Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Оценка 4.8
Повышение квалификации +1
ppt
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
07.03.2017
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко).
образовательные технологии в начальной школе.ppt
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в
искусстве ("Толковый словарь русского языка").
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов
обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий
педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации
учебного процесса (В. П. Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых
результатов обучения (И. П. Волков).
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и
проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий
для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей
задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология - системная совокупность и порядок
функционирования всех личностных, инструментальных и методологических
средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя
смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко).
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Технология обучения – с одной стороны -это
совокупность методов и средств
обработки, представления, изменения и
предъявления учебной информации,
с другой - это наука о способах воздействия
преподавателя на учеников в процессе
обучения с использованием необходимых
технических или информационных
средств.
В технологии обучения содержание,
методы и средства обучения находятся во
взаимосвязи и взаимообусловленности.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Педагогическая технология
есть
цели + задачи + содержание
+
обучения
+
формы
методы
(приёмы,
средства)
Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения".
Технология отвечает на вопрос как наилучшим образом достичь целей обучения,
управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение
на практике заранее спланированного процесса обучения.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Технологии, предполагающие построение учебного процесса на
деятельностной основе.
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на
становление его сознания и его личности в целом
Предполагает предметный план действий:
Структура учебной деятельности,
исходя из психологической версии теории деятельности
(Д.Б. Эльконин − В.В. Давыдов)
Учебные мотивы
Учебная цель
Учебная задача
Делаю
САМ!
Учебные действия и операции
(ориентировка,
преобразование)
Действия самоконтроля
и самооценки
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Технология, предполагающая построение учебного
процесса на концептуальной основе.
Концептуальная основа предполагает:
вычленение единой основы в разных предметах обучения
(межпредметная интеграция) – интегрированный урок
вычленение сквозных идей курса (внутрипредметная
интеграция) - крупноблочная технология (научная
разработка Н. Эрдниева и В. Шаталова) предполагает ряд
интересных в дидактическом отношении приемов;
например, объединение нескольких правил,
определений, характеристик в одном определении, одной
характеристике, что увеличивает их информационную
емкость.
вычленение межпредметных идей. Итогом
рассматриваемого построения учебного процесса
являются особо ценные, межсистемные способы
мышления (интегрированные курсы).
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
математика
число
слово
Окр.мир
Лит.чт.
Рус.яз.
движение
технология
театр
образ
цвет
звук
музыка
Звуки природы
Изобраз.искусство
Цель урока – раскрыть целостный образ объекта средствами
различных предметов
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Пластообразная форма организации содержания
интегрированного урока (блока)
Образ весны
действие игра, театр
или труд
звук музыкальное
искусство
слово окружающий
мир
цвет, свет изобразительное
искусство
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Изобразительное
искусство
Музыкальное
искусство
Окружающий
мир
основное понятие
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
дружба
вражда
действиеслово игра – воображаемая
ситуация
словообраз литература
звуки музыкальное
искусство
портретобраз изобразительное
искусство
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
1 группа
Изобразительное
искусство
3 группа
Литературное
сотворчество
2 группа
Трудовое
сотворчество
Совместное общение,
игровое действие
театрализация
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Технология, предполагающая построение
учебного процесса на опережающей основе.
Идею опережения, положил в основу
обучения Л.В.Занков.
В отличие от двухлинейной логической структуры
урока, характерной для традиционного обучения,
опережающая технология имеет трехлинейную
структуру урока. Урок, построенный на опережающей
основе, включает как изучаемый и пройденный, так и
будущий материал. Складывается новая для дидактики
система понятий, раскрывающая сущность опережения:
частота опережений, длина или дальность опережения
(ближнее опережение - в пределах урока, среднее - в
пределах системы уроков, дальнее - в пределах
учебного курса, межпредметные опережения).
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
на проблемной основе.
Технология, предполагающая построение учебного процесса
Распространенные объяснительно-репродуктивные технологии не в
состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Они могут дать
приращение знаний, умений, навыков, но не приращение развития. Чтобы
обеспечить развитие, необходимо ввести учебный процесс "в зону
ближайшего развития" (Л. Выготский, Л. Занков). Этим и обладает
проблемное обучение. Оно предполагает наличие особого, внутренне
-противоречивого, проблемного содержания; но чтобы обучение приобрело
проблемный характер, этого недостаточно.
Проблемы с объективной необходимостью должны возникнуть в сознании
учащихся через проблемную ситуацию.
Проблемная технология предполагает раскрытие того способа, который
приведет к проблемному знанию. Следовательно, ученик должен уходить с
урока с проблемой.
Обратим лишь внимание на то, что логическая структура проблемного урока
имеет не линейный характер (одно-, двух-, трехлинейный), а более сложный -
спиралеобразный, "криволинейный" вид. Логика учебного процесса здесь
проявляется очень зримо. Если в начале урока, предположим, поставлена
проблема, а последующий ход урока будет направлен на разрешение
проблемы, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к
началу урока, к тому, как была поставлена проблема.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Технология, предполагающая построение
учебного материала на личностно-смысловой и
эмоционально-психологической основе , оказалась
наименее научно разработанной.
В педагогический инструментарий этой технологии входит
создание эмоционально-психологических установок
посредством ярких образов. Прежде чем изучать, например,
теоретический материал, учитель посредством ярких образов
воздействует на эмоции детей, создавая у них отношение к
тому, о чем пойдет речь.
Технология предполагает создание эмоционально-
психологического фона, на котором развертывается основное
содержание урока; в ряде точек она пересекается с
известными методами: внушения, погружения, мозговой
атаки. В качестве педагогического фактора используется
высший класс эмоций - интеллектуальные и нравственные
эмоции. Учебный процесс оказывается личностно-
ориентированным.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
процесса на альтернативной основе.
Технология, предполагающая построение учебного
Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько
точек зрения, подходов, теорий как истинные (в то время как
истинной среди них является лишь одна точка зрения,
теория, один подход).
Технология, предполагающая построение учебного
процесса на ситуативной, прежде всего на игровой
основе.
Наблюдается слишком большой разрыв между
академической и практической деятельностью,
имитирующей реальную действительность и тем самым
помогающей вписать учебный процесс в контекст реальной
жизнедеятельности детей.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Игра как метод обучения. Значение игры невозможно исчерпать и
оценить развлекательнорекреативными возможностями. В том и
состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она
способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель
типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и
интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность
используется в следующих случаях:
•в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и
даже раздела учебного предмета;
•как элемент более общей технологии;
•в качестве урока или его части (введение, контроль);
•как технология внеклассной работы.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
В мировой педагогике игра рассматривается как любое
соревнование или состязание между играющими, действия
которых ограничены определенными условиями (правилами) и
направлены на достижение определенной цели (выигрыш,
победа, приз).
В процессе игры:
•осваиваются правила поведения и роли социальной группе
класса (минимодели общества), переносимые затем в "большую
жизнь";
•рассматриваются возможности самих групп, коллективов
аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и
социальных институтов в миниатюре;
•приобретаются навыки совместной коллективной деятельности,
отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся,
необходимые для достижения поставленных игровых целей;
•накапливаются культурные традиции, внесенные в игру
участниками, учителями, привлеченными дополнительными
средствами наглядными пособиями, учебниками,
компьютерными технологиями.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи
игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство
побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме
занятий происходит по следующим основным направлениям:
•дидактическая цель ставится перед учащимися в форме
игровой задачи;
•учебная деятельность подчиняется правилам игры;
•учебный материал используется в. качестве ее средства;
•в учебную деятельность вводится элемент соревнования,
который переводит дидактическую задачу в игровую;
•успешное выполнение дидактического задания связывается с
игровым результатом.
Задание. Приведите примеры из практики использования
игровой технологии на уроке
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных
правил.
1.Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и
форму проведения. Должны быть заранее распределены роли.
Это стимулирует познавательную деятельность.
2.Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города,
корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что
создает новизну эффект неожиданности и будет
способствовать повышению эмоционального фона урока.
3.Обязательная констатация результата игры.
4.Компетентное жюри.
5.Обязательны игровые моменты необучающего характера
(спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения
внимания и снятия напряжения.
Главное уважение к личности ученика, не убить интерес к
работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства
тревоги и неуверенности в своих силах.
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые
формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Технология, предполагающая построение учебного процесса
на диалоговой основе.
Диалогу, как известно, противостоит все еще имеющий широкое
распространение учительский монолог. Ценность диалога в том,
что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько
ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся
выступают на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что
субъект-субъектные отношения реализуются на уроке не только в
знаниевой, но и в нравственно-этической сфере.
Технология, предполагающая построение учебного
Это коллективные способы обучения, о которых подробно речь
процесса на взаимной основе.
пойдет ниже.
Весь этот "веер" технологий может раскрываться и складываться в
руках опытного педагога, потому что условия их применимости
зависят от множества факторов; к тому же технологии между
собой тесно взаимосвязаны.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Принципиально важной стороной в педагогической технологии
является позиция ребенка в образовательном процессе,
отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется
несколько типов технологий.
a) Авторитарные технологии, в которых педагог является
единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик
есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией
школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности
учащихся, применением требований и принуждения.
б) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей
школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение
комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой
технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является
целью образовательной системы, а не средством достижения какой-
либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных
технологиях). Такие технологии называют еще
антропоцентрическими.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии
характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и
психотерапевтической направленностью и имеют целью
разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Цели обучения - подвижная категория, включающая в
зависимости от ряда условий те или иные составляющие.
В советской педагогике цели обучения формулировались так:
формирование системы знаний, овладение основами наук;
формирование основ научного мировоззрения;
всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;
воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за
светлое будущее всего человечества;
воспитание сознательных и высокообразованных людей,
способных как к физическому, так и к умственному труду.
Таким образом, по своему характеру цель технологий обучения
это воспитание личности с заданными свойствами.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Концептуальные положения. Концептуальную основу
составляют принципы педагогики, сформулированные
еще Я. А. Коменским:
•научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
•природосообразность (обучение определяется развитием, не
форсируется);
•последовательность и систематичность (последовательная линейная
логика процесса, от частного к общему);
•доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному,
усвоение готовых ЗУН);
•прочность (повторение мать учения);
•сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь
активен в выполнении команд);
•наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);
•связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса
отводится на применение знаний);
•учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Обучение это процесс передачи знаний, умений и навыков,
социального опыта от старших поколений подрастающему. В состав
этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и
средства.
Особенности содержания. Содержание образования
в традиционной массовой школе сложилось еще в
годы советской власти (оно определялось задачами
индустриализации страны, погоней за уровнем
образования технически развитых
капиталистических стран, общей ролью научно-
технического прогресса) и по сей день является
технократическим. Знания адресуются в основном к
рассудочному началу личности, а не к ее
духовности, нравственности.
75 % учебных предметов школы направлено на
развитие левого полушария, на эстетические
предметы отводится лишь 3 %, а духовному
воспитанию в советской школе уделялось очень
мало внимания.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Отметьте положительные и отрицательные стороны
традиционного обучения в таблице
Положительные стороны Отрицательные стороны
Основание
1. Характер обучения
2.
материала
Подача
учебного
3. Организация процесса
обучения
4. Позиция учителя
5. Деятельность учителя
6. Позиция ученика
7. Деятельность ученика
8.Оценивание деятельности
учащихся
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Отмечать положительные и отрицательные стороны
развивающего обучения в таблице
Положительные стороны Отрицательные стороны
Основание
1. Характер обучения
2.
материала
Подача
учебного
3. Организация процесса
обучения
4. Позиция учителя
5. Деятельность учителя
6. Позиция ученика
7. Деятельность ученика
8.Оценивание деятельности
учащихся
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Личностно-ориентированные технологии
характеризуются антропоцентричностью,
гуманистической и психотерапевтической
направленностью и имеют целью
разностороннее, свободное и творческое
развитие ребенка.
В центре внимания педагога - уникальная целостная
личность ребенка, стремящаяся к максимальной
реализации своих возможностей (самоактуализации),
открытая для восприятия нового опыта, способная на
осознанный и ответственный выбор в разнообразных
жизненных ситуациях. В отличие от
формализованной передачи воспитаннику знаний и
социальных норм в традиционных технологиях здесь
достижение личностью перечисленных выше качеств
провозглашается главной целью обучения и
воспитания.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных
технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее
формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с
природными способностями.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
•воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского
общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального,
поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
•переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе
образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и
способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного
развития обучающихся;
•ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
•признание решающей роли содержания образования и способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного,
социального и познавательного развития обучающихся;
•учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей
образования и воспитания и путей их достижения;
•обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего
(полного) общего образования;
•разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития
каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями
здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Таким образом, в последние годы в обществе сложилось новое
понимание главной цели образования: формирование готовности
к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в
национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого,
настоящего и будущего, вхождение в ее созидание и
сотворение.
Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса
задач, среди которых основными являются:
•формирование картины мира, адекватной
современному уровню знаний и уровню образовательной
программы.
•обучение деятельности умению ставить цели,
организовывать свою деятельность для их достижения и
оценивать результаты своих действий;
•формирование личностных качеств ума, воли, чувств
и эмоции, нравственных качеств, познавательных мотивов
деятельности;
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
1. Принцип деятельности.
Основной вывод психолого-педагогических исследований последних
лет заключается в том, что формирование личности ученика и
продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он
воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной
деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
Таким образом, основным механизмом реализации целей и задач
развивающего обучения является включение ребенка в учебно-
познавательную деятельность. В этом и заключается принцип
деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности,
называют деятельностным подходом.
Очевидно, что включение ребенка в деятельность коренным образом
отличается от традиционной передачи ему готового знания. Теперь
задача учителя при введении нового материала заключается не в том,
чтобы наглядно и доступно, все объяснить, рассказать и показать.
Теперь он должен организовать исследовательскую работу детей,
чтобы дети сами "додумались" до решения ключевой проблемы урока
и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Очевидно, что знание, которое ребенок сам "открыл", наглядно для него, доступно и
сознательно им усвоено. Однако включение ребенка в деятельность, в отличие от
традиционного наглядного обучения, активизирует его мышление, формирует у него
готовность к саморазвитию (В. В. Давыдов).
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
2. Принцип целостного представления о мире.
Еще Я. А. Коменский отмечал, что явления нужно изучать во
взаимной связи, а не разрозненно (не как "кучу дров"). В
наше время этот тезис приобретает еще большую
значимость. Он означает, что у ребенка должно быть
сформировано обобщенное, целостное представление о мире
(природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой
науки в системе наук. Естественно, что при этом знания,
формируемые у учащихся, должны отражать язык и
структуру научного знания.
Принцип единой картины мира в деятельностном подходе
тесно связан с дидактическим принципом научности в
традиционной системе, но гораздо глубже его. Здесь речь
идет не просто о формировании научной картины мира, но и
о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а
также об умении применять их в своей практической
деятельности.
Обучение, реализующее принцип целостности картины мира, отвечает
требованию научности, но вместе с тем реализует и новые подходы;
гуманитарную направленность всех курсов, их тесные межпредметные
взаимосвязи, общее представление о мире и личностное отношение к миру (А. А.
Леонтьев).
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
3. Принцип непрерывности.
Принцип непрерывности означает преемственность между
всеми ступенями обучения на уровне методологии,
содержания и методики. Идея преемственности также не
является новой для педагогики, однако до сих пор она чаще
всего ограничивается так называемой "пропедевтикой", а не
решается системно. Особую актуальность приобрела
проблема преемственности в связи с появлением различных
программ дошкольного образования (предшкольной
подготовки) и различных педагогических систем.
Принцип непрерывности придает решению вопросов преемственности системный
характер (В.Н. Просвиркин).
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
4. Принцип минимакса.
Все дети разные и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с
тем, обучение сориентировано на некий средний уровень, который
слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для более сильных.
Это тормозит развитие как сильных детей, так и слабых.
Чтобы учесть индивидуальные особенности учащихся и обеспечить им
продвижение вперед своим темпом, часто выделяют два, четыре, шесть,
восемь и т.д. уровней. Однако реальных уровней в классе ровно столько,
сколько детей! Кто возьмет на себя ответственность их точно определить?
Выход здесь один: выделить всего лишь два уровня - максимальный,
определяемый зоной ближайшего развития детей данной возрастной
группы (то, что Л. В. Занков называл "высоким" уровнем трудности), и
необходимый минимум, то есть тот минимальный объем знаний, который
обеспечивает возможность дальнейшего обучения.
Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана
предложить ученику содержание образования по максимальному уровню,
а ученик, обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. (А. А.
Леонтьев)
Система минимакса эффективно способствует развитию личностных качеств, формирует
мотивацнонную сферу. Здесь же решается проблема разноуровневого преподавания,
которое позволяет продвигать в развитии всех детей и сильных, и слабых (Л. В. Занков).
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
5. Принцип психологической комфортности.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие по
возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса,
создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает
детей и в которой они чувствуют себя "как дома".
Однако психологическая комфортность необходима не только для
развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит
физиологическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям,
к конкретной образовательной и социокультурной среде, создание
атмосферы доброжелательности, позволит снять напряженность и
неврозы, разрушающие здоровье детей.
Это тем более важно в условиях реализации принципа минимакса,
когда работа ведется на высоком уровне трудности. Ни в коем случае
нельзя допустить возникновения у детей комплексов, неуверенности в
себе. В классе не должно быть деления на "хороших" и "плохих",
"умных" и "глупых". Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в
свои силы.
Требование психологической комфортности обеспечивает учет
психофизиологического состояния ребенка, создает положительный
эмоциональный фон (Л. В. Занков, Ш. А. Амонашвили).
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
6. Принцип вариативности.
Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор
от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного
пути.
Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся
вариативного мышления, то есть понимание возможности различных
вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический
перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.
Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у
учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как
трагедию, а как сигнал для исправления ситуации - ведь это всего
лишь один из вариантов, который оказался неудачным,
следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению
проблем, особенно в трудных, "тупиковых" ситуациях, необходим и в
жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить
выход из положения.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
7. Принцип творчества (креативности).
Принцип творчества (или принцип креативности) предполагает
максимальную ориентацию на творческое начало в учебной
деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта
творческой деятельности.
Речь здесь идет не о простом "придумывании" заданий по аналогии,
хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде
всего, имеется в виду формирование у учащихся способности
самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач,
самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных
проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального
жизненного успеха любого человека. Поэтому, развитие творческих
способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение.
Принцип творчества и принцип вариативности отражают условия успешной
интеграции личности в современную общественную жизнь (Д. Б. Богоявленская).
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Эту систему дидактических принципов можно назвать системно-
деятельностным подходом.
Сведение системы принципов А. А. Леонтьева до предложенного
минимума определяется потребностью предельной конкретизации,
необходимой для практической адаптации новых дидактических
идей:
Принцип деятельности.
Принцип минимакса.
Принцип целостного представления о мире.
Принцип непрерывности.
Принцип психологической комфортности.
Принцип вариативности.
Принцип творчества.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
В рамках личностно-ориентированных технологий
самостоятельными направлениями выделяются:
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей
гуманистической сущностью, психотерапевтической
направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они
"исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую
веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство,
партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка.
Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание,
дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на
предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в
большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя
выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта,
идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего
воздействия.
Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом
("неосознаваемом", подсознательном) знании - Истине и путях,
ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не
общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам
человек (ребенок) становится центром информационного
взаимодействия со Вселенной.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
В традиционных дидактических системах основой любой
педагогической технологии является объяснение, а в
личностно-ориентированном образовании - понимание и
взаимопонимание. В. С. Библер объясняет отличие этих двух
феноменов следующим образом: при объяснении - только одно
сознание, один субъект, монолог; при понимании - два
субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог.
Объяснение - всегда взгляд "сверху вниз", всегда назидание.
Понимание- это общение, сотрудничество, равенство во
взаимопонимании.
Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к
пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля -
к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная
установка педагога - не на познание "предмета", а на общение,
взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" (К. Н.
Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский
поиск являются основным способом существования ребенка в
пространстве личностно-ориентированного образования. Но
духовные, физические, интеллектуальные возможности детей
еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с
творческими задачами обучения и жизненными проблемами.
Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Технология поддержки ребенка
К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную
атмосферу для индивидуального развития, если будет
руководствоваться следующими положениями:
на всем протяжении учебного процесса учитель должен
демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении
целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед
каждым учащимся в отдельности;
учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя
мотивация к учению;
учитель должен быть для учащихся источником разнообразного
опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
учитель должен развивать в себе способность чувствовать
национальный настрой группы и принимать его;
учитель должен быть активным участником группового
взаимодействия;
он должен открыто выражать в классе свои чувства;
должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать
чувства и переживания каждого школьника;
учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Технология поддержки ребенка
Академик Российской академии образования Е. В. Бондаревская выделяет ряд
существенных требований к технологии личностно-ориентированного
образования:
диалогичность,
деятельностно-творческий характер,
поддержка индивидуального развития ребенка,
предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия
самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов
обучения и поведения.
По мнению Е. В. Бондаревской, учитель, в котором нуждается личностно-
ориентированная школа, должен удовлетворять следующим требованиям:
иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
проявлять гуманную педагогическую позицию;
заботиться об экологии детства, сохранении душевного и физического
здоровья детей;
уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и
предметно-развивающую образовательную среду;
уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую
направленность;
владеть разнообразными педагогическими технологиями, умеет придать им
личностно-развиваюшую направленность;
проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Технология поддержки ребенка
Каковы же средства поддержки ребенка в обучении?
Первая группа средств
обеспечивает общую
педагогическую поддержку
всех учащихся и создает
необходимый для этого тон
доброжелательности,
взаимопонимания и
сотрудничества. Это
внимательное, приветливое
отношение учителя к ученикам,
доверие к ним, привлечение к
планированию урока, создание
ситуаций взаимного обучения,
использование
деятельностного содержания,
игр, различных форм
драматизации, творческих
работ, позитивная оценка
достижений, диалогичное
общение и др.
Вторая группа средств направлена на
индивидуальноличностную поддержку
и предполагает диагностику
индивидуального развития, обучения,
воспитанности, выявление личных
проблем детей, отслеживание процессов
развития каждого ребенка. Важное
значение при этом имеет дозирование
педагогической помощи, основанное на
знании и понимании физической
(телесной) и духовной природы ребенка,
обстоятельств его жизни и судьбы.
Особенностей души и характера, языка и
поведения, а также свойственного ему
темпа учебной работы. Особую роль в
индивидуальной поддержке учителя
придают ситуациям успеха, созданию
условий для самореализации личности,
повышению статуса ученика, значимости
его личных "вкладов" в решение общих
задач.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные
характеристики:
по уровню применения - общепедагогическая технология;
по философской основе - гуманистическая;
по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная
интериоризация;
по ориентации на личностные структуры – всесторонне-гармоничная;
по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская,
гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
по типу управления: система малых групп;
по организационным формам: академическая + клубная,
индивидуальная + групповая, дифференцированная;
по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая,
диалогическая, игровая;
по категории обучаемых - массовая.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Педагогика сотрудничества
Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
гуманно-личностный подход к ребенку;
единство обучения и воспитания.
В "Концепции образования Российской федерации"
сотрудничество трактуется как идея совместной
развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной
взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг
друга, совместным анализом хода и результатов этой
деятельности. Как система отношений сотрудничество
многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают
отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества
ученик представлен как субъект своей учебной
деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса
должны действовать вместе; ни один из них не должен
стоять над другим.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Педагогика сотрудничества
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
1. Гуманноличностный подход к ребенку.
В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей
целостной совокупности качеств личности.
Цель школы разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и
возможности, использовать их для более полного и свободного
развития личности. Гуманноличностный подход объединяет
следующие идеи:
новый взгляд на личность как цель образования, личностную
направленность учебновоспитательного процесса;
гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов
в современных условиях;
новую трактовку индивидуального подхода;
формирование положительной Яконцепции, т. е. системы
осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на
основе которых она строит свое поведение.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Гуманноличностная технология Ш.
А. Амонашвили
Дари себя детям!
Ш. А. Амонашвили
Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и
воплотил в своей экспериментальной школе педагогику
сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической
деятельности является технология "Школа жизни".
Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются
следующим:
•способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке
благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
•облагораживание души и сердца ребенка;
•развитие и становление познавательных сил ребенка;
•обеспечение условий для расширенного и углубленного объема
знаний и умений;
•идеал воспитания самовоспитание.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Гуманноличностная технология Ш.
А. Амонашвили
Основные концептуальные положения:
•Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
•Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен
служить.
•Ребенок высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты
могущество и безграничность.
•Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к
взрослению, к свободе.
Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины
или уроки:
познавательное чтение; письменноречевая деятельность;
лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление
высоких математических понятий; постижение прекрасного,
планирование деятельности; смелость и выносливость; общение:
иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего
окружающего.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Гуманноличностная технология Ш.
А. Амонашвили
Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального
содержания методик и методических приемов, среди которых:
•гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора,
радость познания;
•индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей,
углубление в себя, педагогика успеха;
•мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество
"Вопрос", атмосфера романтики;
•резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ
родителей;
•учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы
материализации процессов чтения и письма, литературное творчество
детей.
Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание
деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо
отметки это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной
оценки качественное оценивание: характеристика, пакет результатов,
обучение самоанализу, самооценка.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Педагогика сотрудничества
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в
решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание
обучения рассматривается как средство развития личности, а не
как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным
знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция,
вариативность; используется положительная стимуляция.
Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается
в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах
педагоговноваторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее
свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С. Н. Лысенковой, в
идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса
В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в
способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне
ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
1. Технология общего развития системы Л.В.Занкова
Новые цели образования впервые в России были сформулированы в
начале 60х годов в работах Л.В. Занкова. Основываясь на работах
С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского. А.Н. Леонтьева, он выдвигает на
первый план личность ученика, рассматривая знания не как
самоцель, а как средство развития личностных качеств: ума, воли,
чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.
2. Технология развивающего обучения В.В.Давыдова
Следующий шаг был сделан В.В. Давыдовым в 70е годы. Общий
закон развития он уже не сводит к развитию путем внешних
факторов, а выдвигает идею саморазвития. Учащиеся перестают
быть объектом учебновоспитательного воздействия, а
выступают как субъект собственной деятельности, то есть сами
выходят на поиск истины и своими действиями, усилиями ее
"открывают".
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
3. Технология поэтапного формирования умственных действий
Следует подчеркнуть, что ориентация на развитие не означает
отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых
невозможно обеспечить самоопределение личности и создать
условия для ее самореализации. Здесь стоит отметить подходы П.Я
Гальперина к формированию у детей глубоких и прочных знаний,
разработанные им именно с позиций развивающего обучения.
Технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я.
Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина) строится в соответствии
с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно
быть усвоено обучаемым. Ориентировочная основа формируется у
человека в ходе практической деятельности как система
представлений о цели, плане и средствах осуществления действия.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Последующий этап развитие идей Л.В. Занкова и В.В. Давыдова на
уровне практической адаптации был осуществлен педагогами
новаторами, которые пробивали ростки развивающего обучения через
преодоление традиционного:
•Технология коллективного взаимодействия (А.Г. Ривин, В.В.
Архипова, В. К. Дьяченко, А. С. Соколов) предполагает
коллективный способ обучения, работу учащихся в парах сменного
состава. Обсуждение одной информации с несколькими сменными
партнерами увеличивает число ассоциативных связей, обеспечивает
более прочное усвоение материала.
•Технология разноуровневого обучения предполагает
создание педагогических условий для включения каждого ученика в
деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Она
предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления
потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу
группы, каждая из которых овладевает программным материалом в
различных образовательных областях на базовом и вариативном
уровнях (базовый уровень определяется государственным
стандартом, вариативный – носит творческий характер, но не ниже
базового уровня).
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
•Технология адаптивного обучения предполагает гибкую систему
организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей
обучаемых. При ее использовании учитель работает со всем классом
(сообщает новое, объясняет, показывает, тренирует и т.д.) и
индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся,
осуществляет контроль и т.д.). Деятельность учащихся совершается
совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под
руководством учителя.
•Технология программированного обучения – это технология
самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной
обучающей программе с помощью специальных средств
(программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и др.). Она
обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в
соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения,
уровень обученности и др.).
•Технология модульного обучения, ее сущность состоит в том, что
ученик самостоятельно (или с определенной помощью) достигает
конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль — это целевой
функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и
технология овладения им. Состав модуля: целевой план действий; банк
информации; методическое руководство по достижению дидактических
целей.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
•Технология проектного обучения, или метод проектов, суть
которого заключается в том, что исходя из своих интересов дети
вместе с учителем проектируют решение какойлибо практической
задачи.
•Технология проблемного обучения предполагает организацию
самостоятельной поисковой деятельности учеников по решению
учебных проблем под руководством учителя, в процессе которой у
обучающихся формируются новые знания, умения и навыки,
развиваются способности, познавательная активность,
любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие
личностно значимые качества. Целью проблемного обучения является
усвоение не только системы знаний, но и процесса получения этих
знаний, формирование познавательной самостоятельности ученика и
развитие его творческих способностей.
В зависимости от степени познавательной самостоятельности
учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных
формах: проблемного изложения, частичнопоисковой деятельности и
самостоятельной исследовательской деятельности.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Педагогика сотрудничества
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
3. Концепция воспитания. Концептуальные положения
педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции,
согласно которым развивается воспитание в современной школе:
•превращение школы Знания в школу Воспитания;
•постановка личности школьника в центр всей воспитательной
системы;
•гуманистическая ориентация воспитания, формирование
общечеловеческих ценностей;
•развитие творческих способностей ребенка;
•возрождение русских национальных и культурных традиций;
•сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
•постановка трудной цели.
Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет
содержание образования.
Презентация на тему "Личностно-ориентированные образовательные технологии в начальной школе"
Педагогика сотрудничества
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика
сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение
по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность
которых должна быть рассмотрена и организована с позиций
педагогической целесообразности.
Важнейшими социальными институтами, формирующими
подрастающую личность, являются школа, семья и социальное
окружение. Результаты определяются совместным действием всех
трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются
идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями,
влияние на общественные и государственные институты защиты
детства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.