Презентация "КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ОСОБЕННЫЙ, ВСЕ ДЕТИ РАВНЫЕ"

  • Повышение квалификации
  • pptx
  • 05.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье говорится о новом образовательном стандарте для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе (ФГОС НОО для детей с ОВЗ), об инклюзии и основополагающем принципе инклюзивного образования, о создании специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий. Также в своей статье автор рассматривает как положительные, так и отрицательные стороны введения инклюзивного образования. Ключевые слова: инклюзия, новый образовательный стандарт, дети с ограниченными возможностями здоровья, начальная школа, АООП, АОП.
Иконка файла материала конференция.pptx

Инклюзивное образование

-это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье.
(Согласно закону об образовании от 29.12.2012 г. ребенок с ОВЗ имеет право обучатся с остальными детьми.)

Специальные условия

использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность


Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации» Глава 11. Статья 79.Пункт 3

Основополагающий принцип инклюзивного образования

Все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

С 2016 года вводится новый образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе (ФГОС НОО для детей с ОВЗ). Только в классах, которые формируются на первый год обучения в год внедрения Стандарта, то есть в 1 классах, открываемых в образовательной организации в год внедрения Стандарта.

Смысл разработки ФГОС для детей с ОВЗ


Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:
степени тяжести нарушения психического развития,
способности к освоению цензового уровня образования,
вида учебного заведения,
региона проживания.

6

Образовательные маршруты детей с ОВЗ

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Вариант Х.1

Вариант Х.2

Вариант Х.3

Вариант Х.4

ЦЕНЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НЕЦЕНЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ИНКЛЮЗИЯ

ОТДЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СКОУ)
КЛАССЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

АОП НОО обучающихся с ОВЗ
ООП ООО
+
специальные требования

Адаптированные основные образовательные программы для детей глухих (слабослышащих, слепых, слабовидящих, с ТНР, с НОДА, с ЗПР, с РАС)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ

СИПР

Индивидуальный учебный план (ИУП)

ФГОС обучающихся с умственной отсталостью

НЕЦЕНЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вариант 1

Вариант 2

Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (легкой / умеренной)

Образовательная программа для детей с умеренной / тяжелой умственной отсталостью
СИПР

Вариативность ФГОС ОВЗ (+УО)

1

Глухие

Вариант 1.1

Вариант 1.2.

Вариант 1.3.

Вариант 1.4.

2

Слабослышащие

Вариант 2.1.

Вариант 2.2.

Вариант 2.3.

3

Слепые

Вариант 3.1

Вариант 3.2.

Вариант 3.3.

Вариант 3.4.

4

Слабовидящие

Вариант 4.1.

Вариант 4.2.

Вариант 4.3.

5

С ТНР

Вариант 5.1.

Вариант 5.2.

6

С НОДА

Вариант 6.1.

Вариант 6.2.

Вариант 6.3.

Вариант 6.4.

7

С ЗПР

Вариант 7.1.

Вариант 7.2.

8

С РАС

Вариант 8.1.

Вариант 8.2.

Вариант 8.3.

Вариант 8.4.

9

С УО, ТМНР

Вариант 1

Вариант 2

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса

Отличие АООП от АОП

АООПобразовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья: Разрабатывается на категорию детей (класс);
АОП – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ: Разрабатывается на конкретного ребенка с учетом ИПР

Задачи учителя

Проектирование образовательной деятельности в инклюзивном классе, создание условий для развития каждого обучающегося:
Разработка АОП по предметным областям с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
Организация развивающей среды в классе;
Создание и поддержка эмоционально-комфортной атмосферы в классном коллективе, формирование между детьми отношений сотрудничества и принятия;
Формирование положительной учебной мотивации;
Применение вариативных технологий обучения, отвечающих задачам развития всех детей
При необходимости адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов

Проблемы инклюзивного образования

Ресурснозатратное.
Директора и педагоги не готовы к этому, т. е. у них нет мотивации.
Отсутствие междисциплинарной команды, ПМПкОО.
Процедура инклюзивного образования детей с ОВЗ не регламентирована нормативно-правовыми документами.
Проблема недостаточности материально-технической базы, финансового обеспечения.
Не владение педагогов специальными методами, приёмами, средствами обучения
Отсутствие курсовой подготовки по работе с детьми с ОВЗ.
Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ.
Сложность оказания психотерапевтической помощи.
Сложность обучения детей с особенностями умственного развития в условиях общеобразовательных классов.
Создание адаптивных образовательных программ (АОП) на каждого ребёнка.

Мы работаем в первую очередь в интересах детей.
Все дети имеют надежду и возможности.
Все дети имеют право на охрану здоровья,
безопасность и развитие.
Все дети имеют право голоса и возможность влиять
на решения, касающиеся их жизни.


Конвенция ООН о правах ребенка

Спасибо
за внимание!


Понятийный аппарат: сокращения

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
ФГОС ОВЗ – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ
ФГОС УО - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
ЗПР - задержка психического развития
РАС – расстройства аутистического спектра
ТНР – тяжелые нарушения речи
НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата
ТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития

Понятийный аппарат: сокращения

ИУП – индивидуальный учебный план
СИПР – специальная индивидуальная программа развития
ИПР – индивидуальная программа реабилитации (инвалида)
АООП – адаптированная основная образовательная программа (образовательного учреждения)
АОП – адаптированная образовательная программа (обучающегося с ОВЗ)
УУД – универсальные учебные действия (для цензового образования)
БУД – базовые учебные действия (для нецензового образования)