ВООБРАЖЕНИЕ
ПРАКТИКА«Психологические методы изучения детей: теория ,
диагностика, развитие и коррекция»
ТЕМА :
«Методы диагностики воображения. Описание некоторых методик.
Примеры методик и тестов». Тестовые задания.
Выполнила: Пушкина В. Н.
2016
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ
Титульный лист
Содержание
Определение понятия воображение
Функции воображения
Виды воображения
Способы создания образов воображения
Формы воображения
Интересное
Методы диагностики, тесты
Проблемы (воображения)
Методы развития воображения (игры, задания, упражнения и пр.)
Виды нарушений воображения
Методы коррекции нарушений воображения
Рекомендации учителю
Рекомендации родителям
Тестовые задания
Список литературы / интернет ресурсы /картинки
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ
Методика «Придумай рассказ»
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Оценка результатов
Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:
1. Скорость придумывания рассказа.
2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа.
3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.
4. Проработанность и детализация образов, представленных
в рассказе.
5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.
Методика «Нарисуй что-нибудь»
Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
5-7 баллов — средний.
3-4 балла — низкий.
0-2 балла — очень низкий.
Методика «Придумай игру»
Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру
и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора;
1. Как называется игра?
2. В чем она состоит?
3. Сколько человек необходимо для игры?
4. Какие роли получают участники в игре?
5. Как будет проходить игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет закончиться игра?
8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
Оценка результатов
В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание
придуманной игры.
Методика «Где чье место?»
Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком — общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение
На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.
Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:
Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п.
Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.
Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, я оживлю эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались».
Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.
Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:
1. Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.
Методика «Скульптура»
Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.
Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.
0-1 балл
ставится ребенку в том случае, если за отведенное выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
2-3 балла
ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.
4-5 баллов
ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
6-7 баллов
ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов
ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.
10 баллов
по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.
Тест. «Особенности творческого воображения».
Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.
Ход задачи. Дети прослушивают начало рассказа: «Темнело. Шёл нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чём- то разговаривали. Вдруг…».
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут.
В качестве оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.
Задача 2. Проследить особенности творческого воображения.
Ход задачи. Дети записывают слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все слова. Оценка рассказов по критерию предыдущей задачи.
Задача 3. Выяснить особенности творческого воображения.
Ход задачи. Детям предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.
Вывод:
Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, от умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.
Характеристика проблем
Дети часто отвлекаются. Проблема привлечения внимания.
При выполнении заданий часто из-за невнимательности делают ошибки. Проблема уменьшить количество ошибок.
Невнимательность влияет на школьную успеваемость.
Проблема в повышении школьной неуспеваемости.
Недостаточно развитое воображение в силу непросвещённости родителей в этом вопросе.
Проблема: отношения в семье;
недостаточно развито воображение.
Недостаточно развитое воображение в силу нехватки общения со сверстниками.
Проблема : отношения со сверстниками; отношении ребёнка к себе;
недостаточно развито воображение.
Метод художественного воображения - "Рисунок"
В данном методе детям предлагают обычные, стандартные листы бумаги формата А4 и цветные карандаши либо фломастеры (не менее шести разных цветов). Детям дается задание: придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На выполнение задания отводится 5 - 10 минут. В ходе анализа каждый рисунок оценивается в баллах по следующим признакам:
- скорость процессов воображения;
- необычность, оригинальность стиля;
- богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие);
- проработанность деталей и глубина образов;
- эмоциональность образов.
Метод художественно-прикладного воображения - "Скульптура"
Детям предлагается для лепки пластилин или глина и дается задание: слепить в течении 5 - 10 минут какую-нибудь фигурку, поделку. Воображение каждого ребёнка анализируется и оценивается аналогично предыдущему методу.
Тест Торренса"Закончи рисунок"
Тест состоит из 10 различных картинок. Сконструирован автором из нескольких тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают желание, стремление завершить их быстро лёгким, простейшим способом. Ребёнок, способный увидеть и объединить несколько/все фигурок в одну целостную композицию, обладает чёткой целостностью восприятия, видения мира, перспективы; личностной целостностью.
Упражнения (тесты) на развитие воображения.
Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.
Упр.№1
Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
Универсальное средство организации внимания - это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция: сначала ребенку говорят все задание, а при выполнении - дают его планомерно по частям (шагам). Такая инструкция организует внимание ребенка и будет способствовать планированию его деятельности.
Давая задание ребенку, помните, что ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.
Отвлекать ребенка могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм "борьбы с помехами" и ориентировать его на завершение основной деятельности.
Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка
Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
Советы по организации творческой работы детей дома
1. При обсуждении творческого задания с ребенком занимайте позицию
• равного: «Интересно, а что ты об этом думаешь?»
• ниже: «Твое решение несомненно лучше моего», «Ты лучше меня знаешь как выполнить это задание».
2. Проявляйте искренний интерес к решению ребенка, даже если не считаете его заслуживающим вашего внимания, нелепым или глупым: «Мне нравится твоя работа, потому что … (назвать ребенку не менее пяти признаков)».
3. Если уровень выполненного задания не удовлетворяет ребенка, постарайтесь при беседе с ним показать возможности дальнейшего роста: «Да, сегодня твое решение может быть и не самое лучшее, что можно предложить в такой трудной ситуации, но только потому, что способ решения не совсем учен. Зато в твоей работе … (указать достоинства решения и похвалить самого ребенка)».
4. Оценивая выполненную работу своего ребенка, покажите ее достоинства и недостатки: «Это хорошо, потому что…, это плохо, потому что …». Даже неудачный ответ может принести пользу – показать направление дальнейшего развития.
5. По возможности, оказывайте помощь вашему ребенку при оформлении решений
Это надо знать родителям:
Отличительные черты одарённых детей:1. Чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы.3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.4. Обладают большим словарным запасом. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.5. Не терпят, когда им навязывают готовый ответ.6. Увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам. Он нуждается в поддержке, но не в слепой опеке.7. Они обнаруживают обострённое чувство справедливости.8. Предъявляют высокие требования к себе и окружающим.9. Обладают отличным чувством юмора.10. Нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Игры и упражнения для развития творческого мышления и воображения
Игра «Муха» (позволяет тренировать способность длительно удерживать в сознании зрительный образ)Рисуется квадрат 3 х 3. В центре - сидит «муха». Она движется на одну клетку вправо, влево, вверх, вниз. Обратные действия совершать нельзя. Главное – не выпустить «муху» с поля. В игре участвуют 2-3 человека. Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Вначале игра «идёт с полем», пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Далее игра продолжается, и игроки ориентируются на своё зрительное представление.
Упражнение «Назови всё круглое» … (в этой комнате, на улице и т.д.) Упражнение «Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названные признака.Например: яркий жёлтый- свет- солнце- лампаВарианты заданий: пушистый – зелёныйПрозрачный – голубой,Сильный – добрый,Звонкий – громкий,Сладкий – лёгкий.
Тест для родителей «Творческий потенциал вашего ребенка».
ДА НЕТ Вопрос
1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать абстрактные картины?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
7. Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?
8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал или то, чего не существует?
9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
13.Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14. Был ли удачен этот замысел?
15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры и развлечения?
23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?
Результаты теста
От 20 да 23 очков.
Ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом. Все задатки творческой личности.
От 15 до 19 очков.
Ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-нибудь заинтересован. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области.
От 9 до 14 очков.
Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Но для занятий творчеством многого не хватает.
От 4 до 8 очков.
Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Но для занятий творчеством многого не хватает.
Менее 4 очков.
Ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.
Рекомендации учителю
1. Реже говорите «нет». Остановить ребенка, когда он чем-то занимается – это самый простой способ прервать полет воображения. Просто задавайте ребенку, находящемуся в творческом процессе, правильные вопросы: «Что, ты думал, при этом произойдет?», «А что получится, если сделать по-другому?» и т.д.
2. Не ожидайте быстрых удач. И научите этому ребенка. Неудачи так же неизбежны. Не давите на него слишком сильно, чтобы из занятий искусством не исчез элемент игры и развлечения. Акцентируйте внимание на увлекательности самого процесса, а не на результате.3. Не гонитесь за сложностью. Согласно исследованиям, самые простые игрушки больше развивают мышление и воображение. 4. Не отказывайтесь от новых технологий! Компьютер можно приравнять к кисточке для рисования – на компьютере можно рисовать, создавать музыку, строить виртуальные дома и много еще чего.5. Творите вместе с ребенком. Ваше присутствие и поощрение – лучший стимул для творческого настроя ребенка. .
Занятия ребенка любыми видами искусства – это не просто развлечение. Вы должны серьезно относиться к интересам ребенка и постараться развить его таланты, каким бы странным или непонятным вам ни казалось его творчество.
Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. – М. 2000. – 320 с.
Святкова О. Развиваем творческие способности/ [рисунки]- М.: Изд-во Розовый слон, 2002. – 10 с.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей/ [текст] – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.