В презентации представлен материал,описывающий задачи, функции и виды проблемного обучения учащихся учебных заведений.Также в данном материале подробно рассматриваются этапы урока, основанных на проблемном обучении.Рассматриваются различия этапов построения традиционного урока и урока, основанного на использовании проблемного обучения. Данный материал может быть полезен преподавателям и учителям любых дисциплин.
problemnoe_obuchenie.ppt
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
Департамент образования и науки Брянской области
Дятьковский филиал
ГАПОУ "Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники
имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева"
Технология проблемного
обучения как средство
развития интеллекта
обучающегося
Преподаватель информатики:
Обухова И. Н.
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
Проблемное
обучение
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ –
ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
Из истории
Технология проблемного обучения не
нова: она получила распространение в 2030
х годах в советской и зарубежной школе.
Проблемное обучение основывается на
теоретических положениях американского
философа, психолога и педагога Дж.Дьюи
(18591952), основавшего в 1894 г. в Чикаго
опытную школу, в которой учебный план был
заменен игровой и трудовой деятельностью.
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
Основное понятие
Проблемнопоисковое обучение – это
такая организация учебного процесса,
которая предполагает создание под
руководством преподавателя
проблемных ситуаций, а также
активная самостоятельная поисковая
деятельность учащихся по
разрешению проблем
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
Функции проблемного
обучения
усвоение учениками с нарушением слуха системы знаний и способов
умственной и практической деятельности,
развитие интеллекта глухих учащихся, то есть их познавательной
самостоятельности и творческих способностей,
формирование диалектического мышления учащихся,
формирование всесторонне развитой личности.
Кроме этого, проблемное обучение имеет и следующие функции:
воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы
логических приемов или отдельных способов творческой деятельности),
воспитание навыков творческого применения знаний (применение
усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные
проблемы,
формирование и накопление опыта творческой деятельности
(овладение методами научного исследования, решение практических
проблем и художественного отображения действительности),
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
Особенности проблемного
обучения
1)
самостоятельное усвоение новых понятий
путем решения учебных проблем.
средство формирования мировоззрения
связи обучения с жизнью
2)
3)
4) разнообразие самостоятельных работ
учащихся.
5) индивидуальный подход.
6) подвижная взаимосвязь элементов
эмоциональная активность ученика
7)
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
Виды проблемного обучения
Первый вид («научное» творчество)
Второй вид (практическое творчество)
Третий вид (художественное
творчество)
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
Организация проблемного обучения
Чем же отличается традиционный урок
от проблемнодиалогического урока?
Традиционный урок
1. Проверка д/з учеников
преподавателем.
2. Объявление темы
преподавателем.
3. Объяснение темы
преподавателем.
4. Закрепление знаний
учениками.
Проблемнодиалогический
урок
1. Создание проблемной ситуации
преподавателем и
формулирование проблемы
учениками.
2. Актуализация учениками своих
знаний.
3. Поиск решения проблемы
учениками.
4. Выражение решения.
5. Применение знаний учениками.
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
Методы проблемного обучения
1. Метод проблемизации.
2. Самостоятельное выдвижение
гипотез по решению проблемы.
3. Метод уяснения готового знания из
печатного источника
4. Методы проблемного обсуждения.
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
Приемы создания проблемной
Приемы создания проблемной
ситуации
ситуации
Побуждение к осознанию
Побуждение к осознанию
противоречия
противоречия
Побуждение к
Побуждение к
формулированию
формулированию
проблемы
проблемы
1.Одновременно предъявить
противоречивые факты, теории или
точки зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников
вопросом или практическим заданием
на новый материал
3. Шаг 1. Обнаружить житейское
представление учащихся вопросом или
практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт
сообщением, экспериментом, расчетом
или наглядностью.
4.Дать практическое задание, не
сходное с предыдущими.
Что вас удивило? Что
интересного заметили? Какие
факты налицо?
Вопрос был один? А сколько
мнений? или Задание было
одно? А как вы его выполнили?
Почему так
получилось? Чего мы не знаем?
Вы сначала как думали? А как
на самом деле?
Выбрать подходящее:
Какой возникает
вопрос?
Какая будет тема
урока?
Вы смогли выполнить
задание? В чем затруднение?
Чем это задание не похоже на
предыдущее?
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
проблемнодиалогического урока изучения нового материала
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ
Этапы
урока
Создание
проблем
ной
ситуации
Действия преподавателя
(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)
Действия
ученика
Доска и
оборудование
Вступая в
диалог с
преподавателе
м(выполняя
задания),
выявляют
противоречие,
проговаривают и
осознают его
Например, в
двух разных
углах доски
фиксируются
(словами,
символами)
два
противоречащ
их факта
Создает для учеников проблемную ситуацию –
противоречия, порождающее удивление.
Приемы:
предъявляет ученикам одновременно два
противоречивых факта, мнения;
задает вопрос (задание), которое выявляет разные
мнения учеников класса, сталкивая их;
задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но
ошибочное представление учеников, а потом
предъявляет противоречащий ему научный факт (в виде
сообщения, эксперимента, наглядно);
дает задание, не выполнимое вообще или при имеющемся
у учащихся уровне знаний и умений
Какое вы заметили противоречие? Что удивило?//
Как думали сначала, а как на самом деле? //
Почему не смогли выполнить задание?
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
Формулиро
вание
проблемы
Версии
Актуализац
ия
имею
щихся
знаний
Планирова
ние
деятельнос
ти
вас
//
возникает
Что
Какой
у
(проблема)?
выяснить?
Какие у вас есть версии решения
проблемы?
вопрос
предстоит
Что мы уже знаем по этой
проблеме?
Здесь и везде используются:
Либо побуждающий диалог – вопросы, на
которые возможны разные правильные
варианты ответа (развитие творчества).
Либо подводящий диалог – цепочка,
вытекающих один из другого вопросов,
правильный ответ на каждый из которых
запрограммирован в самом вопросе
(развитие логики).
Что нужно узнать для решения
проблемы?
Поразному
формулируют вопрос
Предлагают версии;
принимаются и
абсурдные
Вспоминают изученный
ранее материал
понятия, факты,
которые связаны с
формулировкой
проблемы (в этот
момент отрабатывается
минимум); определяют,
каких знаний им не
хватает, где и как их
добыть (открыть)
Основной
вопрос
записывается
От проблемы
стрелками
ключевые
слова
Например, в
виде призна
ков понятия,
опорного
сигнала и т.п.
План действий:
1…,
2…, …
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
Поиск
решения
(открытие
нового
знания)
Если на уроке одно новое знание
(понятие, закономерность, правило), то
открытие осуществляется в один шаг,
но
через
побуждающий или подводящий диалог,
через решение продуктивного задания.
формах:
в
разных
Вывод:
Исходя из того, что мы узнали,
какой ответ на основной вопрос
урока мы можем дать? (указывает
на проблему, записанную на доске).
Если новое знание состоит из
нескольких информационных единиц, то
открытие осуществляется в несколько
шагов, каждый из которых завершается
выводом по проблеме.
Ответы,
преодолевающ
ие
учебную
проблему
фиксируются
на доске
в
виде тезисов,
рисунков
символов,
таблицы и т.п.
Вступают в
диалог (пассив
ных можно вытас
кивать фразами
«Объясни, как ты
понял, что сказал
Миша..»;
Выполняют за
дания на новый
материал (всем
классом)
Предлагают
свое обобщение и
варианты ответов
по учебной проб
леме
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
!!! Принципиально важно при этом:
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с
общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания,
чтобы развивалась и монологическая речь.
Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
1.Осмыслить задание.
2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
3.Преобразовать
(найти
закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать
ответ.
5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во
первых…, во вторых…».
соответствии
заданием
информацию
в
с
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
Выражение
решения.
Применение
нового зна
ния.
Какой ответ на основной вопрос
урока мы можем дать? Чьи
версии подтвердились? Как
оцените свою работу?
Используя свои новые знания …
(дается
задание на продуктивное
применение – рассказ, рисунок и т.п.)
Обобщают,
делают вывод по
проблеме.
Графическое
выражение
решения
проблемы
может
использоваться
как основа для
последующей
работы
Рефлексия
Домашнее
задание
Самоанализ,
самооценка,
взаимное
оценивание
Зависит от предметной специфики. Главное, не
переносить на дом то, что «не успели» на уроке.
Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не
успели, спокойно можно пропускать.
Презентация на тему: "Проблемное обучение"
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.