органические    изменения,  двигательные реакции,  является  результатом накапливаемого            эмоционального состояния.
Преодоление  АФФЕКТА:  волевое усилие,  отвлечение,  счет до 20.
СТРАСТЬ ­ ЭТО ДЛИТЕЛЬНОЕ, УСТОЙЧИВОЕ И ГЛУБОКОЕ   ЧУВСТВО,     СТАВШЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ  ЛИЧНОСТИ.
СТРАСТЬ ­ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ   СОСТОЯНИЕ ПОВЫШЕННОГО    НАПРЯЖЕНИЯ, СПЛАВ     ЭМОЦИЙ,     МОТИВОВ, ЧУВСТВ, СКОНЦЕНТРИРОВАННЫХ ВОКРУГ ПРЕДМЕТА СТРАСТИ. БЫВАЮТ:           положительные,           отрицательные.
СТРЕСС ­ есть неспецифический (один и тот же на   различные   воздействия)   ответ  организма  на  любое предъявленное ему требование.                                 ( Г.Селье) СТРЕСС (англ.) – напряжение.
СТРЕСС ­ эмоциональное состояние, возникающее при   опасности,   больших  физических, психических   перегрузках,  то  есть   в  необычно трудной ситуации.
Стресс ­ состояние, возникающее в необычно трудной  ситуации и переживаемое с большой внутренней напряженностью.
СТРЕСС ­       состояние  сильного  и  длительного психического напряжения, возникающее у   человека,  когда   нервная   система получает  эмоциональную  перегрузку.
Стадии  СТРЕССА           (Г. Селье) 1.Тревога, как реакция на возникший   стрессор. 2.Стабилизация, или приспособление    к новым условиям. 3.Стадия истощения        (имеет место, если     новые стрессогенные условия слишком длительны     или тяжелы).
Виды СТРЕССА (Г.Селье)  ЭУСТРЕСС –      активизирует,  мобилизует внутренние резервы  человека, улучшает протекание психических и физиологических функций.  ДИСТРЕСС –    разрушительный процесс, дезорганизует поведение человека,   ухудшает   протекание психофизиологических   функций.             Может переходить в соматическую             болезнь или психическую болезнь.
Проявления  СТРЕССА ­  дезорганизует деятельность,  нарушает нормальный ход    поведения,  нарушает физическое здоровье
СТРЕСС опасность                                  необходимость                   физические и          принять быстрое                    умственные                  решение                    перегрузки                              физиологические изменения СТРЕСС                нарушения поведения                  ошибки                  восприятия,                  памяти,                  мышления
Виды ЧУВСТВ (Р.С.Немов):  моральные,  эстетические,  предметные,  межличностные,  гармоничные,  противоречивые   (амбивалентные),  возвышенные,  низменные.
Виды ЧУВСТВ: НИЗШИЕ –связаны с удовлетворением  или неудовлетворением физиологических потребностей Высшие –   возникают  на   базе удовлетворения ли неудовлетворения духовных потребностей. Высшие чувства присущи только ЧЕЛОВЕКУ. Содержание высших чувств, их направленность определяются:               мировоззрением человека,               правилами нравственного поведения,               эстетическими оценками.
Высшие чувства      присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с  отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами.  Выделяют три вида таких чувств: нравственные, интеллектуальные  и эстетические. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от  того, какое отношение и к какому объекту они испытываются.  Нравственные чувства в форме переживаний выражают  отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к  самому себе. Человеколюбие является основной ценностью  нравственных чувств. Не случайно Б.Л. Пастернак писал:  «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого  себя».  Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной  деятельности и связаны с познавательными процессами и  творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень  сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью, а радость  открытия ­ подняться до уровня аффекта. К интеллектуальным  чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию,  сарказм.   Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании  человеком прекрасного, это любовь к красоте.
Моральные (нравственные) ЧУВСТВА­ выражают отношение человека к другим людям, к Родине, семье, самому себе. ЭТО:  любовь,                    СОВЕСТЬ ­  гуманизм,                 регулятор  патриотизм,             нравственного  отзывчивость,          поведения.  справедливость,  достоинство.
Интеллектуальные (познавательные) ЧУВСТВА порождаются познавательным отношением человека к миру. Предметом познавательных чувств являются процесс и результат приобретения знаний.    Относят:           интерес,           любознательность,           ощущение тайны.           удивление.
К  интеллектуальным  чувствам  относят (И.В.Дубровина):  юмор – беззлобно­насмешливое отношение к    чему­либо или кому­либо,  ирония – тонкая насмешка, выраженная в     скрытой форме, острое критическое отношение     к миру, людям, себе,  сарказм – язвительная насмешка, гневная  ирония,  цинизм – издёвка, насмешка, основанные на    чувстве озлобленности.
Эстетические чувства­ восхищение прекрасным. Источник эстетических чувств:  произведения искусства (музыка,  живопись, скульптура, литература),  природа
ФРУСТРАЦИЯ  ­ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ    КАК     СЛЕДСТВИЕ РЕАЛЬНОЙ    ИЛИ    ВООБРАЖАЕМОЙ  ПОМЕХИ,   ЗАТРУДНЯЮЩЕЙ  ДОСТИЖЕНИЕ  ЦЕЛИ  И   УДОВЛЕТВОРЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ   ПОТРЕБНОСТИ. ФРУСТРАЦИЯ (лат.) – обман, тщетное                                    ожидание.
ФРУСТРАЦИЯ  ­ПЕРЕЖИВАЕТСЯ   КАК   НАПРЯЖЕНИЕ, ТРЕВОГА, ОТЧАЯНИЕ, ГНЕВ, КОТОРЫЕ ОХВАТЫВАЮТ  ЧЕЛОВЕКА,  КОГДА  НА ПУТИ     К   ДОСТИЖЕНИЮ   ЦЕЛИ   ОН  ВСТРЕЧАЕТСЯ   С    НЕОЖИДАННЫМИ  ПОМЕХАМИ,    КОТОРЫЕ    МЕШАЮТ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ.
лица: улыбка, горестный взгляд,  нахмуренные или поднятые в     удивлении брови.  Пантомимика ­ выразительные  Внешнее выражение эмоций   Мимика ­ выразительные движения  движения всего тела (поза, жесты,  наклон головы и др.), вокальная мимика  ­выражение эмоций в интонации и  тембре голоса. Интонация придает   слову тот живой оттенок смысла,             то конкретное значение, которые       хочет выразить говорящий.