Синергетика изучает сложные системы, их эволюцию и самоорганизацию, то есть основы мироздания. Благодаря синергетике была сформулирована современная после дарвиновская парадигма эволюции. Синергетика не претендует на конкретно-детальные описания структур явлений и точные предсказания всех событий в мире. Но благодаря синергетической методологии мы научились более точно разбираться, что возможно, а что не возможно в природе и вообще - в мире.Методология синергетики – это единство воспитания и образования на основе синергетического подхода. Синергетический подход - новая основа процессов воспитания и образования, она связана с увеличением меры свободы, самоопределения личности в культуре.
Чем выше потребность в самоопределении, тем востребованней становится образование. Благодаря чему произойдет не только освоение личностью культурных образцов, но и возможности выбрать своё отношение к ним, что поможет личности не только жить настоящим, но и думать о будущем, предвидеть последствия своих поступков, нести за них ответственность.
Сложность внедрения
синергетического
подхода в педагогику
«Нельзя чему-либо научить
человека, можно только помочь
ему выявить это внутри себя.»
Галилео Галилей
Синергетика - современная теория
самоорганизации в неживых и живых системах,
главная особенность которых - нелинейность и
открытость. Синергетика - это мостик между
пониманием живой и неживой природы.
Главная идея синергетики - это идея о
принципиальной возможности спонтанного
возникновения порядка и организации из
беспорядка и хаоса в результате процесса
самоорганизации.
Синергетика (синергия - гр. synergeia - сотрудничество,
содружество) - междисциплинарное направление научных
исследований, в рамках которого изучаются процессы
самоорганизации и самодезорганизации, процессы перехода от
хаоса к порядку и обратно в открытых нелинейных средах самой
различной природы. Синергетика - название не случайное, а
является визитной карточкой, неким символом, объединяющим
основные черты заявленного взгляда на мир.
Если дать краткую характеристику синергетики, как новой
научной парадигме, то это три ключевые идеи:
1) самоорганизация,
2) открытые системы,
3) нелинейность.
Вокруг этих идей возникают концептуально-образующие
понятия: "хаос" и "сложность".
Синергетика изучает сложные
системы, их эволюцию и
самоорганизацию, то есть основы
мироздания. Благодаря
синергетике была
сформулирована современная
после дарвиновская парадигма
эволюции. Синергетика не
претендует на конкретно-
детальные описания структур
явлений и точные предсказания
всех событий в мире. Но
благодаря синергетической
методологии мы научились более
точно разбираться, что возможно,
а что не возможно в природе и
вообще - в мире.
синергетика дает практические
рекомендации и общие
ориентиры для научного поиска,
для прогнозирования и
моделирования процессов в
сложных социальных системах.
Значение синергетики
состоит главным образом в
стремлении найти ответы на
самые глобальные вопросы
устройства мира.
Самое ценное, что уже сейчас
Бифуркация - (от
лат. bifurcus -
раздвоенный) -
раздвоение,
разделение,
разветвление.
Имеется множество
наглядно-образных
представлений
бифуркации в мифах
и сказках. Например,
размышление
сказочного героя на
развилке дороги как
выбор судьбы.
Синергетика открывает
необычные стороны мира -
его нестабильность. "Кризисы
- это не временное состояние,
а путь внутренней жизни"
(Л.С.Выготский, психолог).
Образ огня - это типичный
образ быстроразвивающегося
процесса вообще.
Огонь - архетипический
символ
самовозобновляющегося и
саморегулирующегося начала
в природе.
Познание мира как целостного
становится одновременно
интеллектуальной и жизненной
необходимостью управления в
современном мире. "Думай
глобально, а действуй локально!" -
вот лозунг сегодняшнего дня.
Сложность внедрения
синергетического подхода в
педагогику
1. Новизна термина.
2. Сложность процесса
самоорганизации.
3. Трудности систематизации
накопленных знаний.
4. Разобщенность терминологии в
5. Традиционное педагогическое
разных науках.
мышление.
система:
Модель образования как синергетическая
сложная система
(педагог и учащиеся, их взаимосвязь и
открытая система
(обмен информационными, материальными и
взаимообусловленность)
человеческими ресурсами с социальной
средой)
неравновесная система
(открытость системы приводит к появлению
новаций, увеличению степени внутреннего
многообразия; способна к эволюционным
изменениям)
нелинейная система
(имеет свою специфику, относительную
обособленность и единство, открыта не только
настоящему, но и будущему обществу)
Методология синергетики поможет
принципиально изменить трактовку
процесса образования: «Процедура
обучения, способ связи обучаемого
и обучающего, ученика и учителя –
это не перекладывание знаний из
одной головы в другую, не
вещание, просвещение и
преподнесение готовых истин. Это
нелинейная ситуация открытого
диалога, прямой и обратной связи…
Это-ситуация пробуждения
собственных сил обучающегося,
инициирование его на один из
собственных путей развития».
Учитель может рассматриваться
сложная система, т.е.
как:
открытая система, т.е.
многообразная и целостная
личность
способной к восприятию нового, к
взаимодействию с другими
системами (личностями)
нелинейная система, т. е.
обладать неоднозначной,
собственной, исключительной
реакцией на изменения
образовательного пространства,
быть способной к новациям,
творчеству.
открытая система, т.е. восприимчивая к
Ученик может рассматриваться как:
сложная система, т.е. обладающая
многообразием способностей,
возможностей, черт характера и т.д.
разного рода изменениям отношений в
образовательном пространства,
нуждающаяся для своего существования в
другом, разном, новом.
непредсказуемой реакцией на воздействия
со стороны других субъектов
образовательного пространства и в то же
время способная своими изменениями
стимулировать изменения отношений
между этими субъектами.
нелинейная система, т.е. обладающая
Что даёт педагогическая
синергетика?
1. Сотворчество.
2. Саморазвитие.
3. Позицию «открытости».
Таким образом,
взаимодействие субъектов
образовательного
пространства с одной
стороны, обеспечивает их
единство и общность, с
другой - способствует
проявлению и развитию их
индивидуальности.
Методология синергетики – это единство
воспитания и образования на основе
синергетического подхода.
Синергетический подход - новая основа
процессов воспитания и образования, она
связана с увеличением меры свободы,
самоопределения личности в культуре.
Чем выше потребность в
самоопределении, тем востребованней
становится образование. Благодаря чему
произойдет не только освоение
личностью культурных образцов, но и
возможности выбрать своё отношение к
ним, что поможет личности не только
жить настоящим, но и думать о будущем,
предвидеть последствия своих поступков,
нести за них ответственность.
Стержень образования
XXI века - ответственная
личность, способная к
самообразованию и
саморазвитию, которая
умеет критически
мыслить, стремящаяся к
гармоничной жизни и
умеющая её созидать.
Условия развития
личности:
семья
родители
учитель
школа, класс
Проект «Психолого-
педагогическое
проектирование социального
развития личности»
Цель: помочь каждому
проявиться как личность и
гармонично включиться в
общественную жизнь
класса, школы, государства.
Синергетика – энергия совместного
действия.
Целостный взгляд на мир.
Познание мира – жизненная
необходимость.
Личность – система:
открытая
динамичная
функциональная
творческая
гармоничная
ученик осваивает необходимые средства и
Способы реализации формирования личности
как субъекта деятельности:
самоопределяющаяся личность – центр
ребёнок – субъект обучения и воспитания,
образовательного процесса;
который в образовательном процессе занимает
активно – творческую позицию;
способы для самовыражения и самореализации,
которые позволяют ему найти индивидуальную
стратегию самоопределения в жизни, при этом
актуализируются принципы активности,
диалогичности, самостоятельности, инициативы
и творчества;
обучающий и обучающийся взаимодействуют
как открытые, саморегулирующиеся системы,
стремящиеся к развитию субъектности и
субъективности.
Синергетика ориентирована на
многовариантность, что означает:
создание в образовательной среде
условий выбора и предоставление
каждому субъекту возможностей
индивидуального маршрута;
движение к успеху на основе
стимулирования самостоятельности
выбора и принятия ответственного
решения;
обеспечение развития
альтернативного и самостоятельного
пути.
Задача учителя в данной работе помочь детям:
пробудить интерес к тому, что происходит внутри
научить отслеживать, описывать и адекватно
описывать и обсуждать возникающие
учиться соотносить внутреннее с внешне
данного ребёнка;
понимать возникающие внутри ребенка состояния;
впечатления, мысли, чувства и переживания;
проявленным и по внешнему понимать
внутреннее;
осваивать гармоничные и конструктивные способы
проявления возникающих внутренних состояний;
пробуждать интерес к тому, что чувствуют и как
мыслят другие люди, учить детей ставить себя на
место другого, понимать и чувствовать
внутренний мир другого человека;
учить видеть мир глазами другого человека;
обращать внимание на то, что есть много разных
способов выражения любви.
При проведении часа общения учитель помогает
детям:
ситуацию;
осознать свою ценность;
терпимее, гибче и внимательнее относиться к другим;
уметь анализировать и обсуждать возникшую
исследовательски относиться к жизни;
учиться осмысленно понимать происходящее вокруг и,
задавая уточняющие вопросы, стремиться понять суть;
говорить другим о том, что ты хочешь, чувствуешь и
думаешь, избегая при этом лжи и тайн, учась
открытости в отношениях друг с другом, ценя правду;
помочь ребёнку осознать и научиться следовать своим
внутренним целям и желаниям, и понять, что общение -
это большая ценность, проявленная в способности
поддерживать взаимоотношения друг с другом;
свободной и самостоятельной личностью, способной
брать ответственность за свои поступки и принимать
решения.
уметь работать в команде, но в то же время быть