В презентации раскрыта тема по следующему плану:
1.Формы представления исследовательских работ.
2.Оформление исследовательской работы.
3.Проблема исследования.
4.Тема исследования.
5.Структура содержания исследовательской работы.
6.Этапы работы ученика в процессе исследования.
7.Подготовка к защите.
8.Требования к процессу исследования.
9.От чего зависит успех.
Будет полезна для подготовки написания и оформления исследовательской работы, для проведения педагогического совета.
доклад
стендовый доклад
реферат
рецензия
литературный обзор
Доклад – это документ, содержащий
изложение результатов
исследовательской деятельности ,
опубликованный в печати или
прочитанный в аудитории.
В докладе должна быть отражена
новизна и практическая значимость
темы, раскрыто её основное
содержание и обоснованы выводы и
предложения докладчика.
Требования к стендовому
докладу:
1. Наглядность.
2. Соотношение иллюстративного и
текстового материала.
3. Оптимальность.
4. Популярность.
Структура стендового доклада:
1.Цели и задачи.
2.Описание сделанного в процессе
исследования.
3.Методы, используемые в ходе
исследования.
4.Основные результаты и выводы.
5.Благодарности организациям и
специалистам, оказавшим помощь в
работе.
Литературный обзор – это
краткая характеристика того,
что известно об исследуемом
явлении из различных
источников. В нём указываются
направления исследований,
которые ведут различные
учёные.
Рецензия представляет собой
критический разбор и оценку
нового художественного
произведения (книги,
спектакля, концерта,
кинофильма) или научной
работы.
Научная статья является
своеобразным литературным
жанром. В научной статье
должна быть обозначена
проблема, отмечены известные
попытки её решения.
Структура научной статьи:
*описание проблемы и её актуальности для
теории и практики;
*краткие данные о методике исследования;
*анализ собственных научных результатов и их
обобщение;
*выводы и предложения по проведению
исследовательской деятельности в дальнейшем;
*ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчёт – документ,
содержащий подробное описание
методики и хода исследования, его
результатов, а также выводов,
полученных в процессе научно –
исследовательской или опытно –
экспериментальной деятельности.
Реферат (докладывать, сообщать)
представляет собой:
*краткое устное сообщение или
письменное изложение научной работы,
содержания прочитанной книги и т.п.;
*доклад на какую – либо тему,
основанный на обзоре литературных и
других источников.
1.Титульный лист.
2.Оглавление.
3.Введение.
4.Основной текст.
5.Заключение.
6.Список используемой литературы.
Древнегреческое слово проблема
переводится как задача, преграда, трудность.
Умение увидеть проблему ценится выше, чем
способность её доказать. Главная задача
любого исследователя – найти что – то
необычное в обычном, увидеть сложности и
противоречия там, где другим всё кажется
привычным, ясным и простым.
Три группы:
*фантастические – темы о несуществующих,
фантастических объектах и явлениях;
*экспериментальные – темы
предполагающие проведение собственных
наблюдений и экспериментов.
*теоретические – темы по изучению и
обобщению сведений, фактов, материалов,
содержащихся в разных теоретических
источниках.
1. Актуальность проблемы.
2. Объект исследования.
3. Предмет исследования.
4. Цель исследования.
5. Задачи исследования.
6. Методы исследования.
7. Гипотеза исследования.
При формулировании цели могут использоваться
глаголы – доказать, обосновать, разработать.
Последний глагол следует использовать в том,
случае, если конечный продукт исследования
получит материальное воплощение (видеофильм,
модель или макет чего – либо, компьютерная
программа и т.д.)
Определить цель исследования – значит ответить
на вопрос о том, зачем мы его проводим.
При формулировании задач
целесообразно применять глаголы –
проанализировать, описать, выявить,
определить, установить. Задач
исследования не должно быть много.
Задачи определяют методы и методики,
т.е. те приёмы и способы, которыми
пользуется исследователь.
Методы научного познания:
анализ;
синтез;
измерение;
сравнение;
эксперимент;
моделирование;
абстрагирование.
Специальные методы :
статистический и термодинамический
метод, спектральный анализ (физика,
химия);
тестирование, анкетирование, интервью
(гуманитарные науки);
методы интервалов и математической
индукции (математика).
Гипотеза – это предположение, ещё не
доказанная логически и не подтверждённая
опытом догадка. Слово «гипотеза»
происходит от древнегреческого –
основание, предположение, суждение о
закономерной связи явлений. Обычно
гипотезы начинаются со слов –
предположим, допустим, возможно,
если…,то…
Содержит обзор источников по проблеме
исследования, описание его этапов и процесса.
Основной текст может сопровождаться
иллюстративным материалом: рисунками,
фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами.
Если в основной части содержатся цитаты или ссылки
на высказывания деятелей науки и культуры,
необходимо указать номер источника по списку и
страницу в квадратных скобках в конце цитаты или
ссылки.
Автор перечисляет результаты, полученные в ходе
исследования, и формулирует выводы. Результаты должны
находиться в логической связи с задачами исследования, а
выводы – с целью. Например, если задачи исследования
сформулированы словами – проанализировать, описать,
выявить, определить, установить, то результаты приводятся
в следующей форме – «В ходе данного исследования был
проведён анализ…, выявлено…, определено…,
установлено…».
Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются
приблизительно в такой форме – «На основании результатов
данного исследования доказано…(обосновано,
разработано)».
1 этап.
Длится не более месяца. Определяется область
исследования – явление, эпоха, процесс и т.д.
Далее в этой области следует выбрать узко
определённую проблему, наметить линию (ход)
исследования и рабочую формулировку темы.
2 этап.
Ученик под руководством учителя
определяет структуру исследовательской
работы: обозначает актуальность проблемы,
формулирует цель, задачи, объект и предмет
исследования, выбирает методы и методики
3 этап.
Учащийся проводит литературный обзор по проблеме
исследования и приступает к описанию его этапов, что
в дальнейшем составит основную часть исследования.
4 этап (Заключительный ).
Ученик подводит итоги –
формулирует результаты
исследования и делает выводы.
Дать определения основным
понятиям, используемым в
исследовании.
Понятие – это краткие и точные
характеристики предметов. В них
фиксируются самые важные,
устойчивые свойства и признаки
предметов.
Классифицировать основные предметы,
процессы, явления, события.
Классификация – деление предметов и
явлений на основе общих существенных
признаков. Классификация разбивает
объекты на группы, чтобы их
упорядочить, и придаёт мышлению
строгость и чёткость.
Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
Парадокс – это утверждение, резко
расходящееся с общепринятыми мнениями или
наблюдениями. Слово «парадокс» образовано
от греческого – неожиданный, странный,
невероятный. В современном значении
парадоксом называют два противоположных
утверждения, для каждого из которых
имеются убедительные аргументы.
Ранжировать основные идеи
исследования.
Ранжировать идеи – выстраивать их
по степени сложности, т.е.
определять, какая идея самая
главная, какая занимает по
значимости второе место, какая
третье и т.д.
Предложить сравнения и метафоры.
Метафора – это оборот речи,
заключающий скрытое уподобление,
образное сближение слов на основе их
переносного значения. Полученный
материал будет лучше воспринят
другими, если будут приведены примеры,
сделаны сравнения и сопоставления,
использованы метафоры.
Выработать суждения и умозаключения.
Суждение – это высказывание о предметах или
явлениях, состоящее из утверждения или отрицания
чего – либо. Мыслить – значит высказывать
суждения. На основе проведённого исследования надо
высказать собственные суждения о том, что
исследовалось.
Умозаключение – форма мышления, с помощью
которой выводится новое знание из того, что уже
известно. Умозаключение позволяет мышлению
проникать в глубины предметов и явлений, которые
скрыты от прямого наблюдения.
Сделать выводы по результатам
исследования.
Указать возможные пути дальнейшего
изучения исследованного явления или
объекта.
Приготовить макеты, схемы, чертежи
другие пособия.
Подготовить текст выступления.
1.Почему избрана эта тема.
2.Какой была цель исследования.
3.Какие ставились задачи.
4.Какие гипотезы проверялись.
5.Какие использовались методы и средства исследования.
6.Каким был план исследования (этапы).
7.Какие результаты были получены.
8.Какие выводы сделаны по итогам исследования.
9.Что можно исследовать в дальнейшем в этом
направлении.
Подготовиться к ответам на вопросы.
В научном мире принято, что защита исследовательской
работы – мероприятие открытое. Все присутствующие
могут задавать вопросы автору исследования. К ответам
можно подготовиться. Для того, чтобы это сделать,
надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы.
Как правило, спрашивают, как получена та или иная
информация и на каком основании сделан тот или иной
вывод.
Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный
залог успеха успешных ответов – свободное владение
материалом исследования.
1.Не ограничивайте собственных исследований, дайте
себе волю понять реальность, которая вас окружает.
2.Внимательно анализируйте факты и не делайте
поспешных выводов.
3.Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.
4.Приняв решение, действуйте уверенно и без
сомнений.
5.Сосредоточтесь и вложите в исследование всю свою
энергию и силу.
6.Действуя, не бойтесь совершить ошибку.