Инклюзивное образование
-это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье.
(Согласно закону об образовании от 29.12.2012 г. ребенок с ОВЗ имеет право обучатся с остальными детьми.)
Специальные условия
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации» Глава 11. Статья 79.Пункт 3
С 2016 года вводится новый образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе (ФГОС НОО для детей с ОВЗ). Только в классах, которые формируются на первый год обучения в год внедрения Стандарта, то есть в 1 классах, открываемых в образовательной организации в год внедрения Стандарта.
Смысл разработки ФГОС для детей с ОВЗ
Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:
степени тяжести нарушения психического развития,
способности к освоению цензового уровня образования,
вида учебного заведения,
региона проживания.
6
Образовательные маршруты детей с ОВЗ
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ | ||||
Вариант Х.1 | Вариант Х.2 | Вариант Х.3 | Вариант Х.4 | |
ЦЕНЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | НЕЦЕНЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | |||
ИНКЛЮЗИЯ | ОТДЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СКОУ) | |||
АОП НОО обучающихся с ОВЗ | Адаптированные основные образовательные программы для детей глухих (слабослышащих, слепых, слабовидящих, с ТНР, с НОДА, с ЗПР, с РАС) | СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА | ||
Индивидуальный учебный план (ИУП) | ||||
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью | ||||
НЕЦЕНЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Вариант 1 | Вариант 2 | |||
Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (легкой / умеренной) | Образовательная программа для детей с умеренной / тяжелой умственной отсталостью |
Вариативность ФГОС ОВЗ (+УО)
1 | Глухие | Вариант 1.1 | Вариант 1.2. | Вариант 1.3. | Вариант 1.4. |
2 | Слабослышащие | Вариант 2.1. | Вариант 2.2. | Вариант 2.3. | |
3 | Слепые | Вариант 3.1 | Вариант 3.2. | Вариант 3.3. | Вариант 3.4. |
4 | Слабовидящие | Вариант 4.1. | Вариант 4.2. | Вариант 4.3. | |
5 | С ТНР | Вариант 5.1. | Вариант 5.2. | ||
6 | С НОДА | Вариант 6.1. | Вариант 6.2. | Вариант 6.3. | Вариант 6.4. |
7 | С ЗПР | Вариант 7.1. | Вариант 7.2. | ||
8 | С РАС | Вариант 8.1. | Вариант 8.2. | Вариант 8.3. | Вариант 8.4. |
9 | С УО, ТМНР | Вариант 1 | Вариант 2 |
Отличие АООП от АОП
АООП – образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья: Разрабатывается на категорию детей (класс);
АОП – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ: Разрабатывается на конкретного ребенка с учетом ИПР
Задачи учителя
Проектирование образовательной деятельности в инклюзивном классе, создание условий для развития каждого обучающегося:
Разработка АОП по предметным областям с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
Организация развивающей среды в классе;
Создание и поддержка эмоционально-комфортной атмосферы в классном коллективе, формирование между детьми отношений сотрудничества и принятия;
Формирование положительной учебной мотивации;
Применение вариативных технологий обучения, отвечающих задачам развития всех детей
При необходимости адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов
Проблемы инклюзивного образования
Ресурснозатратное.
Директора и педагоги не готовы к этому, т. е. у них нет мотивации.
Отсутствие междисциплинарной команды, ПМПкОО.
Процедура инклюзивного образования детей с ОВЗ не регламентирована нормативно-правовыми документами.
Проблема недостаточности материально-технической базы, финансового обеспечения.
Не владение педагогов специальными методами, приёмами, средствами обучения
Отсутствие курсовой подготовки по работе с детьми с ОВЗ.
Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ.
Сложность оказания психотерапевтической помощи.
Сложность обучения детей с особенностями умственного развития в условиях общеобразовательных классов.
Создание адаптивных образовательных программ (АОП) на каждого ребёнка.
Мы работаем в первую очередь в интересах детей.
Все дети имеют надежду и возможности.
Все дети имеют право на охрану здоровья,
безопасность и развитие.
Все дети имеют право голоса и возможность влиять
на решения, касающиеся их жизни.
Конвенция ООН о правах ребенка
Понятийный аппарат: сокращения
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
ФГОС ОВЗ – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ
ФГОС УО - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
ЗПР - задержка психического развития
РАС – расстройства аутистического спектра
ТНР – тяжелые нарушения речи
НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата
ТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития
Понятийный аппарат: сокращения
ИУП – индивидуальный учебный план
СИПР – специальная индивидуальная программа развития
ИПР – индивидуальная программа реабилитации (инвалида)
АООП – адаптированная основная образовательная программа (образовательного учреждения)
АОП – адаптированная образовательная программа (обучающегося с ОВЗ)
УУД – универсальные учебные действия (для цензового образования)
БУД – базовые учебные действия (для нецензового образования)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.