Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно-деятельностного подхода.
Задачи урока:
• направить деятельность учащихся на работу с понятиями «федерация», «субъект федерации», «патриот»
• используя различные источники: карта РФ, учебник, словарь уметь находить нужную информацию
• способствовать формированию гражданской самоидентичности, включая историко-географический образ страны, образ социально-политического устройства
• способствовать формированию коммуникативных уменийЦель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно-деятельностного подхода.
Задачи урока:
• направить деятельность учащихся на работу с понятиями «федерация», «субъект федерации», «патриот»
• используя различные источники: карта РФ, учебник, словарь уметь находить нужную информацию
• способствовать формированию гражданской самоидентичности, включая историко-географический образ страны, образ социально-политического устройства
• способствовать формированию коммуникативных умений
ГБОУ ООШ пос. Ильичевский
Конспект открытого урока по обществознанию
для учащихся 5 класса по теме
«Наша Родина – Россия»
Учитель истории
ГБОУ ООШ пос. Ильичевский
Жаксиликова Наталья Николаевна
первая квалификационная категория
20162017 уч.г. Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с
устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно
деятельностного подхода.
Задачи урока:
направить деятельность учащихся на работу с понятиями
«федерация», «субъект федерации», «патриот»
используя различные источники: карта РФ, учебник, словарь уметь
находить нужную информацию
способствовать формированию гражданской самоидентичности,
включая историкогеографический образ страны, образ социально
политического устройства
способствовать формированию коммуникативных умений
Ожидаемые результаты:
давать определение понятиям: «федерация», «субъект федерации»
характеризовать устройство Российской Федерации
называть виды субъектов федерации, права субъектов федерации
объяснять, кого называют «патриотом»
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы учащихся: работа с учебником, с картой, заполнение схемы
(коллективная), записи в тетрадях, разгадывание кроссворда, зарядка для глаз
(применение ИКТ)
Необходимое техническое оборудование: ноутбуки, листы со схемами
заданиями, карта РФ.
Ход урока:
I. Организационный этап (1 мин.):
Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих,
проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
II. Мотивационно – целевой этап:
Ребята, послушайте стихотворения и ответьте на вопросы
Живут в России разные
Народы с давних пор. Одним – тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой – надел халат
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним – милее осень,
Другим милей весна.
А Родина – Россия –
У нас у всех одна. (В.Степанов)
Летит вперед за датой дата:
То зной, то град, то суховей.
Примите мой поклон, ребята,
Ребята родины моей.
Живете вы в степном Заволжье,
Среди хлебов, среди ветров,
Где жил и я легко и сложно,
Где и поныне отчий кров…
Желаю дружбы вам, ребята!
Удачи в жизни непростой!
Куда ни ринетесь, но свято
Любить и помнить край родной.
И выплеск зорь над шишкой синей,
И помнить хлебные поля,
Где началась для вас Россия,
Отцов и прадедов земля. (Ф.Востриков)
В чем смысл стихотворений? Какие картины возникли перед вами при их
прослушивании? (ответы детей – все это о России, родине)
Общий вывод: общим домом для россиян, является Россия, надо помнить и любить
свою родину.
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)
Давайте определим тему сегодняшнего урока, как она будет звучать и
каковы будут цели урока?
Значит, тема нашего сегодняшнего урока? (Россия) Но такое название темы не совсем полное. Россия – это не просто
государство, это наша Родина. Давайте уточним тему (Наша Родина
Россия) (учитель записывает на доске продолжение названия темы)
Предположите, о чем пойдет речь на уроке.
Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
Откройте свои тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока.
План урока:
1. Российская Федерация
2. Русский язык – государственный
3. Что значит быть патриотом
Ребята, у вас на столах лежат листочки с проблемным вопросом, на который
мы постараемся ответить в конце урока. Прочитайте его.
«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы
считаться ее патриотом?»
III. Основной этап
Что же такое для человека Родина?
Что для вас значит Родина?(ответы детей страну, в которой живет; дом, где
родился; место, где жили его предки)
Правильно, все это и есть родина, то есть родное место.
Этап практического исследования
Понятие «Родина», от какого слова оно произошло?
Вспомните из истории Древнего мира, что означает это слово.
(ответы детей слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает
группу людей, объединённых кровным родством)
Поиграем в игру «Ассоциации», вам предстоит отобрать слова, которые,
как вы считаете, относятся к понятию Родина, а для нас родина – это?
Россия, в одну колонку, а слова, относящиеся к чужбине – в другую колонку.
(на столе лежат карточки, дети выбирают и приклеивают на доске в две колонки)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Запись в тетрадях Родина – это и отечество, страна, и место рождения
человека.
1) Из уроков окружающего мира в начальных классах, вспомните, как
называлась наша страна в прошлом?(ответы детей Восточные славяне,
Русь, Российская империя, Российская республика, РСФСР, СССР)
Как называется наше государство сейчас с 1991 года – Российская
Федерация Работа с учебником – с. 92. Что такое федерация– найдите определение в
словаре: Федерация происходит от латинского, и означает
союз,
объединение, запишите в тетрадь.
А теперь найдите определение в словаре: федерация – это союзное
государство, составными частями которого являются относительно
самостоятельные государственные образования (области, округа,
республики).
Работа с картой с. 9495
Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что
вы видите на карте?
Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные
округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской
Федерации.
Работа со словарем – найдите определение «субъект»
Работа в тетради: субъект РФ – это государственное образование в
составе федерации – коррекция – повтор определения, запоминание
Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской
Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)
Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют
равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права
субъектов РФ и зачитаем их:
1.Право иметь свою территорию.
2.Право иметь свои органы власти и управления.
3.Право иметь свой герб и флаг.
4.Право обучать детей на родном языке.
Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.
Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)
(включить фонограмму –Звуки природы соловей) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр.
9495 учебника и карту на доске:
1. Укажите границы Российской Федерации.
2. Найдите столицу России.
3. Найдите и назовите 3 республик.
4. Найдите и назовите 3 краев.
5. Найдите и назовите 5 областей.
6. Найдите и назовите 3автономных округа.
7. Назовите субъект, в котором проживаем мы. И закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку
«Субъекты федерации», выберите карточки, которые относятся к этому
понятию, и прикрепите на доске. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Проверка – лишнее слово «район»
территориальная единица внутри области или внутри крупного города.
Небольшая административно
Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной?
(нет)
Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы
населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не
только федеративное, но и многонациональное, т.е. в его составе много
различных национальностей.
Работа со словарем: Национальность – принадлежность человека к тому
или иному народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция –
повтор определения, запоминание
Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары,
марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию –
россияне.
Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.
(взаимопроверка)ПРИЛОЖЕНИЕ №4
2) Итак, Россия – многонациональное государство. У каждой национальности
своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди
каждой национальности, проживающие на территории нашей страны, будут
разговаривать только на своем, национальном языке.
Как вы думаете, сможет ли в таком случае существовать единое
государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать
друг друга)
Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности
является русский язык – он государственный язык РФ.
Работа с учеником: с. 93, прочитать
Нашу Родину населяет множество народов, но среди них нет великих и
малых, есть малочисленные и многочисленные, но все они имеют равные права
и все достойны уважения. Любовь к своей Отчизне и уважение к другим
народам черта патриота.
3) Кто же такой патриот? Слово патриот греческого происхождения. Так
древние греки именовали соотечественников, людей имевших одну Родину. Работа в тетради: Патриот – человек, любящий свое Отечество,
преданный своему народу. Патриотизм – любовь к Родине, своему народу
коррекция – повтор определения, запоминание
Перед вами книги, буклеты, документы, посмотрите, и ответьте на
вопрос: Что их связывает с понятиями «патриот» и «патриотизм»? (ответы
детей)
А теперь давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: «Почему
недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее
патриотом?»
IV. Закрепление изученного материала:
Надеюсь, теперь вы многое сможете рассказать о нашей Родине и о людях,
живущих здесь. Поэтому, я думаю, вы справитесь с нашим последним
заданием.
Откройте ноутбуки, перед вами кроссворд «Наша Родина», отгадываем,
записываем и проверяем – работа в группах
V. Подведение итогов. Этап рефлексии
О чем шла речь на уроке? (ответы детей объясняли смысл понятия
«субъект РФ», характеризовали особенности России как многонационального
государства, объясняли значение русского языка как государственного)
Что мы делали на уроке? (ответы детей определили тему и цели урока;
работали с документами; играли в игру «Ассоциации»; делали вывод;
систематизировали изученный материал; разгадывали кроссворд, проводили
взаимопроверку)
Ребята, у вас на столе карточки, выберите для себя одну и продолжите
фразу:
Мне было скучно, потому что…
Мне не все понравилось на уроке….
Мне было интересно на уроке, потому что….
Домашнее задание: п. 11., с. 98. № 5. (письм.) Напиши письмо своему
сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой
Родине. Если захочешь, подбери фотографии твоих любимых родных мест.
Список литературы: 1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание.
Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова.
59 классы: М., «Просвещение», 2011.
2. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред.
Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М.:
«Просвещение», 2013.
3. Востриков Ф.С. Край степной Алексеевский. МУП «Редакция газеты
«Трудовая жизнь», 2013.
4.Митькин А.С.Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс: М.: «Экзамен»,
2016.
5. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс: М.:
«ВАКО», 2016.
Интернет ресурсы:
1 Видео www.youtube.com/watch?v=EGIIqkpg3hk
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Родина
Лапти
Матрешка
Хохлома
Балалайка
Березка
Кремль
Каравай
Чужбина (чужая сторона)
Футбольный мяч
Эйфелева башня
Цветок сакуры
Слон
Флаг Англии
Статуя Свободы
Пирамида Хеопса
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.Физкультминутка
Вверх, вниз 2 раза это, мама, не каприз,
Вправо, влево 2 раза посмотри, как королева,
Покивать по сторонам нужно нам, нужно нам.
Головою покрутить не забыть нам, не забыть. И незнайками побыть
Плечи вверх и опустить.
И плечами повращать
Нужно плечики размять
Вперед, назад 2 раза
И все дела пойдут на лад!
Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Зарядка для глаз
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Район
Область
Республика
Автономный округ
Автономная
область
Субъекты
федерации
Край
Город федерального
значения
ПРИОЖЕНИЕ №4 . Выберите из перечня наименования народов, имеющих
своё государство:
карелы
казахи
узбеки
армяне
буряты
самарцы
белорусы
уральцы
сибиряки
«Почему недостаточно только родиться в той или иной
стране, чтобы считаться ее патриотом?»
русские
казаки
новгородцы «Почему недостаточно только родиться в той или иной
стране, чтобы считаться ее патриотом?»
«Почему недостаточно только родиться в той или иной
стране, чтобы считаться ее патриотом?»
«Почему недостаточно только родиться в той или иной
стране, чтобы считаться ее патриотом?»
Презентация на тему: «Наша Родина – Россия»
Презентация на тему: «Наша Родина – Россия»
Презентация на тему: «Наша Родина – Россия»
Презентация на тему: «Наша Родина – Россия»
Презентация на тему: «Наша Родина – Россия»
Презентация на тему: «Наша Родина – Россия»
Презентация на тему: «Наша Родина – Россия»
Презентация на тему: «Наша Родина – Россия»
Презентация на тему: «Наша Родина – Россия»
Презентация на тему: «Наша Родина – Россия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.