Важнейшая задача современной системы образования – формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом ЗУН рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
• Сотрудничество в
воспитательном
учебно-
процессе как
условие
формирования
коммуникативных
Учитель МОУ СШ № 12
г.Волжского
Лазарева О. В.
УУД
Задача с-мы
образования
• Важнейшая задача
современной с-мы
образования –
формирование УУД,
обеспечивающих
школьникам
умение учиться,
способность к
саморазвитию и
самосовершенствов
а-нию
разработана на основе
системно-
деятельностного
подхода (Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев,
П.Я.Гальперин,
Д.П.Гальперин)
авторами:
А.Г.Асмоловым,
Г.В.Бурменской,
И.П.Володарской
Концепция необходима
для планирования
образовательного
преемственности
образования.
процесса в дошкольных
образовательных
учреждениях, начальной
школе и обеспечения
Цели развития начального
образования
• Формирование умения учиться
• Включение содержания
обучения в контекст решения
жизненных задач
• Признание ведущей роли
учебного сотрудничества
Понятие УУД
• В широком значении
термин
«универсальные
учебные действия»
означает умение
учиться , т.е.
способность субъекта
к саморазвитию и
самосовершенствован
ию путём
сознательного и
активного присвоения
нового социального
опыта
Виды
УУД
Личност
ные
действия
Регулятив
ные
действия
Познава
тельные
действия
Коммуника
тивные
действия
Личностные действия
(обеспечивают ценностно-
смысловую ориентацию
• Нравственно-этическая ориентация,
в том числе и оценивание
усваиваемого содержания
учащихся)
• Личностное, профессиональное,
жизненное самоопределение;
• Смыслообразование, т.е.
установление учащимися связи
между целью учебной
деятельности и её мотивом;
Регулятивные действия
( обеспечивают уч-ся организацию их
учебной деятельности)
• Целеполагание
• Планирование
• Прогнозирование
• Контроль в форме сличения
результата с заданным эталоном
• Коррекция
• Оценка
• Саморегуляция
Познавательные
универсальные действия
• Общеучебные универсальные
• Логические универсальные
действия
действия
• Постановка и решение
проблемы
Коммуникативные
действия
• Планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
• Постановка вопросов
• Разрешение
конфликтов
• Управление
поведением партнёра
• Владение
диалогической и
монологической
формами речи
Коммуника
ция
как
взаимодействие
сотрудничество
условие
интериоризации
Основные составляющие
совместного действия
• Распределение начальных действий и
операций,
заданное предметным условием
совместной работы;
-Обмен способами действия;
- Взаимопонимание;
- Коммуникация, обеспечивающая
реализацию процессов распределения,
обмена и взаимопомощи;
- Планирование общих способов работы;
- Рефлексия.
Концепция учебного
сотрудничества
предполагает, что
большая часть
обучения строится как
групповое, и именно
совместная
деятельность
обеспечивает
усвоение
обобщённых
способов решения
задач
Правила групповой
• нельзя принуждать детей к групповой
работы
работе или высказывать свое
неудовольствие тому, кто не хочет работать
(позднее нужно выяснить причину отказа);
• -- Совместная работа не должна превышать
10—15 мин, во избежание утомления и
снижения эффективности;
• Не стоит требовать от детей абсолютной
тишины, но необходимо бороться с
выкрикиванием и т. п.
Литературное чтение
• Традиционно первое место в
ряду школьных предметов,
практикующих обмен
мнениями, дискуссию,
диалог и т. д., занимает
«Литературное чтение».
Уроки литературы,
организованные в форме
диалога или дискуссии,
позволяют прививать
ученикам уважение к
мнению своего собеседника,
будь то учитель или
сверстник; умение четко и
грамотно выражать свои
мысли, аргументировать
свое мнение и отступать от
неверных доводов,
принимать позицию
собеседника
Русский язык
• Чрезвычайно благоприятный контекст
для формирования коммуникативных
действий предоставляет учебный
предмет русский язык. На страницах
учебника часто встречаются такие
задания, как «подготовь рассказ…»,
«опиши устно…», «объясни…». Эти
задания имеют чисто
коммуникативную природу: рассказ
всегда адресован кому-то
Математика
• Преимущества уроков математики по
сравнению с остальными определяются
возможностью действовать не только в
плане представления, но и в реальном
материальном плане, совершать
наглядно видимые преобразования (это
устраняет отрыв речевых действий от
их материальной формы деятельности
и формирования коммуникативных
действий, а также навыков работы в
группе
Окружающий мир
• Чрезвычайно благоприятный контекст для
формирования коммуникативных действий
предоставляют уроки окружающего мира.
• На этих уроках целесообразно
практиковать выполнение различных
заданий детьми, объединенными в пары
или микрогруппы, когда они должны
разносторонне проанализировать
имеющуюся информацию, выработать
общее мнение и донести его до
слушателей.
• Необходимо поощрять детей
высказывать свою точку зрения, а также
воспитывать у них умение слушать
других людей и терпимо относиться к их
мнению.
• Решающая роль в этом принадлежит
учителю, который сам должен быть
образцом не авторитарного стиля
ведения дискуссии и обладать
достаточной общей коммуникативной
культурой. Учитель должен давать
учащимся речевые образцы и оказывать
им помощь в ведении дискуссии, споров,
приведении аргументов и т. д
Элементы ведения
групповой работы
(проблемной ситуации);
• постановка познавательной задачи
• раздача дидактического материала;
• планирование работы в группе;
• индивидуальное выполнение задания,
обсуждение результатов;
• обсуждение общего задания группы
(замечания, дополнения, уточнения);
• сообщение о результатах работы группы;
• общий вывод о работе групп и
достижении поставленной задачи.
Виды групповой работы
• Однородная
групповая работа
предполагает
выполнение
небольшими
группами учащихся
одинакового для
всех задания, а
дифференцирован
ная - выполнение
различных заданий
разными группами
Методы
обучения
В группе
Кооперативное
обучение
Групповая
дискуссия
Мозговой
штурм
Кооперативное
обучение
• Это метод взаимодействия
учащихся в небольших группах,
объединенных для решения общей
задачи. Элементы кооперативного
обучения: положительная
взаимозависимость, личная
ответственность за происходящее
в группе, развитие навыков
учебного сотрудничества.
• В 1-2 классе делю детей на пары или
тройки. В 3-4 классе лучше делить класс
на группы по четыре человека.
Желательно поместить в одну группу
разнополых детей с разной
успеваемостью. Надо дать детям
почувствовать личную ответственность за
то, как группа работает, и распределить
роли. Лучше всего дети работают вместе,
если каждый имеет определенную роль
при выполнении задания
Роли
• чтец читает вслух;
• секретарь - записывает что-то
от лица группы;
временем
• докладчик - у доски
рассказывает, что решила
группа;
• хронометрист следит за
Мозговой штурм
• Мозговой штурм или свободное выражение
мыслей, приводит к появлению множества
идей. Во время мозгового штурма дети
концентрируются на том, чтобы выплеснуть
все свои идеи, какими бы странными и
непривлекательными они ни казались на
первый взгляд. (Позже мы сможем оценить,
какие из идей наиболее приемлемы). Во
время мозгового штурма не обсуждается,
какая идея плохая, какая хорошая.
Записываются все предложенные идеи,
стараться, чтобы их было как можно
больше. Оценку идей делать позже, после
мозгового штурма.
Используемые
материалы
• http://www.inksystem-az.com/for
mirovanie-uud-mladshix-shkolnik
ov-v-ramkax-fgos-vtorogo-pokole
niya/
• https://solncesvet.ru/
• http://pedsovet.su/publ/164-1-0-
3289