Презентация на тему: "Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы"

  • Лекции
  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 30.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Диалоговые технологии позволяют управлять познавательной деятельностью учеников в процессе обучения и воспитания, позволяет развиваться активной позиции детей, их самостоятельности, самообразованию и самосовершенствованию. В результате внедрения диалоговых технологий в учебный процесс происходит переход от традиционно сложившейся инструктивной, однонаправленной модели обучения к личностно-ориентированной модели.
Иконка файла материала Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и.pptx
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Автор: Кондарюк Анастасия Сергеевна Учитель русского языка и литературы МБОУ Греково-Степановской СОШ 2018-2019 уч. год.
• Термин «технология» пришёл в педагогику из производственной сферы. • Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве. • Т.В.Машарова понимает технологию обучения как построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определённого результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приёмов, средств и форм организации обучения.
• Педагогическая технология ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения.
ПРИЗНАКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ТЕХНОЛОГИИ. • Диагностическое целеобразование. • Результативность. • Экономичность. • Алгоритмируемость. • Проектируемость. • Целостность. • Управляемость. • Корректируемость. • Визуализация.
• В настоящее время исследовались различные аспекты диалогового взаимодействия в образовательном процессе: педагогические приёмы организации диалога на уроке (Балакина Л.Л., 2000), подготовка учителей к развивающему педагогическому диалоговому взаимодействию с учащимися, формирование культуры диалога (Ускова Н.Г., 2003). • В результате внедрения диалоговых технологий произошёл переход в обучении от традиционно сложившейся, инструктивной, однонаправленной модели обучения к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения учащихся при их активном участии и взаимодействии с учителем, учитывающей индивидуальные особенности каждого ученика.
ЭЛЕМЕНТЫ ДИАЛОГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ: • Постановка целей и их максимальное уточнение. • Строгая ориентация всего хода взаимодействия на заданные цели. • Ориентация хода диалога на гарантированное достижение результатов. • Оценка текущих результатов • Коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей. • Заключительная оценка результатов.
ФУНКЦИИ ДИАЛОГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ: •Когнитивная. •Креативная. •Рефлексивная .
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДИАЛОГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ: • Проблемность и оптимальность. • Поэтапность циркулирования информации. • Разомкнутость и незавершенность диалога. • Децентрация и децентрализация. • Параллельное взаимодействие.
КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДИАЛОГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ. • 1.Коммуникатор-учитель, задающий смысловую направленность диалога, ставящий перед обучаемым смысловую задачу, создающий соответствующую смысловую установку, являющийся транслятором определённого смысла. • 2.Мотив и цель, порождающая желание обучаемого вербализовать личностный смысл. • 3. Содержание (потенциальное поле «кристаллизации смыслов»). • 4. Код коммуникации (устный или письменный диалог). • 5. Рецепиент-ученик (его мотивационные и смысловые особенности). • 6. Результат: обратная связь, выявляющая особенности смыслообразования в данном диалоге, соотносимая с уровнем учебного результата.
ФОРМЫ ДИАЛОГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ. • 1.Проблемно- поисковые диалоги. • 2.Семинары-дискуссии. • 3. Учебные дискуссии. • 4. Эвристические беседы. • 5. Анализ конкретных ситуаций.
• Цели проведения диалога могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностическое преобразование, изменение установок, стимулирование творчества. • Главное в диалоге – это процедура вопросов и ответов. • Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции.
ТЕСТ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГОВЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ. • Технология диалогового обучения направлена на обеспечение субъект-субъектных в педагогическом процессе. Эта технология не затрагивает содержание тестов, но предполагает субъектный тип взаимоотношений учителя и учащегося в оценках результатов учения. • Хорошо составленные тесты и умелое их использование в процессе обучения позволяют осуществлять эффективный диалог учащегося с учебным материалом и диалог учителя с учащимся.
• Диалог учащегося с учебным материалом достигается путём организации обратной связи результатов тестирования с системами знаний (знания и умения), выраженными в программных и дидактических материалах. Наиболее эффективно это можно организовать в системе компьютерного тестирования при наличии такой возможности. • Очень важно, чтобы тесты, предназначенные для тренировок учащихся, и тесты аттестации учащихся должны иметь одинаковую структуру. Только в этом случае реализуется принцип диалогичности обучения. • Создание тестирующих комплексов с обратной связью особенно актуально для заочного и дистанционного обучения, для учащихся, вынужденных обучаться на дому. • Обобщение результатов тестирования позволяет учащимся выявить уровни понимания учебной информации.
• Главная дидактическая ценность диалоговой технологии состоит в том, что она позволяет управлять познавательной деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процессе в ходе формирования у них новых понятий, помогает становлению будущих активных граждан с новым типом мышления, самостоятельно мыслящих, стремящихся к самообразованию. • В результате внедрения диалоговых технологий происходит переход от традиционно сложившейся инструктивной, однонаправленной модели обучения к личностно ориентированной модели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ • Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. Киров: ВГПУ, 1997 • Машарова Т.В., Ходырева Е.А. Учебная деятельность. Среда. Развитие. Киров: ВГПУ, 1998 • ОжеговС.И. Словарь русского языка. Москва, «Советская энциклопедия», 1973 • Севрук А.И., Юнина Е.А. Тестовая компонента ЕГЭ: несоответствие замысла исполнению. Народное образование, 2003, №6. • Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной работы. Волгоград, «Учитель», 2008.