Проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения и воспитания. На мой взгляд, одним из путей решения этого вопроса является внедрение исследовательской деятельности как современной педагогической технологии. Сегодня большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно- исследовательской, научно-практической, проектной деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся самостоятельности, умение и навыки практического применения теоретических знаний, развивает мышление, логику.
МАСТЕРКЛАСС
«Организация исследовательской деятельности»
«Единственный путь, ведущий к знаниям, это
деятельность».
Бернард Шоу
Проблема улучшения качества образования диктует
необходимость поиска новых технологий, методов
обучения и воспитания. Одним из путей решения этого
вопроса является внедрение исследовательской
деятельности как современной педагогической
технологии.
Исследование это поиск истины, познание
неизвестного, один из видов познавательной
деятельности человека
Умение наблюдать, высказывать свою точку зрения и
доказывать ее, анализировать, экспериментировать и
т.д.
Сколько детей занимаются
исследовательской работой в вашей
школе?
Исследовательская работа, как и всякое творчество,
возможна и эффективна только на добровольной
основе.
Исследовательская работа делается ребенком
совместно с педагогом.
Участвуя в конкурсах исследовательских, творческих
работ необходимо помнить, что оценка
исследовательской компетентности учащихся зависит
от структуры и содержания работы, от правильного
оформления результатов своих исследований.
Основные этапы
исследовательского процесса
1 этап выбор проблемы и темы определение объекта
и предмета, целей и задач разработку гипотезы
исследования выбор методов исследования
2 этап проверка гипотезы непосредственно
исследование формулирование предварительных
выводов, их апробирование и уточнение обоснование
заключительных выводов и практических рекомендаций
3 этап (заключительный) строится на основе внедрения
полученных результатов в практику.
Работа литературно оформляется
Формулировка темы
Тема это визитная карточка исследования
Тема должна быть не глобальной, а узкой, более
конкретной, ее формулирование стоит производить,
с помощью ответов на вопросы:
1. Что является объектом исследования?
2. Для решения какой проблемы будет проходить
исследование?
Выбор темы
«Влияние шоколада на организм человека»
Объект исследования – шоколад
Для решения проблемы влияние на организм
человека
Цель исследования
Цель исследования это конечный результат, которого бы хотел
достичь исследователь при завершении своей работы.
Для постановки цели нужно руководствоваться следующими
рекомендациями:
1.Цель должна быть поставлена одна, а не несколько.
2.Она должна быть конкретно, научно сформулирована с помощью слов:
• Изучить
• Выявить
• Установить
• Обосновать
• Уточнить
• Разработать
• Доказать
• Объяснить
• Определить и т.д.
Цель исследования
Цель исследования:
Изучить физические свойства шоколада и его влияние
на организм человека.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Поставленную цель мы достигаем через выполнение задач.
ЗАДАЧИ — это выбор путей и средств достижения цели в
соответствии с выдвинутой гипотезой. Их может быть 3.
• и з у ч и т ь
• о п р е д е л и т ь
• в ы я в и т ь
• о б о б щ и т ь
• п о к а з а т ь
• о б о с н о в а т ь
• р а с к р ы т ь
• исследовать
• а п р о б и р о в а т ь и т . д .
Влияние шоколада на организм человека.
Задачи:
1.Изучить литературу о влиянии шоколада на
организм человека.
2. Методом социологического опроса определить
частоту потребления шоколада учащимися
лицея.
3. Провести исследование отдельных физических
свойств шоколада.
Отбор методов исследования
Метод исследования это способ достижения цели
исследования
• теоретические (изучение и анализ литературы,
сравнение, моделирование, классификация,
систематизация)
• эмпирические (наблюдение, социологический опрос,
тестирование, мониторинг, анкетирование,
эксперимент)
Методика исследования –совокупность различных методов,
приемов, способов для систематического, последовательного
осуществления исследования
Эксперимент
Настоящий шоколад делают из какаопорошка с
добавлением какаомасла.
Определяем плотность шоколада, опуская шоколад
в стакан с водой. Вывод?
Температура плавления какаомасла 32 0С, а у
заменителей – 38 0С и выше.
Настоящий шоколад с какаомаслом тает во рту, а с
заменителем прилипает к нёбу. Вывод?
Составление плана исследования
• Поиск и отбор информации по теме исследования
• Накопление материала (сбор)
изучение литературы и источников, ознакомление с
теорией и историей вопроса, достижениями в смежных
областях, консультация, наблюдение
• Осмысление собранного материала
сравнение, измерение, анализ и синтез, обобщение,
аналогия, моделирование
• Проверка и уточнение фактов
критика, уточнение сделанных выводов, корректировка,
обсуждение результатов, эксперимент, проверка на
практике
Структура исследовательской работы
• Титульный лист
• Содержание
• Введение
•Основная часть
• Заключение
• Список использованной литературы и Интернет
ресурсов
• Приложения
СТРУКТУРА ВВЕДЕНИЯ
1. Проблема
2. Актуальность
3. Объект
4. Предмет
5. Цель
6. Задачи
7. Гипотеза
8. Методы
9. Новизна
10.Практическая значимость
Основная часть работы
В ее главах подробно рассматривается методика и
техника исследования и обобщаются результаты.
Содержание глав должно точно соответствовать
теме исследования и полностью ее раскрывать
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение синтез описанного в работе
материала;
подведение итогов (в виде абзацев)
главный смысл работы
полученные важные побочные результаты, новые
научные задачи, встающие в связи с проведением
исследования
практические предложения
Библиографический список
использованной литературы
Каждый источник должен иметь отражение в тексте
работы.
Источники, откуда заимствуются факты или цитаты
чьихто работ должны быть обязательно указаны в
подстрочной ссылке.
Не рекомендуется включать в библиографический
список энциклопедии, справочники, научно
популярные книги, газеты. Если есть необходимость
в использовании таких изданий, то следует привести
их в подстрочных ссылках в тексте
Приложения
• Если используется более одного материала в
приложении, то надо сделать их список
• Приложения к работе необходимо аннотировать
• Подписи под фотографиями, схемами, картами,
воспоминаниями, интервью, репродукциями,
иллюстрациями и т. д. оформляют с учетом принятых
в исторической науке правил описания