Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Оценка 4.8
Педсоветы +1
pptx
администрации
Взрослым
09.03.2018
В презентации отражены вопросы, связанные с ключевыми компетентностями педагога, со структурой и содержанием ИКТ – компетентности педагога. Представлены примерный перечень ИКТ – компетентности учителя и проблемы использования ИКТ в образовательном процессе, а также критерии оценки и уровни сформированности ИКТ – компетентности педагога.
Размещена информация о проекте «Сертификация компьютерной грамотности и ИКТ – компетентности в сфере образования».В презентации отражены вопросы, связанные с ключевыми компетентностями педагога, со структурой и содержанием ИКТ – компетентности педагога. Представлены примерный перечень ИКТ – компетентности учителя и проблемы использования ИКТ в образовательном процессе, а также критерии оценки и уровни сформированности ИКТ – компетентности педагога.
Размещена информация о проекте «Сертификация компьютерной грамотности и ИКТ – компетентности в сфере образования».
Формирование ИКТ компетентности учителя.pptx
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
ФОРМИРОВАНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
ПОДГОТОВИЛА:
СУСЛОВА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА,
руководитель РМО учителей технологии,
учитель технологии высшей категории
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
План выступления:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Ключевые компетентности педагога.
Понятие ИКТ – компетентности учителя.
Структура и содержание ИКТ – компетентности педагога.
Примерный перечень ИКТ – компетентности учителя.
Проблемы использования ИКТ в образовательном процессе.
Оценка ИКТ – компетентности учителя.
Уровни сформированности ИКТ – компетентности педагога.
О проекте «Сертификация компьютерной грамотности и
ИКТ – компетентности в сфере образования».
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
• Программы информатизации системы образования и развития образовательной
информационной среды являются одной из важнейших составных частей Федеральной
Целевой программы «Электронная Россия». Именно мы, учителя, закладываем сейчас
фундамент будущей России, не страныпоставщика сырья, а страны высоких технологий.
И жить, и работать в этой новой, стране, продолжать начатые преобразования, предстоит
именно тем девчонкам и мальчишкам, которые сейчас сидят за партами в наших школах.
• Наши дети должны научиться владеть информационными технологиями, уметь применять
их во всех сферах своей жизни. Именно владение информационнокомпьютерными
технологиями (ИКТ) позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно
технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной
революции. Опыт информатизации систем образования других стран показал, что одним из
условий успеха является формирование у педагогов профессиональной и общей
информационной культуры и ИКТкомпетентности.
• Этот процесс нельзя пускать на самотек, т.к. абсолютное большинство учителей работает
с перегрузками, и учителя ссылаются на эти перегрузки как на причину невозможности
найти время на повышение своей ИКТкомпетентности, при этом совершенно упуская из
виду то, что именно это повышение позволяет и интенсифицировать труд учителя,
и облегчить его. Возможность пройти курсовую подготовку имеется у
каждого учителя, но кроме этого, в учебном заведении необходимо создать такие
условия, когда учителям было бы выгодно повышать свой ИКТуровень, свою
ИКТкомпетентность.
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Ключевые компетентности педагога:
• Функциональная грамотность
Как в области педагогики, так и научной дисциплины
• Общие умения коммуникации
Умения слушать, слышать, понимать тексты
Гражданское самосознание и общественная позиция
•
Реализация собственных прав и свобод, демонстрация поведения гражданина, образцов
гражданского самосознания
• Умение самовосстановления и культура здорового образа жизни
Владение своим телом и эмоциями
• Умение создавать информационнообразовательную среду
ИКТ – компетентность: уверенное владение педагогами всеми
составляющими навыками ИКТ – грамотности для решения возникающих вопросов
в учебной и иной деятельности, с акцентом на сформированность обобщенных
познавательных, этических и технических навыков.
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Важно различать ИКТ – грамотность и
ИКТ – компетентность учителя.
• ИКТ – грамотность – знания о том, что из себя
представляет персональный компьютер, программные
продукты, каковы их функции и возможности, это
умение «нажимать на нужные кнопки», знание о
существовании компьютерных сетей (в том числе
Интернет).
• ИКТ – компетентность – не только использование
различных информационных инструментов (ИКТ –
грамотность), но и их эффективное применение в
педагогической деятельности.
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Общая
Профес
сиональ
ная
отчетов
деятельности школьников;
Структура и содержание ИКТ –
компетентности педагога
нахождение информации с использованием ресурсов Internet;
создание простых (без рисунков и таблиц) и сложных (с таблицами, рисунками и схемами)
документов в Word;
создание расчетных таблиц в Excel с использованием формул, а также математических,
логических, статистических функций, построение диаграмм;
создание баз данных однотабличных и многотабличных, построение запросов, форм и
использование ресурсов Internet для поиска информации для организации образовательной
использование текстовых процессоров для оформления учебнопрограммной документации
и создания материалов для учебного процесса;
использование табличных процессоров для рейтинговой системы оценки и создания
компьютерных тестов;
использование СУБД (системы управления базами данных) для учета результатов
образовательной деятельности школьников;
использование специализированных инструментальных систем для создания компьютерных
тестов;
Internet – ресурсов.
разработка и использование электронных УМК;
использование инструментальных программ для создания собственных
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Примерный перечень содержания
ИКТ – компетентности учителя:
(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню)
•
•
•
•
•
•
Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и
в Интернете): электронные учебники, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и
т.д.
Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например,
использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в
соответствии с поставленными учебными задачами.
Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться
проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического
материала.
Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач
виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая,
противопоставляя, преобразовывая различные данные.
Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания
буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления
различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
материалы для урока,
тематическое планирование,
мониторинги по своему предмету,
различные отчеты по предмету,
анализ процесса обучения, и т.д.
Уметь применять НИТИметодики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это
методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ.
Они содержат ссылки на электронные материалы и вебсайты, полезные при
проведении уроков на заданную тему.
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Примерный перечень содержания
ИКТ – компетентности учителя:
(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню)
• Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы
тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося
и т.д.).
• Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
• Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам,
администрации школы:
школьная сеть,
электронная почта,
социальная сеть (Дневник.ру, …),
сайт (раздел сайта),
лист рассылки (список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства
автоматического добавления и удаления адресов из списка),
форум,
Wikiсреда (В ки (Wiki) — гипертекстовая
ии
накопления и структуризации письменной информации),
среда для коллективного редактирования,
блог (сетевой журнал или дневник событий),
RSSпоток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);
подкаст (новостная рассылка с аудио или видеосодержанием).
• Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады,
конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по
необходимости).
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Проблемы при использовании ИКТ
Использовать ИКТ – компоненты можно на любых уроках.
Все дело заключается:
– в целесообразности,
– наличии соответствующих качественных программ,
– условиях использования.
Как показывает практика, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках, и это
процессе.
обусловлено целым рядом объективных причин:
– Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном
– Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать
– Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на
– Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных
педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
отечественном рынке электронных средств обучения.
электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров
и т.д.).
– Лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического
материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых
компьютерных методик обучения.
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
ИКТ – компетентность учителя
Необходима:
• При объяснении нового материала на уроке.
• Для взаимодействия с коллегами.
• Для взаимодействия с родителями.
• При поиске учебных материалов в Интернете.
• Для мониторинга развития учащихся.
• При составлении поурочного планирования.
• При подборе ПО для учебных целей.
• При ведении урока с использованием ИКТ.
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Основные ИКТ компетентности
учителя
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ
Владение методикой внедрения ЦОРов в учебновоспитательный процесс
Владение здоровьесберегающими технологиями
Владение приемами работы с электронной почтой и телеконференциями
Умение использовать Интернетресурсы в педагогической деятельности
Владение приемами сайтостроения
Владение приемами работы с офисными технологиями
Владение приемами подготовки графических изображений для наглядных и
дидактических материалов
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Оценка ИКТ – компетентности
•
Разработка нового инструмента, который позволит проверить, как педагог мыслит и
работает в «цифровом» мире.
• Подготовка материалов (заданий) для оценки ИКТ – компетентности.
• Определение уровня ИКТ компетентности: выше базового, базовый, ниже базового.
• Определение целей обучения педагогов в сфере ИКТ.
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Уровни сформированности ИКТ –
компетентности учителя
• «ИКТ – компетентность учителя – это совокупность
знаний, навыков и умений, формируемых в процессе
обучения и самообучения информатике и
информационным технологиям, а также способность к
выполнению педагогической деятельности с помощью
информационных технологий».
Е.К. Хеннер
компетентности:
• Выделяют 4 уровня сформированности ИКТ –
минимальный (до 30%),
допустимый (от 30% до 60%),
конструктивный (от 60% до 85%),
исследовательский (от 85% и выше).
Определить свой уровень сформированности ИКТ –
компетентности можно с помощью таблицы.
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Характеристика уровней сформированности
ИКТ – компетентности:
•
•
•
• минимальный – минимальные знания о ПК, программных продуктах, компьютерных
сетях (в том числе Интернет), неэффективное применение их в педагогической
деятельности (до 48 баллов)
допустимый – минимально допустимый уровень ИКТкомпетентности учителя,
отражающий его способность использовать знакомые средства информационных и
коммуникационных технологий при организации учебного процесса в начальной школе.
Для учителя, обладающего данным уровнем компетентности характерен, в основном,
репродуктивный вид деятельности. Учитель готов к работе в рамках действующих
стандартов (от 48 до 97 баллов)
конструктивный – средний, оптимально необходимый уровень ИКТкомпетентности
учителя, позволяющий ему осознанно, целенаправленно и дифференцированно
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном и
воспитательном процесс младшего школьника. Достижение данного уровня
компетентности позволяет будущему учителю сформировать общее видение целей,
методов и технологий формирования у младших школьников компьютерной
грамотности (от 97 до 137 баллов)
исследовательский – высший, перспективный уровень ИКТкомпетентности учителя,
отражающий его системное виденье процесса информатизации начальной школы,
готовность использовать постоянно обновляющийся инструментарий информационных и
коммуникационных технологий, как в собственном профессиональном становлении так
и в учебновоспитательном процессе младшего школьника (от 137 до 162 баллов)
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
О проекте «Сертификация компьютерной
грамотности и ИКТ – компетентности
в сфере образования »
Сертификация компьютерной грамотности и ИКТкомпетентности в сфере
образования – это комплексный проект, направленный на подтверждение знаний
и умений работников системы образования в области компьютерной грамотности и
интернеттехнологий.
Система сертификации объединяет в себе механизмы и мероприятия,
позволяющие проводить тестирование участников с целью получения независимой
оценки их знаний.
Результатом прохождения тестирования является сертификат, обладатель
которого подтверждает, что его знания соответствуют заявленным требованиям и
может использовать объекты информационнокоммуникационных технологий в
повседневной жизни.
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Преимущества
сертификации
Преимущества для работника:
помогает оценить свой
профессиональный уровень;
подтверждает имеющийся
профессиональный уровень;
помогает определить направление
дальнейшего повышения
квалификации;
облегчает процесс освоения рабочего
места в новом трудовом коллективе;
повышает востребованность на рынке
труда, упрощение и сокращение
сроков поиска подходящей работы;
обеспечивает социальную
устойчивость на рынке труда;
способствует возможности получения
большей оплаты труда;
повышает имидж работника –
вхождение в Реестр
сертифицированного персонала;
помогает определить четкое
представление своего объема (зоны)
ответственности.
Преимущества для работодателя:
выбирать качественный персонал на
рынке труда;
обеспечивать уверенность в качестве
труда персонала;
стимулировать профессиональный
рост персонала;
улучшать стандарты качества через
контроль и повышение
профессионализма своих работников;
формировать мотивации персонала;
добиться эффективности высоких
экономических и управленческих
результатов, качества
предоставляемых услуг, повысить
конкурентоспособность;
контролировать профессиональные
навыки персонала совместно с
экспертами Органа по сертификации
персонала.
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Региональные центры по сертификации
Центры по сертификации функционируют в 19 регионах России, на их
базе можно пройти сертификационное тестирование и получить именной
сертификат.
В Москве сертификацию можно пройти на базе ГБУ ЦИТУО
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Система тестирования
Локальная система тестирования
Вебсистема тестирования
Устанавливается на компьютеры в
Не требует установки и
локальной сети.
Для запуска и использования может
потребоваться специальное
программное обеспечение.
специального программного
обеспечения.
Для запуска и использования нужен
Не требуется подключение к сети
Требуется подключение к сети
Интернет.
только браузер.
Интернет.
Обе системы имеют демоверсии, с которыми можно
ознакомиться на сайте проекта.
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Направления сертификации
для общего образования
Сертификационное тестирование можно пройти по
5 направлениям для общего образования:
Соответствие требованиям к компьютерной грамотности в
системе образования
Соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ
учителя естественнонаучного и математического профиля
Соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ
учителя гуманитарного профиля
Соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ
работника административноуправленческого аппарата
общеобразовательного учреждения
Соответствие требованиям к ИКТкомпетентности учителя
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Результаты сертификации
После прохождения
тестирования
испытуемому
выводится его
результат в
процентном
отношении.
Кроме того,
испытуемый может
посмотреть
подробную
статистику по темам,
которые охватывало
тестирование.
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Сертификат
Участники
сертификации, успешно
прошедшие
тестирование получают
именной сертификат,
подтверждающий их
знания.
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Сайт системы сертификации
Информация о проекте,
новостях, событиях и
многом другом
публикуется на
постоянно обновляемом
сайте системы
сертификации:
ICTtest.edu.ru
На сайте можно проверить
подлинность сертификата
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Контакты
Система сертификации компьютерной грамотности
и ИКТкомпетентности в сфере образования
Региональный центр сертификации в …
…
сотрудник центра
телефоны
Сайт http://icttest.edu.ru/
Email
Головной центр сертификации
ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»
(495) 6292976, 6298260
www.icttest.edu.ru
info@icttest.edu.ru
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
В материалах международной конференции, проходившей в ноябре 2009 г. в Москве и
возможностям;
посвященной проблемам внедрения ИТ в образование, отмечалось, «что урок с
применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который
– сохраняет человеческие приоритеты в обучении;
– имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим
– умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным
– интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические
– методически гибок».
возможности компьютерных программ;
компьютером;
Таким образом, компьютер – это всего лишь инструмент, использование которого
должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению
поставленных целей и задач урока.
Пока учитель не осознает необходимости самостоятельного изучения азов
компьютерной грамотности и не приступит к изучению и применению их в
своей педагогической деятельности, он не научится владеть этим инструментом
на должном уровне и не сможет повышать свою ИКТ
компетентность.
Следовательно, выход один – учиться, учиться и учиться!
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
ВЫВОДЫ:
Таким образом, без профессионального роста в освоении
информационнокоммуникационных технологий и желания
их применять в образовательном процессе – не обойтись!
Поэтому одной из главных задач на ближайшее время остается
повышение ИКТ – компетентности учителя для:
его профессионального развития;
•
• формирования и повышения ИКТ – компетентности
учащихся;
• повышения качества образования;
• интенсификации своего труда.
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
И К Т
!
о с в о е н и и
у с п е х о в
в
Т в о р ч е с к и х
Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"
Используемые ресурсы:
1. Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ
лицей №21 г. Иваново, сайт: http://pedsovet.su/
2. Плетнева М. С. Критерии оценки ИКТ компетенции учителей начальной школы
по организации и реализации образовательного процесса в информационной
образовательной среде.
3. Р.О.Калошина, заместитель директора по ИТ. Информационнокоммуникативная
компетентность учителя в рамках современного урока.
4. Система сертификации компьютерной грамотности ИКТкомпетентности в
сфере образования, сайт: http://icttest.edu.ru/
5. Шилова Ольга Николаевна, проф. каф. ИКТ РГПУ им. А.И. Герцена.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном
процессе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.