Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
деятельность детей от учебной
деятельности учителей?
Проблемная ситуация:
Чем отличается учебная
Ученик:
-Зачем мне это надо?
Учитель:
- За что мне это?
«Жить – значит иметь
проблемы, а решать
их - значит расти
интеллектуально»
Дж. Гилфорд
Плохой учитель
преподносит истину,
хороший учит её находить.
Дистервег
...исследовательс
кая
(проблемно-
диалогическая)
имитационного
моделирования
(игровая)
педагогические
технологии
:
коммуникативная
(дискуссионная)
психологическа
я
(самоопределен
-ческая)
рефлексивная
деятельностная
Что же такое технология
проблемно-диалогического
обучения?
Проблемнодиалогическое обучение –
тип обучения, обеспечивающий
творческое усвоение знаний учениками
посредством специально организованного
учителем диалога.
«проблемный»
«диалог»
постановка проблемы
поиск решения
побуждающий
подводящий
Виды диалога:
•Побуждающий
•Подводящий.
НА ПРОБЛЕМНО
ДИАЛОГИЧЕСКОМ УРОКЕ
ДОСТИГАЕТСЯ
ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ
МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ,
ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ
ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО
ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО
Классификация
методов
обучения
Проблемно-диалогические Традицион-
ные
Подводящи
й к теме
диалог
Подводящи
й от
проблемы
диалог
Сообщение
темы
Сообщение
знаний
Сообщени
е темы с
мотиви-
рующим
приемом
Подводя-
щий без
проблемы
диалог
Побужда-
ющий от
проблемной
ситуации
диалог
Побужда-
ющий к
выдвижени
ю и
проверке
гипотез
диалог
Метод
ы
Поста-
новки
проб-
лемы
Поиск
а
реше-
ния
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ
ПPОБЛЕМЫ
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ
ПPОБЛЕМЫ
Приемы создания
проблемной ситуации
Побуждение к осознанию
Побуждение к
противоречия
формулированию проблемы
Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какая будет тема урока?
1. Одновременно предъявить
ученикам
противоречивые
факты, теории, мнения.
2. Столкнуть мнения учеников
вопросом или практическим
заданием на новый материал
вас
удивило?
Что
Что
интересного заметили? Какие
факты налицо?
Вопрос был один? А сколько
мнений? Или задание было
одно? А как его выполнили?
Почему так получилось? Чего
мы не знаем?
Дать
3.
не
задание,
предыдущими.
практическое
сходное
с
смогли
Вы
выполнить
задание? В чем затруднение?
Чем это задание не похоже на
предыдущие?
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ
ПРОБЛЕМЫ
2.Подводящий к теме диалог
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ
3.Сообщение темы с мотивирующим приемом.
ПРОБЛЕМЫ
II.МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ПРОБЛЕМЫ
Структура
диалога
Побужде
Побуждение к проверке
устной
гипотез
практической
ние к
выдвиже
нию
гипотез
Общее
побужде
ние
Какие
есть
гипотезы?
Согласны
этой
гипотезой?
с
Как
можно
проверить эту
гипотезу?
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Подводящий к теме
диалог
Система вопросов и заданий,
обеспечивающих
(«открытие») нового знания учениками.
Подводящий диалог можно развернуть
как от поставленной учебной проблемы,
так и без нее.
формулирование
Технология проблемно-
диалогического обучения является:
результативной
обеспечивает высокое качество усвоения знаний,
эффективное развитие интеллекта и творческих
способностей младших школьников, воспитание активной
личности обучающихся, развитие универсальных учебных
действий;
здоровьесберегающей
позволяет снижать нервнопсихические нагрузки
учащихся за счет стимуляции познавательной
мотивации и «открытия» знаний;
общепедагогической
реализуется на любом предметном содержании и
в любой образовательной ступени.