Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Оценка 4.9
Особые потребности +2
ppt
дефектология +1
Взрослым
31.07.2019
Данное пособие представляет обобщённый опыт работы авторов А.В. Семенович, Б.А. Архипова, Б. Андерсона, В.Ф. Базарного в направлении
нейропсихологической помощи детям с дефицитарным развитием (нарушениями слуха). В представленном материале рассматривается траектория коррекционно-педагогической помощи обучающимся в процессе всех видов деятельности. В процессе применения методик замещающего онтогенеза учитывается и структура дефекта, и психологические особенности каждого ребёнка, и предпочитаемые им каналы получения информации, и
способы действий.
Методики замещающего онтогенеза.ppt
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Департамент общего образования Томской области
Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное
Областное государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение
учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
МЕТОДИКИ
ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА
(для педагогов и
родителей)
А. В. Семенович
А. В. Семенович
Б. А. Архипов
Б. А. Архипов
Б. Андерсон
Б. Андерсон
В. Ф. Базарнов
В. Ф. Базарнов
Составитель:
Составитель:
Раиса Ивановна Моисеева
Раиса Ивановна Моисеева
учитель начальных классов
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
rimoiseeva@list.ru
МЕТОДИКИ ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА(для педагогов и родителей)
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Аннотация
Аннотация
Представленный материал довольно актуален, посвящён весьма острому
Представленный материал довольно актуален, посвящён весьма острому
вопросу – применению нейропсихологических методов по
вопросу – применению нейропсихологических методов по
совершенствованию устной речи у детей, имеющих нарушения со стороны
совершенствованию устной речи у детей, имеющих нарушения со стороны
слухового анализатора.
слухового анализатора.
В данном пособии обобщён опыт работы авторов в направлении
В данном пособии обобщён опыт работы авторов в направлении
нейропсихологической помощи детям, имеющим нарушения слуха.
нейропсихологической помощи детям, имеющим нарушения слуха.
Рассматривается траектория коррекционно-педагогической помощи детям
Рассматривается траектория коррекционно-педагогической помощи детям
в процессе всех видов деятельности. Объем материала соответствует
в процессе всех видов деятельности. Объем материала соответствует
возрастным особенностям детей, активизирует и повышает
возрастным особенностям детей, активизирует и повышает
работоспособность, не позволяя уставать. В процессе применения методик
работоспособность, не позволяя уставать. В процессе применения методик
замещающего онтогенеза учитывается и структура дефекта, и психологические
замещающего онтогенеза учитывается и структура дефекта, и психологические
особенности ребёнка, и предпочитаемые им каналы получения информации, и
особенности ребёнка, и предпочитаемые им каналы получения информации, и
способы действий.
способы действий.
Использование методик замещающего онтогенеза в разных условиях деятельности
Использование методик замещающего онтогенеза в разных условиях деятельности
способствует формированию приемов произвольного запоминания у детей,
способствует формированию приемов произвольного запоминания у детей,
основывающегося на углубленном познании материала урока, его осмыслении, а
основывающегося на углубленном познании материала урока, его осмыслении, а
также усвоении любой информации во внеурочное время.
также усвоении любой информации во внеурочное время.
Особое внимание уделено оздоровительно-охранному режиму, учитываются
Особое внимание уделено оздоровительно-охранному режиму, учитываются
психофизиологические особенности детей, имеющих дефицитарное развитие. Любые
психофизиологические особенности детей, имеющих дефицитарное развитие. Любые
двигательные упражнения, включённые в данный альбом, позволяют проявиться
двигательные упражнения, включённые в данный альбом, позволяют проявиться
личному
личному
интересу ребёнка к процессу овладения учебной, игровой, познавательной и др.
интересу ребёнка к процессу овладения учебной, игровой, познавательной и др.
деятельностью. Систематическое использование в работе с детьми методик
деятельностью. Систематическое использование в работе с детьми методик
замещающего онтогенеза, является качественным базовым инструментом для усвоения
замещающего онтогенеза, является качественным базовым инструментом для усвоения
детьми знаний и развития умений.
детьми знаний и развития умений.
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
--
--
--
11
--
22
--
растяжки
дыхательные
упражнения
33
глазодвигательные
--
упражнения
--
44
упражнения для
--
пальцев рук
упражнения для
релаксации
упражнения по
визуализации
--
упражнения для
произвольности
--
--
88
--
77
--
66
--
телесные
упражнения
--
55
--
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
ЗАПИСКА
Произвольно человек может управлять
Произвольно человек может управлять
только ритмом дыхания и движения.
только ритмом дыхания и движения.
Нейропсихологическая работа
Нейропсихологическая работа
строится на автоматизации и
строится на автоматизации и
ритмизации организма ребенка через
ритмизации организма ребенка через
базовые многоуровневые приёмы.
базовые многоуровневые приёмы.
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Р А С Т Я Ж К И
Р А С Т Я Ж К И
Растяжки нормализуют гипертонус
Растяжки нормализуют гипертонус
(неконтролируемое чрезмерное
(неконтролируемое чрезмерное
мышечное напряжение) и
мышечное напряжение) и
гипотонус (неконтролируемая
гипотонус (неконтролируемая
мышечная вялость) мышц.
мышечная вялость) мышц.
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Каждое упражнение на растяжку держать 10-12
Каждое упражнение на растяжку держать 10-12
секунд
секунд
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Р А С Т Я Ж К И
Р А С Т Я Ж К И
Растягивая различные части тела,
Растягивая различные части тела,
ребёнок концентрирует на них
ребёнок концентрирует на них
своё внимание и устанавливает с
своё внимание и устанавливает с
ними мысленный контакт, таким
ними мысленный контакт, таким
образом постепенно познаёт себя,
образом постепенно познаёт себя,
обеспечивая хорошее
обеспечивая хорошее
самочувствие.
самочувствие.
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Дыхательные
Дыхательные
упражнения
упражнения
Улучшают ритмику организма.
Улучшают ритмику организма.
Нарушения ритмов организма
Нарушения ритмов организма
(электрическая активность мозга,
(электрическая активность мозга,
дыхание, сердцебиение,
дыхание, сердцебиение,
перистальтика кишечника, пульсация
перистальтика кишечника, пульсация
сосудов и т. д.) могут привести к
сосудов и т. д.) могут привести к
нарушению психического развития
нарушению психического развития
ребёнка. Умение контролировать
ребёнка. Умение контролировать
дыхание развивает самоконтроль над
дыхание развивает самоконтроль над
поведением.
поведением.
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
При сдувании ватки с ладони, щёки
При сдувании ватки с ладони, щёки
через округлённые и выдвинутые
через округлённые и выдвинутые
напряжены. Воздух проходит
напряжены. Воздух проходит
вперёд губы.
вперёд губы.
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Упражнение «Табуреточка»
Упражнение «Табуреточка»
Задержка дыхания
Задержка дыхания
активизирует
активизирует
работу стволовых структур
работу стволовых структур
мозга,
мозга,
которые, в свою очередь,
которые, в свою очередь,
стимулируют
стимулируют
дальнейшее
дальнейшее
развитие
развитие
ребёнка.
ребёнка.
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Данные упражнения
Данные упражнения
активизируют зрение к
активизируют зрение к
постоянному
постоянному
движению, улучшают
движению, улучшают
общее чувство
общее чувство
гармонии ритма.
гармонии ритма.
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Глазодвигатедьные упражнения
Глазодвигатедьные упражнения
активизируют движения глазного яблока
активизируют движения глазного яблока
во всех направлениях.
во всех направлениях.
Они сокращают или расслабляют мышцы
Они сокращают или расслабляют мышцы
зрачка, чтобы регулировать колебания
зрачка, чтобы регулировать колебания
сетчатки и изменяют форму хрусталика
сетчатки и изменяют форму хрусталика
для того, чтобы видеть вдали и вблизи.
для того, чтобы видеть вдали и вблизи.
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Упражнения для пальцев
Упражнения для пальцев
«Стала Маша гостей приглашать»
«Стала Маша гостей приглашать»
«Раз, два, три, четыре, жили мыши на
«Раз, два, три, четыре, жили мыши на
рукрук
квартире»
квартире»
разминать»
разминать»
«Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы
«Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы
При большой подвижности всех пальцев развивается тонкая
При большой подвижности всех пальцев развивается тонкая
двигательная координация и, следовательно, мозолистое
двигательная координация и, следовательно, мозолистое
тело мозга.
тело мозга.
Простые движения снимают напряжение, умственную
Простые движения снимают напряжение, умственную
усталость.
усталость.
Упражнения улучшают произношение многих звуков, а
Упражнения улучшают произношение многих звуков, а
значит развивают речь, это важно для правильного
значит развивают речь, это важно для правильного
мозга.
мозга.
развития
развития
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Чем больше задействованы мелкие мышцы тела,
Чем больше задействованы мелкие мышцы тела,
тем больше простраивается нервных путей
тем больше простраивается нервных путей
между лобными отделами мозга и мозжечком.
между лобными отделами мозга и мозжечком.
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Телесные упражнения
Телесные упражнения
«Велосипед»
«Велосипед»
«Черепаха»
«Черепаха»
«Паучок»
«Паучок»
Развивают межполушарные взаимодействия, снимают
Развивают межполушарные взаимодействия, снимают
синкенезии (непроизвольные, непреднамеренные
синкенезии (непроизвольные, непреднамеренные
движения) и мышечные зажимы.
движения) и мышечные зажимы.
Перекрёстные движения рук и ног активизируют
Перекрёстные движения рук и ног активизируют
развитие
развитие
мозолистого тела, способствуют активизации
мозолистого тела, способствуют активизации
вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Реципкорные движения способствуют образованию
Реципкорные движения способствуют образованию
миелинизации нервных путей, связывающих
миелинизации нервных путей, связывающих
полушария головного мозга, что способствует
полушария головного мозга, что способствует
развитию ВПФ.
развитию ВПФ.
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Упражнения для
Упражнения для
произвольности
произвольности
«Посидим в тишине»
«Посидим в тишине»
«Костер»
«Костер»
«Послушаем звуки»
«Послушаем звуки»
Помогают регулировать свою деятельность: подчиняться
Помогают регулировать свою деятельность: подчиняться
правилу, контролировать его выполнение, слушать
правилу, контролировать его выполнение, слушать
инструкцию (внимание к речи) и строго ей следовать.
инструкцию (внимание к речи) и строго ей следовать.
Формируют произвольное внимание, выполнение
Формируют произвольное внимание, выполнение
общее и слуховое внимание к речи.
общее и слуховое внимание к речи.
действий,
действий,
Способствуют обходной форме воздействия на
Способствуют обходной форме воздействия на
произвольную деятельность.
произвольную деятельность.
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Упражнения по
Упражнения по
визуализации
визуализации
«Чудесный ларец»
«Чудесный ларец»
«Дедушкин
«Дедушкин
сундучок»
сундучок»
«Волшебная
«Волшебная
Способствуют воссозданию зрительных, слуховых,
Способствуют воссозданию зрительных, слуховых,
шкатулка»
шкатулка»
осязательных, обонятельных образов.
осязательных, обонятельных образов.
Визуализация происходит в обоих полушариях ГМ,
Визуализация происходит в обоих полушариях ГМ,
что эффективно развивает мозолистое тело.
что эффективно развивает мозолистое тело.
Развивают коммуникативность, речевую активность.
Развивают коммуникативность, речевую активность.
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Упражнения для
Упражнения для
релаксации
релаксации
«Шапочка»
«Шапочка»
«Холод и жар»
«Холод и жар»
«Море волнуется»
«Море волнуется»
Способствуют расслаблению, самонаблюдению,
Способствуют расслаблению, самонаблюдению,
воспоминаниям событий и ощущений.
воспоминаниям событий и ощущений.
Оказывают эффект ненаправленной коррекции, что
Оказывают эффект ненаправленной коррекции, что
говорит о базовом значении моторного развития для
говорит о базовом значении моторного развития для
созревания психических процессов.
созревания психических процессов.
Повышают потенциальный энергетический уровень,
Повышают потенциальный энергетический уровень,
способствуют развитию ВПФ и уравновешивают
способствуют развитию ВПФ и уравновешивают
психику.
психику.
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
Презентация "Методики замещающего онтогенеза" (Для педагогов и родителей)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни принуждение, ни убеждение
Ни принуждение, ни убеждение
пользоваться словесной устной
пользоваться словесной устной
речью не помогают, если не
речью не помогают, если не
созданы для этого
созданы для этого
необходимые
необходимые
условия. Создание
условия. Создание
нейропсихологической
нейропсихологической
коррекции способствует
коррекции способствует
формированию интеллекта,
формированию интеллекта,
развитию устной речи,
развитию устной речи,
психологической готовности к
психологической готовности к
восприятию речевого
восприятию речевого
материала и его усвоению.
материала и его усвоению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.