«Формы организации внеурочной познавательной деятельности
младшего школьника» февраль 2012г.
Мастеркласс
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования является
формирование учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень её
сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных
новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение
учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся:
сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребёнка в каждом шаге
обучения.
Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебнопознавательной
деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий.
Что значит ученик владеет универсальным учебным действием?: он умеет применять его в любой
ситуации, независимо от содержания.
Универсальное учебное действие как психологодидактическое явление имеет следующие
особенности:
является предпосылкой формирования культурологических умений
как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебнопознавательную
деятельность, используя обобщенные способы действий;
не зависит от конкретного предметного содержания; и в определённом смысле имеет
всеобъемлющий характер;
отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на
вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?);
возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
«вынуждает» обучающегося действовать чётко, последовательно, ориентируясь на отработанный
алгоритм.
В соответствии с ФГОС НОО выделено четыре вида УУД: личностные, регулятивные,
познавательные, коммуникативные.
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется
образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации ФГОС
НОО НП обеспечивает формирование у учащихся УУД, что оказывает заметное влияние на
развитие их познавательных способностей.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно
оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в
том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные
исследования и т.п.
Во внеурочной деятельности я выбрала одно из направлений – познавательную деятельность.
Формой проведения по ее реализации я взяла кружок «Всезнайка». Занятия начала проводить со 2
полугодия 1 класса. 1 раз в неделю. Всего таких занятий планируется 16. Сегодня я покажу
некоторые виды работы по формированию познавательной деятельности учащихся, применяя
разные формы и виды работы: групповая, самостоятельная, ИКТ, ИД и др.
(cid:190)
(cid:190)
(cid:190)
(cid:190)
(cid:190) Пока ребята работают, я хочу перечислить предполагаемые результаты , которых мы с
младшими школьниками постараемся достичь к концу обучения:
Личностными результатами обучения учащихся являются:
• самостоятельность мышления;
• готовность и способность к саморазвитию;
• способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения;
• заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
• умение использовать получаемую подготовку как в учебной деятельности, так и при
решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
• способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения;
• способность к самоорганизованности;
• готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
• владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного
сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах,
в коллективном обсуждении проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
• владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение,
анализ, синтез, обобщение, моделирование);
• выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с
моделями и др.);
• создание моделей изучаемых объектов с использованием знаковосимволических средств;
• готовность слушать собеседника, вести диалог;
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
• умение применять полученные знания для решения учебнопознавательных и учебно
практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных
процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных
отношений;
• умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики,
анализировать и
совокупности);
представлять,
последовательности,
интерпретировать данные.
цепочки, Ребята, какое время года сейчас на улице? А какой месяц? Да, это последний месяц зимы и я
предлагаю нам не опасаясь зимней стужи и морозов отправиться в путешествие. Ой, посмотрите,
февральская вьюга занесла нас в необычный городок. Как вы думаете, кто в нем живет? Да и мы
приглашены сегодня в один домик, а кто нас встретит вы узнаете, досказав словечко моего
стихотворения.
Вот дружочек, наш Сережа, Математик и чертежник –
На доске у тети вьюги Чертит разные … фигуры.
Какие фигуры вы здесь видите? Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Мы будем говорить о математических фигурах, учиться их распознавать и моделировать из них
предметы, которые мы часто встречаем в жизни.
А чтобы узнать какие фигуры будут нашими помощниками, вам нужно разгадать загадки.
1. Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На
кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья?
2. Если взял бы я окружность, с двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно, получился бы … овал
3. Он давно знаком со мной. Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны Одинаковой длины.
Вам его представить рад, А зовут его …
4. Три вершины тут видны, три угла, три стороны,
Ну пожалуй и довольно! Что ты видишь? … Положите перед собой фигуры
Что лишнее? Форма цвет размер
А сейчас мы с гостями посмотрим, какая группа лучше всех ориентируется в пространстве и
фигурах.
Какая фигура находится за и перед
Что следует за
Какая фигура расположена слева от
Назовите фигуру, которая спряталась справа от
Физминутка для глаз
Отгадайте загадку Я глазищами моргаю Неустанно
день и ночь.
И машинам помогаю, И тебе
хочу помочь.
А для чего нужен светофор?
Сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть на следующий слайд. Я
приготовила для вас несколько фигур. Как вы думаете, что мы можем из
них построить. В этом нам поможет ИД и волшебная ручка-маркер. Вы
помните как надо стоять у доски?
Что означает каждый цвет? В каких еще местах можно переходить
дорогу? А вы соблюдаете ПДД? Молодцы! У нас получилась очень
красивая картинка.
А сейчас мы с гостями посмотрим как вы умеете работать в группах. Готовы? Задание.
Сконструировать по образцу.
В это время зачитать часть 2 Оценка: наклейки А кто у нас самый внимательный? Что общего? Чем отличаются? Сколько
понадобилось треугольников? Кругов? Прямоугольников?
Итог: что было интересного? Что узнали нового? Что расскажите дома?
Молодцы! Спасибо за работу!
Самоанализ занятия
Школа МБОУ «СОШ №2» г. Десногорска класс 1 Б
«Формы организации внеурочной познавательной деятельности младшего школьника»
Ф.И.О. учителя Силаева Елена Анатольевна
Во внеурочной деятельности работа ведется по одному из направлений познавательная
деятельность. Формой проведения по ее реализации я взяла кружок «Всезнайка». Занятия
проводятся со 2 полугодия 1 класса. 1 раз в неделю. Всего таких занятий планируется 16.
1
2
4
5
6
Место
занятия в системе
данного
Формулировка целей
и задач.
Структура занятия.
Оценка содержания
каждого этапа урока.
Занятие по формированию умений применять знания о геометрических
фигурах в нестандартных ситуациях.
1. Развивать устойчивый интерес учащихся к математике через поисково
исследовательскую и творческую деятельность учащихся; развивая
умения использовать навыки получения и обработки информации в
работе на интерактивной доске.
2. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи через
коллективное творческое дело.
организационный этап
этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний
этап обобщения и систематизации материала
этап подведения итогов
1)
2)
3)
4)
1) В организационном этапе основной задачей являлось нацелить
учащихся на восприятие темы занятия. (Разгадывание загадок о
геометрических фигурах. Какие фигуры вы здесь видите? Как
думаете, о чем мы сегодня будем говорить?)
2) Следующий этап – включение в деятельность (рефлексия). Что
лишнее? (Форма цвет размер)
Ориентирование в пространстве и фигурах.
3) Третий этап обобщение и систематизация материала дает
возможность направить внимание учащихся, их сознание, мышление на
раскрытие основной темы занятия через работу в группах, что
способствует организации учителем процесса восприятия, осознания,
осмысления обобщения и систематизации материала, ранее
изученного учащимися. Конструирование по образцу.
4) Задача четвертого этапа – подвести итог совместной работы учащихся
и учителя.
Оценка
оптимальности
выбранных форм и
методов обучения,
их целесообразность
Для достижения целей занятия я использовала следующие методы:
словесные (рассказ, рассуждение), методы проблемного обучения через
поисковоисследовательскую деятельность, наглядные, практические,
аналитикосинтетические с использованием ИКТ (интерактивной доска,
презентации).Форма занятия– групповая (работа в группах).
7
Характер
Работа с учащимися строилась через сотрудничество. взаимодействия
учителя и учащихся
8
Оценка
результативности
Я считаю, что методы и форма, выбранные мною для проведения данного
занятия, являются оптимальными.
Выступление на педсовете 05.04.12г. по ФГОС
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования является
формирование учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень её
сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных
новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение
учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся:
сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребёнка в каждом шаге
обучения.
Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебнопознавательной
деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий.
Что значит ученик владеет универсальным учебным действием?: он умеет применять его в любой
ситуации, независимо от содержания.
Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации ФГОС
НОО НП обеспечивает формирование у учащихся УУД, что оказывает заметное влияние на
развитие их познавательных способностей.
Личностными результатами обучения учащихся являются:
• способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний; -
Ребята, какое время года сейчас на улице? А какой месяц? Да, это последний месяц зимы и я
предлагаю нам не опасаясь зимней стужи и морозов отправиться в путешествие. Ой,
посмотрите, февральская вьюга занесла нас в необычный городок. Как вы думаете, кто в нем
живет? Да и мы приглашены сегодня в один домик, а кто нас встретит вы узнаете, досказав
словечко моего стихотворения.
самостоятельность мышления; готовность и способность к саморазвитию; Какие фигуры вы здесь
видите? Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
• умение использовать получаемую подготовку как в учебной деятельности, так и при
решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
• способность к самоорганизованности;
• готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
• владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного
сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах,
в коллективном обсуждении проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ,
синтез, обобщение, моделирование); Что лишнее? Форма цвет размер
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
Отгадайте загадку Я глазищами моргаю Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю, И тебе хочу помочь.
А для чего нужен светофор?
Сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть на следующий слайд. Я приготовила
для вас несколько фигур. Как вы думаете, что мы можем из них построить. В этом нам
поможет ИД и волшебная ручкамаркер. Вы помните, как надо стоять у доски? Что
означает каждый цвет? В каких еще местах можно переходить дорогу? А вы
соблюдаете ПДД? Молодцы! У нас получилась очень красивая картинка.
• создание моделей изучаемых объектов с использованием знаковосимволических средств;
как вы умеете работать в группах. Задание. Сконструировать по образцу.
• готовность слушать собеседника, вести диалог; работа в группах.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
• умение применять полученные знания для решения учебнопознавательных и учебно
практических задач.
Презентация МАСТЕР - КЛАСС «Формы организации внеурочной познавательной деятельности младших школьников»
Презентация МАСТЕР - КЛАСС «Формы организации внеурочной познавательной деятельности младших школьников»
Презентация МАСТЕР - КЛАСС «Формы организации внеурочной познавательной деятельности младших школьников»
Презентация МАСТЕР - КЛАСС «Формы организации внеурочной познавательной деятельности младших школьников»
Презентация МАСТЕР - КЛАСС «Формы организации внеурочной познавательной деятельности младших школьников»
Презентация МАСТЕР - КЛАСС «Формы организации внеурочной познавательной деятельности младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.