Синергетика изучает сложные системы, их эволюцию и самоорганизацию, то есть основы мироздания. Благодаря синергетике была сформулирована современная после дарвиновская парадигма эволюции. Синергетика не претендует на конкретно-детальные описания структур явлений и точные предсказания всех событий в мире. Но благодаря синергетической методологии мы научились более точно разбираться, что возможно, а что не возможно в природе и вообще - в мире.Методология синергетики – это единство воспитания и образования на основе синергетического подхода. Синергетический подход - новая основа процессов воспитания и образования, она связана с увеличением меры свободы, самоопределения личности в культуре.
Чем выше потребность в самоопределении, тем востребованней становится образование. Благодаря чему произойдет не только освоение личностью культурных образцов, но и возможности выбрать своё отношение к ним, что поможет личности не только жить настоящим, но и думать о будущем, предвидеть последствия своих поступков, нести за них ответственность.
Синергетика презентация.ppt
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Сложность внедрения
синергетического
подхода в педагогику
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
«Нельзя чему-либо научить
человека, можно только помочь
ему выявить это внутри себя.»
Галилео Галилей
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Синергетика - современная теория
самоорганизации в неживых и живых системах,
главная особенность которых - нелинейность и
открытость. Синергетика - это мостик между
пониманием живой и неживой природы.
Главная идея синергетики - это идея о
принципиальной возможности спонтанного
возникновения порядка и организации из
беспорядка и хаоса в результате процесса
самоорганизации.
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Синергетика (синергия - гр. synergeia - сотрудничество,
содружество) - междисциплинарное направление научных
исследований, в рамках которого изучаются процессы
самоорганизации и самодезорганизации, процессы перехода от
хаоса к порядку и обратно в открытых нелинейных средах самой
различной природы. Синергетика - название не случайное, а
является визитной карточкой, неким символом, объединяющим
основные черты заявленного взгляда на мир.
Если дать краткую характеристику синергетики, как новой
научной парадигме, то это три ключевые идеи:
1) самоорганизация,
2) открытые системы,
3) нелинейность.
Вокруг этих идей возникают концептуально-образующие
понятия: "хаос" и "сложность".
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Синергетика изучает сложные
системы, их эволюцию и
самоорганизацию, то есть основы
мироздания. Благодаря
синергетике была
сформулирована современная
после дарвиновская парадигма
эволюции. Синергетика не
претендует на конкретно-
детальные описания структур
явлений и точные предсказания
всех событий в мире. Но
благодаря синергетической
методологии мы научились более
точно разбираться, что возможно,
а что не возможно в природе и
вообще - в мире.
синергетика дает практические
рекомендации и общие
ориентиры для научного поиска,
для прогнозирования и
моделирования процессов в
сложных социальных системах.
Значение синергетики
состоит главным образом в
стремлении найти ответы на
самые глобальные вопросы
устройства мира.
Самое ценное, что уже сейчас
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Бифуркация - (от
лат. bifurcus -
раздвоенный) -
раздвоение,
разделение,
разветвление.
Имеется множество
наглядно-образных
представлений
бифуркации в мифах
и сказках. Например,
размышление
сказочного героя на
развилке дороги как
выбор судьбы.
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Синергетика открывает
необычные стороны мира -
его нестабильность. "Кризисы
- это не временное состояние,
а путь внутренней жизни"
(Л.С.Выготский, психолог).
Образ огня - это типичный
образ быстроразвивающегося
процесса вообще.
Огонь - архетипический
символ
самовозобновляющегося и
саморегулирующегося начала
в природе.
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Познание мира как целостного
становится одновременно
интеллектуальной и жизненной
необходимостью управления в
современном мире. "Думай
глобально, а действуй локально!" -
вот лозунг сегодняшнего дня.
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Сложность внедрения
синергетического подхода в
педагогику
1. Новизна термина.
2. Сложность процесса
самоорганизации.
3. Трудности систематизации
накопленных знаний.
4. Разобщенность терминологии в
5. Традиционное педагогическое
разных науках.
мышление.
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
система:
Модель образования как синергетическая
сложная система
(педагог и учащиеся, их взаимосвязь и
открытая система
(обмен информационными, материальными и
взаимообусловленность)
человеческими ресурсами с социальной
средой)
неравновесная система
(открытость системы приводит к появлению
новаций, увеличению степени внутреннего
многообразия; способна к эволюционным
изменениям)
нелинейная система
(имеет свою специфику, относительную
обособленность и единство, открыта не только
настоящему, но и будущему обществу)
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Методология синергетики поможет
принципиально изменить трактовку
процесса образования: «Процедура
обучения, способ связи обучаемого
и обучающего, ученика и учителя –
это не перекладывание знаний из
одной головы в другую, не
вещание, просвещение и
преподнесение готовых истин. Это
нелинейная ситуация открытого
диалога, прямой и обратной связи…
Это-ситуация пробуждения
собственных сил обучающегося,
инициирование его на один из
собственных путей развития».
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Учитель может рассматриваться
сложная система, т.е.
как:
открытая система, т.е.
многообразная и целостная
личность
способной к восприятию нового, к
взаимодействию с другими
системами (личностями)
нелинейная система, т. е.
обладать неоднозначной,
собственной, исключительной
реакцией на изменения
образовательного пространства,
быть способной к новациям,
творчеству.
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
открытая система, т.е. восприимчивая к
Ученик может рассматриваться как:
сложная система, т.е. обладающая
многообразием способностей,
возможностей, черт характера и т.д.
разного рода изменениям отношений в
образовательном пространства,
нуждающаяся для своего существования в
другом, разном, новом.
непредсказуемой реакцией на воздействия
со стороны других субъектов
образовательного пространства и в то же
время способная своими изменениями
стимулировать изменения отношений
между этими субъектами.
нелинейная система, т.е. обладающая
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Что даёт педагогическая
синергетика?
1. Сотворчество.
2. Саморазвитие.
3. Позицию «открытости».
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Таким образом,
взаимодействие субъектов
образовательного
пространства с одной
стороны, обеспечивает их
единство и общность, с
другой - способствует
проявлению и развитию их
индивидуальности.
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Методология синергетики – это единство
воспитания и образования на основе
синергетического подхода.
Синергетический подход - новая основа
процессов воспитания и образования, она
связана с увеличением меры свободы,
самоопределения личности в культуре.
Чем выше потребность в
самоопределении, тем востребованней
становится образование. Благодаря чему
произойдет не только освоение
личностью культурных образцов, но и
возможности выбрать своё отношение к
ним, что поможет личности не только
жить настоящим, но и думать о будущем,
предвидеть последствия своих поступков,
нести за них ответственность.
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Стержень образования
XXI века - ответственная
личность, способная к
самообразованию и
саморазвитию, которая
умеет критически
мыслить, стремящаяся к
гармоничной жизни и
умеющая её созидать.
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Условия развития
личности:
семья
родители
учитель
школа, класс
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Проект «Психолого-
педагогическое
проектирование социального
развития личности»
Цель: помочь каждому
проявиться как личность и
гармонично включиться в
общественную жизнь
класса, школы, государства.
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Синергетика – энергия совместного
действия.
Целостный взгляд на мир.
Познание мира – жизненная
необходимость.
ученик осваивает необходимые средства и
Способы реализации формирования личности
как субъекта деятельности:
самоопределяющаяся личность – центр
ребёнок – субъект обучения и воспитания,
образовательного процесса;
который в образовательном процессе занимает
активно – творческую позицию;
способы для самовыражения и самореализации,
которые позволяют ему найти индивидуальную
стратегию самоопределения в жизни, при этом
актуализируются принципы активности,
диалогичности, самостоятельности, инициативы
и творчества;
обучающий и обучающийся взаимодействуют
как открытые, саморегулирующиеся системы,
стремящиеся к развитию субъектности и
субъективности.
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Синергетика ориентирована на
многовариантность, что означает:
создание в образовательной среде
условий выбора и предоставление
каждому субъекту возможностей
индивидуального маршрута;
движение к успеху на основе
стимулирования самостоятельности
выбора и принятия ответственного
решения;
обеспечение развития
альтернативного и самостоятельного
пути.
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
Задача учителя в данной работе помочь детям:
пробудить интерес к тому, что происходит внутри
научить отслеживать, описывать и адекватно
описывать и обсуждать возникающие
учиться соотносить внутреннее с внешне
данного ребёнка;
понимать возникающие внутри ребенка состояния;
впечатления, мысли, чувства и переживания;
проявленным и по внешнему понимать
внутреннее;
осваивать гармоничные и конструктивные способы
проявления возникающих внутренних состояний;
пробуждать интерес к тому, что чувствуют и как
мыслят другие люди, учить детей ставить себя на
место другого, понимать и чувствовать
внутренний мир другого человека;
учить видеть мир глазами другого человека;
обращать внимание на то, что есть много разных
способов выражения любви.
Презентация на тему "Синергетика в педагогике"
При проведении часа общения учитель помогает
детям:
ситуацию;
осознать свою ценность;
терпимее, гибче и внимательнее относиться к другим;
уметь анализировать и обсуждать возникшую
исследовательски относиться к жизни;
учиться осмысленно понимать происходящее вокруг и,
задавая уточняющие вопросы, стремиться понять суть;
говорить другим о том, что ты хочешь, чувствуешь и
думаешь, избегая при этом лжи и тайн, учась
открытости в отношениях друг с другом, ценя правду;
помочь ребёнку осознать и научиться следовать своим
внутренним целям и желаниям, и понять, что общение -
это большая ценность, проявленная в способности
поддерживать взаимоотношения друг с другом;
свободной и самостоятельной личностью, способной
брать ответственность за свои поступки и принимать
решения.
уметь работать в команде, но в то же время быть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.