Презентация к выступлению "Формирование ИКТ-компетентности учителя"

Медиа
Педсоветы +1
pptx
Администрации
СCУЗ, ВУЗ
09.03.2018
В презентации отражены вопросы, связанные с ключевыми компетентностями педагога, со структурой и содержанием ИКТ – компетентности педагога. Представлены примерный перечень ИКТ – компетентности учителя и проблемы использования ИКТ в образовательном процессе, а также критерии оценки и уровни сформированности ИКТ – компетентности педагога. Размещена информация о проекте «Сертификация компьютерной грамотности и ИКТ – компетентности в сфере образования».В презентации отражены вопросы, связанные с ключевыми компетентностями педагога, со структурой и содержанием ИКТ – компетентности педагога. Представлены примерный перечень ИКТ – компетентности учителя и проблемы использования ИКТ в образовательном процессе, а также критерии оценки и уровни сформированности ИКТ – компетентности педагога. Размещена информация о проекте «Сертификация компьютерной грамотности и ИКТ – компетентности в сфере образования».

Формирование ИКТ компетентности учителя.pptx

ФОРМИРОВАНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ  ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПОДГОТОВИЛА: СУСЛОВА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА, руководитель РМО учителей технологии, учитель технологии высшей категории
План выступления: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Ключевые компетентности педагога. Понятие ИКТ – компетентности учителя. Структура и содержание ИКТ – компетентности педагога. Примерный перечень ИКТ – компетентности учителя. Проблемы использования ИКТ в образовательном процессе. Оценка ИКТ – компетентности учителя. Уровни сформированности ИКТ – компетентности педагога. О проекте «Сертификация компьютерной грамотности и          ИКТ – компетентности в сфере образования».
• Программы информатизации системы образования и развития образовательной  информационной среды являются одной из важнейших составных частей Федеральной  Целевой программы «Электронная Россия». Именно мы, учителя, закладываем сейчас  фундамент будущей России, не страны­поставщика сырья, а страны высоких технологий.  И жить, и работать в этой новой, стране, продолжать начатые преобразования, предстоит  именно тем девчонкам и мальчишкам, которые сейчас сидят за партами в наших школах.  • Наши дети должны научиться владеть информационными технологиями, уметь применять  их во всех сферах своей жизни. Именно владение информационно­компьютерными  технологиями (ИКТ) позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно­ технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной  революции. Опыт информатизации систем образования других стран показал, что одним из  условий успеха является формирование у педагогов профессиональной и общей  информационной культуры и ИКТ­компетентности. • Этот процесс нельзя пускать на самотек, т.к. абсолютное большинство учителей работает  с перегрузками, и учителя ссылаются на эти перегрузки как на причину невозможности  найти время на повышение своей ИКТ­компетентности, при этом совершенно упуская из  виду то, что именно это повышение позволяет и интенсифицировать труд              учителя,  и облегчить его. Возможность пройти курсовую подготовку                       имеется у  каждого учителя, но кроме этого,  в учебном заведении необходимо        создать такие  условия, когда учителям было бы выгодно повышать свой                      ИКТ­уровень, свою  ИКТ­компетентность.
Ключевые компетентности педагога: • Функциональная грамотность        Как в области педагогики, так и научной дисциплины • Общие умения коммуникации        Умения слушать, слышать, понимать тексты Гражданское самосознание и общественная позиция •        Реализация собственных прав и свобод, демонстрация поведения гражданина, образцов  гражданского самосознания • Умение самовосстановления и культура здорового образа жизни        Владение своим телом и эмоциями • Умение создавать информационно­образовательную среду        ИКТ – компетентность: уверенное владение педагогами всеми                    составляющими навыками ИКТ – грамотности для решения возникающих         вопросов  в учебной и иной деятельности, с акцентом на сформированность обобщенных  познавательных, этических и технических навыков.
Важно различать ИКТ – грамотность и ИКТ – компетентность учителя. • ИКТ – грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). • ИКТ – компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ – грамотность), но и их эффективное применение в педагогической деятельности.
Общая Профес­ сиональ­ ная отчетов деятельности школьников; Структура и содержание ИКТ –  компетентности педагога нахождение информации с использованием ресурсов Internet; создание простых (без рисунков и таблиц) и сложных (с таблицами, рисунками и схемами)   документов в Word; создание расчетных таблиц в Excel с использованием формул, а также математических,  логических, статистических функций, построение диаграмм; создание баз данных однотабличных и многотабличных, построение запросов, форм и  использование ресурсов Internet для поиска информации для организации образовательной  использование текстовых процессоров для оформления учебно­программной документации  и создания материалов для учебного процесса; использование табличных процессоров для рейтинговой системы оценки и создания  компьютерных тестов; использование СУБД (системы управления базами данных) для учета результатов  образовательной деятельности школьников; использование специализированных инструментальных систем для создания  компьютерных  тестов; Internet – ресурсов. разработка и использование электронных УМК;  использование инструментальных программ для создания собственных
Примерный перечень содержания  ИКТ – компетентности учителя:  (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню) • • • • • • Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и  в Интернете): электронные учебники, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и  т.д.  Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например,  использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в  соответствии с поставленными учебными задачами. Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться  проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического  материала. Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач  виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая,  противопоставляя, преобразовывая различные данные.  Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания  буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления  различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:         ­   материалы для урока,         ­   тематическое планирование,         ­   мониторинги по своему предмету,        ­   различные отчеты по предмету,        ­   анализ процесса обучения, и т.д. Уметь применять НИТИ­методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) –                 это  методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием                             ИКТ.  Они содержат ссылки на электронные материалы и веб­сайты, полезные                                 при  проведении уроков на заданную тему.
Примерный перечень содержания  ИКТ – компетентности учителя:  (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню) • Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы  тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности  учащегося  и т.д.). • Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося. • Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам,  администрации школы: ­   школьная сеть, ­   электронная почта,  ­   социальная сеть (Дневник.ру, …),  ­   сайт (раздел сайта),  ­   лист рассылки (список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства        автоматического добавления и удаления адресов из списка),  ­   форум, ­   Wiki­среда (В ки (Wiki) — гипертекстовая  ии накопления и структуризации письменной информации),  среда для коллективного редактирования,  ­   блог (сетевой журнал или дневник событий),  ­   RSS­поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка); ­   подкаст (новостная рассылка с аудио­ или видео­содержанием). • Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов           (олимпиады,  конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс                       (по  необходимости).
Проблемы при использовании ИКТ Использовать ИКТ – компоненты можно на любых уроках.  Все дело заключается:  – в целесообразности,  – наличии соответствующих качественных программ,  – условиях использования. Как показывает практика, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках, и это  процессе. обусловлено целым рядом объективных причин:  – Не все учителя психологически готовы  к использованию ИКТ в образовательном  – Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать  – Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на  – Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных  педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.  отечественном рынке электронных средств обучения. электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников,   тренажеров  и т.д.). – Лимит времени у учителя для создания собственного электронного  дидактического  материала, а также для изучения, разработки и                  внедрения новых  компьютерных методик обучения.
ИКТ – компетентность учителя                                      Необходима: • При объяснении нового материала на уроке. • Для взаимодействия с коллегами. • Для взаимодействия с родителями. • При поиске учебных материалов в Интернете. • Для мониторинга развития учащихся. • При составлении поурочного планирования. • При подборе ПО для учебных целей. • При ведении урока с использованием ИКТ.
Основные ИКТ­ компетентности  учителя 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ Владение методикой внедрения ЦОРов в учебно­воспитательный процесс Владение здоровьесберегающими технологиями Владение приемами работы с электронной почтой и телеконференциями Умение использовать Интернет­ресурсы в педагогической деятельности Владение приемами сайтостроения  Владение приемами работы с офисными технологиями Владение приемами подготовки графических изображений для наглядных                 и  дидактических материалов
Оценка ИКТ – компетентности • Разработка нового инструмента, который позволит проверить, как педагог мыслит и  работает в «цифровом» мире. • Подготовка материалов (заданий) для оценки ИКТ – компетентности. • Определение уровня ИКТ ­ компетентности: выше базового, базовый, ниже базового. • Определение целей обучения педагогов в сфере ИКТ.
Уровни сформированности ИКТ –  компетентности учителя •  «ИКТ – компетентность учителя – это совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий». Е.К. Хеннер компетентности: • Выделяют 4 уровня сформированности ИКТ –  минимальный (до 30%),  допустимый (от 30% до 60%),  конструктивный (от 60% до 85%),  исследовательский (от 85% и выше). Определить свой уровень сформированности ИКТ – компетентности можно с помощью таблицы.
Характеристика уровней сформированности   ИКТ – компетентности: • • • • минимальный – минимальные знания о ПК, программных продуктах, компьютерных  сетях (в том числе Интернет), неэффективное применение их в педагогической  деятельности (до 48 баллов) допустимый – минимально допустимый уровень ИКТ­компетентности учителя,  отражающий его способность использовать знакомые средства информационных и  коммуникационных технологий при организации учебного процесса в начальной школе.  Для учителя, обладающего данным уровнем компетентности характерен, в основном,  репродуктивный вид деятельности. Учитель готов к работе в рамках действующих  стандартов (от  48  до  97 баллов) конструктивный – средний, оптимально необходимый уровень ИКТ­компетентности  учителя, позволяющий ему осознанно, целенаправленно и дифференцированно  использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном и  воспитательном процесс младшего школьника. Достижение данного уровня  компетентности позволяет будущему учителю сформировать общее видение целей,  методов и технологий формирования у младших школьников компьютерной  грамотности  (от  97  до  137 баллов) исследовательский – высший, перспективный уровень ИКТ­компетентности   учителя,  отражающий его системное виденье процесса информатизации          начальной школы,  готовность использовать постоянно обновляющийся инструментарий информационных и  коммуникационных технологий,  как в собственном профессиональном становлении так  и в учебно­воспитательном    процессе младшего школьника (от  137  до  162  баллов)
О проекте «Сертификация компьютерной  грамотности и ИКТ – компетентности       в сфере образования » Сертификация  компьютерной  грамотности  и  ИКТ­компетентности  в  сфере  образования – это комплексный проект, направленный на подтверждение знаний  и умений работников системы образования в области компьютерной грамотности и  интернет­технологий. Система  сертификации  объединяет  в  себе  механизмы  и  мероприятия,  позволяющие проводить тестирование участников с целью получения независимой  оценки их знаний. Результатом  прохождения  тестирования  является  сертификат,  обладатель  которого подтверждает, что его знания соответствуют заявленным требованиям и  может  использовать  объекты  информационно­коммуникационных  технологий  в  повседневной жизни.
Преимущества  сертификации Преимущества  для  работника:  помогает  оценить свой   профессиональный уровень;  подтверждает имеющийся  профессиональный уровень;  помогает определить направление   дальнейшего повышения  квалификации;   облегчает процесс освоения рабочего   места  в новом трудовом коллективе;  повышает  востребованность на рынке  труда, упрощение и сокращение  сроков поиска подходящей работы;  обеспечивает социальную  устойчивость на рынке труда;  способствует возможности получения  большей оплаты труда;   повышает имидж работника –  вхождение в Реестр  сертифицированного персонала;   помогает определить четкое  представление своего объема (зоны)  ответственности. Преимущества для работодателя:  выбирать качественный персонал на  рынке труда;   обеспечивать уверенность в качестве  труда персонала;  стимулировать  профессиональный  рост персонала;   улучшать стандарты качества через  контроль и повышение  профессионализма своих работников;   формировать мотивации персонала;   добиться эффективности ­ высоких  экономических и управленческих  результатов, качества  предоставляемых услуг, повысить  конкурентоспособность;  контролировать профессиональные  навыки персонала совместно с  экспертами Органа по сертификации  персонала.
Региональные центры по сертификации Центры по сертификации функционируют в 19 регионах России, на их  базе можно пройти сертификационное тестирование и получить именной  сертификат. В Москве сертификацию можно пройти на базе ГБУ ЦИТУО
Система тестирования Локальная система тестирования Веб­система тестирования  Устанавливается на компьютеры в   Не требует установки и  локальной сети.  Для запуска и использования может  потребоваться специальное  программное обеспечение. специального программного  обеспечения.  Для запуска и использования нужен   Не требуется подключение к сети   Требуется подключение к сети  Интернет. только браузер. Интернет. Обе системы имеют демо­версии, с которыми можно  ознакомиться на сайте проекта.
Направления сертификации  для общего образования Сертификационное тестирование можно пройти по                5 направлениям для общего образования:  Соответствие требованиям к компьютерной грамотности в  системе образования  Соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ  учителя естественно­научного и математического профиля  Соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ  учителя гуманитарного профиля  Соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ  работника административно­управленческого аппарата  общеобразовательного учреждения  Соответствие требованиям к ИКТ­компетентности учителя
Результаты сертификации После прохождения  тестирования  испытуемому  выводится его  результат в  процентном  отношении. Кроме того,  испытуемый может  посмотреть  подробную  статистику по темам,  которые охватывало  тестирование.
Сертификат Участники  сертификации, успешно  прошедшие  тестирование получают  именной сертификат,  подтверждающий их  знания.
Сайт системы сертификации Информация о проекте,  новостях, событиях и  многом другом  публикуется на  постоянно обновляемом  сайте системы  сертификации: ICTtest.edu.ru  На сайте можно проверить  подлинность сертификата
Контакты Система сертификации компьютерной грамотности и ИКТ­компетентности в сфере образования Региональный центр сертификации в … … сотрудник центра телефоны Сайт http://icttest.edu.ru/ Email Головной центр сертификации ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (495) 629­29­76, 629­82­60 www.icttest.edu.ru info@icttest.edu.ru
В материалах международной конференции, проходившей в ноябре 2009 г. в Москве и  возможностям; посвященной проблемам внедрения ИТ в образование, отмечалось, «что урок с  применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который  – сохраняет человеческие приоритеты в обучении; – имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим  – умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным  – интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические  – методически гибок». возможности компьютерных программ; компьютером;       Таким образом, компьютер – это всего лишь инструмент, использование которого   должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению  поставленных целей и задач урока.         Пока учитель не осознает необходимости самостоятельного изучения азов       компьютерной грамотности и не приступит к изучению и применению их                       в  своей педагогической деятельности, он не научится владеть этим                инструментом  на должном уровне и не сможет повышать свою                                   ИКТ­  компетентность.        Следовательно, выход один – учиться, учиться и учиться!
ВЫВОДЫ: Таким образом, без профессионального роста в освоении  информационно­коммуникационных технологий и желания  их применять в образовательном процессе – не обойтись! Поэтому одной из главных задач на ближайшее время остается  повышение ИКТ – компетентности учителя для:  его профессионального развития; • • формирования и повышения ИКТ – компетентности  учащихся; • повышения качества образования; • интенсификации своего труда.
И К Т ! о с в о е н и и у с п е х о в в Т в о р ч е с к и х
Используемые ресурсы: 1. Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ  лицей №21 г. Иваново, сайт: http://pedsovet.su/  2. Плетнева М. С. Критерии оценки ИКТ ­ компетенции учителей начальной школы     по организации и реализации образовательного процесса в информационной  образовательной среде.  3. Р.О.Калошина, заместитель директора по ИТ. Информационно­коммуникативная  компетентность учителя в рамках современного урока. 4. Система сертификации компьютерной грамотности ИКТ­компетентности в  сфере образования, сайт: http://icttest.edu.ru/ 5. Шилова Ольга Николаевна, проф. каф. ИКТ РГПУ им. А.И. Герцена.  Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном  процессе.
прямая ссылка
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

В течение дня возможны небольшие перебои в работе. Просим понять и простить :)