Доклад о взаимодействии дополнительного образования детей и молодежной субкультуры Хип хоп. Что помогает, отвлекает мальчишек от влияния улицы, обучает, воспитывает, раскрывает их способности и таланты. И так же помогает сплотить подростков, объединить их единой целью, поставить интересные творческие задачи и каждого научить танцевать.
Поморцев Роман Александрович,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи»
Ленинского района города Кемерово
Современная хореография, как средство самовыражения молодежи
Добрый день.
В дополнительном образовании я работаю с 2002 года и могу с уверенностью
сказать, что дополнительное образование детей и молодежная субкультура Хип
хоп имеют точки соприкосновения. Они отвлекают мальчишек от влияния улицы,
обучают, воспитывают, раскрывают их способности и таланты. И так же помогают
сплотить подростков, объединить их единой целью, поставить интересные
творческие задачи и каждого научить танцевать.
Музыка, танец, развлекательные программы интересуют значительную часть
подростков, они хотят быть участниками, организаторами всего этого. Многие
помнят, как в каждом дворе можно было видеть мальчишек, выделывающих
замысловатые фигуры на разворотах картонных коробок. Брейктанцоры по
вечерам собирались на крышах. Но, к сожалению, такие «тусовки» быстро
обрастали сопутствующими им криминальными элементами, которые приходили
не из интереса, а от нечего делать. Такое положение дел длилось примерно до 90
го года, пока последние танцоры не ушли с улицы в спортивные залы школ, клубов
и т.д. Я сам, начав увлекаться брейкдансом, какоето время танцевал во дворе со
сверстниками, пока не узнал о клубе «Хип Хоп Центр».
Танец присутствует почти во всей досуговой деятельности молодежи.
Современных танцев сейчас множество, но мало кто умеет танцевать красиво и
разнообразно. И дополнительное образование способно помочь этим детям сделать
выбор в пользу здорового образа жизни и творческой самореализации.Я хочу Вашему вниманию привести в качестве примера «Дворец творчества
детей и молодежи» Ленинского района города Кемерово, в котором Хипхоп
культура имеет место, развивается и показывает хорошие результаты.
В сентябре 1987 года во Дворец творчества (тогда это был ещё «Дворец
пионеров») пришла группа подростков с просьбой дать им немного места для
занятий «брейкдансом». С этой встречи и начался славный путь клуба «Хип Хоп
Центр». Это, конечно, удачное стечение обстоятельств, что встретились люди,
которые любили «брейкданс», считали, что «брейкданс» – это надолго, что из
этого может выйти большое и нужное для молодёжи дело.
Изначально Хипхопкультура включала: «брейкданс» (ломаный танец),
«рэп» (устное творчество), «граффити» (настенная живопись). Но с течением
времени сюда стали относить всё совершенно новое и необычное, что появлялось в
молодёжной среде – экстремальные виды спорта, особую молодёжную моду в
одежде и причёсках, музыку.
Основная цель создания детскоюношеского клуба «Хип Хоп Центр»
способствовать развитию Хипхопкультуры в молодёжной среде.
Задачи клуба совершенствовались с течением времени. В настоящее время
они таковы:
o
Привлекать на занятия «брейкдансом» и на массовые
мероприятия клуба как можно больше подростков, тем самым, отвлекать их от
влияния «улицы».
o
Прививать подросткам здоровый образ жизни, используя
специфику занятий, положительные традиции коллектива,
педагогов.
личный пример
o
Прививать стремление к высоким моральным ценностям и
воспитывать эстетический вкус.
С момента создания «Хип Хоп Центра» были выработаны направления
деятельности клуба: учебная, соревновательная и концертная.С учебной деятельности и начался клуб. Желание всех ребят, которые сюда
приходили научиться танцевать «брейкданс». Многие не верили, что «брейк
данс» это надолго. А о том, чтобы Хипхопкультура станет стилем жизни –
мечтали лишь создатели клуба.
Попав на занятия, мальчишки втягивались в этот процесс. Занятия в «Хип
Хоп Центре» Дворца творчества отличались от всех других занятий брейкдансом
в городе. Они проводились и проводятся в зеркальном хореографическом классе.
Изначально к занятиям предъявлялись высокие требования. Занятия проводились
по дополнительным образовательным программам обучения «брейкдансу»,
которые разрабатывали сами педагоги, по планам. Время занятий было
дозированным, они проходили с переменами, с постановкой целей и задач занятия,
совершенствованием методики обучения и подведением итогов занятия. Такие
«строгости» поначалу удивляли «уличных» ребят, привыкших к свободной жизни,
но приходилось мириться. Для усиления интереса детей к танцу «брейк»
проводились сначала внутриклубные, а затем районные, городские и другие
массовые мероприятия (конкурсы, фестивали, мастерклассы, «сейшены»
творческие встречи и т.д.). На этих мероприятиях каждый мог показать, чему
научился. Массовые мероприятия служили и хорошей рекламой для клуба.
Соревновательная деятельность началась одновременно с учебной, так как
соревнование – это показ результатов, это проверка умений, это толчок к
движению вперёд. Постепенно с развитием брейкданса стали проводиться
соревнования городского, регионального значения. На них выезжала сборная
команда клуба, составленная из лучших танцоров. Я сам ради соревнований
объездил всю Кемеровскую область, был в Новосибирске, Красноярске, Абакане,
Омске, Павлодаре (Казахстан). Без участия в соревнованиях такого уровня я не
смог бы стать хорошим педагогом. Соревнования – это повышение мастерства.
Концертная деятельность существует в клубе как самое «молодое»
направление. Основная причина в том, что «брейкданс» долгое время не
допускался на сцену для участия в концертах. Но всётаки педагоги «Хип ХопЦентра» старались выводить своих учащихся на публику. Например, выступления
на открытых площадках на праздниках города.
В «Хип Хоп Центре» ежемесячно занимаются более 150 человек, а массовые
мероприятия собирают участников и болельщиков от 200 до 500 человек. «Хип
Хоп Центр» является старейшим клубом этого направления в России.
Все педагоги Хип Хоп Центра являются выпускниками данного клуба,
хорошо знают его задачи, традиции, содержание работы и стараются приумножать
накопленные достижения.
Многое делается для того, чтобы повысить качество занятий и проводимых
мероприятий, чтобы привлечь в клуб как можно больше подростков. Ежегодно
«Хип Хоп Центр» организует большое массовое мероприятие для подростков
района – это традиционное празднование Дня рождения клуба, которое проходит в
форме творческих встреч, соревнований, конкурсов, концертов. В настоящее
время брейкданс танцуют на мероприятиях областной администрации. Я сам не
раз выступал на губернаторских приёмах. Я горжусь, что брейкданс поняли, его
приняли.
У клуба «Хип Хоп Центр» большое количество грамот, дипломов, кубков за
победы в конкурсах различного уровня: это и специфические конкурсы по брейк
дансу, Рэпу, граффити, конкурсы самодеятельного творчества, где представлены
самые различные направления искусства. И как результат коллектив «Хип Хоп
Центра» уже много лет является образцовым.
В заключении хочу сказать, что Хипхопкультура и дополнительное
образование во Дворце творчества идут и развиваются вместе уже более 30 лет. В
дополнительном образовании ребята, которые относят себя к субкультуре,
проявляют свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение
работать в коллективе. И нам взрослым нужно принимать ребенка в любомпроявлении, выслушивать его, интересоваться его увлечениями и быть примером
во всем!