Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметьделать будущий первоклассник
Узнавать большинство букв
Читать слова
Читать предложения
Писать буквы
Писать слова
Узнавать цифры от 1 до 9
Считать от 1 до 10 и обратно
Выполнять арифметические действия в пределах 10
Другое (что-то еще) ______________________________________
1. Психологическая готовность проявляется в том, что
школа привлекает ребенка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и т.п.), но и возможностью получить новые знания.
При этом ребенок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности:
у него развиты:
речь, память, мышление, воображение,
пространственные представления и пр.
2. Интеллектуальная (умственная, когнитивная) готовность
наличие кругозора,
запаса конкретных знаний, интереса к ним;
понимание связи между явлениями и пр.
3. Социально-личностная готовность
проявляется в умении и потребности ребенка общаться со взрослыми, сверстниками;
в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика,
умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы.
ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда,
усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.
Как определить уровень готовностиребенка к обучению в школе?
1. В школе у меня будет много новых друзей.
2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже первоклассники.
3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
4. Каникулы – это самое лучшее в школьной жизни.
5. Интересно, как выглядит классная комната.
6. Я обязательно буду учиться хорошо.
7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.
9. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.
Развитие речи и готовность к овладению грамотой
1. Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова;
2. Умение различать гласные и согласные звуки.
3. Умение членить слова на слоги.
4. Умение строить простые предложения из 4 и более слов.
5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
6. Умение составлять маленькие рассказы о предметах, событиях.
7. Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
Развитие элементарных математических представлений
1. Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.
2. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
3. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
4. Умение соотносить цифру и число предметов.
5. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
6. Умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
7. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
8. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Кругозор ребенка
1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей, перечислить состав семьи.
2. Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.
3. Знать правила поведения в общественных местах.
4. Знать правила безопасного поведения на улице.
5. Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях.
6. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
7. Знать названия частей суток и их последовательность.
3. Как выявить социально-личностнуюи психологическую готовность ребенка к школе?
Задание для взрослых:
Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком.
Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения сосверстниками.
Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям.
Помните: ваша цель –наблюдение.
Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:
1. Легко ли ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
3. Часто ли ваш ребенок обижается и плачет?
4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
6. Часто ли он участвует в драках?
7. Как ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
10. Спокойный ли у него сон?
11. Есть ли у вашего ребенка друзья?
12. Принимают ли его в игру знакомые дети?
13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
14. Умеет ли отстаивать свое мнение?
15. Есть ли у него трудности с речью?
Идеальный вариант
– ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми,
ребенок легко вступает в контакт,
не агрессивен,
умеет находить выход из проблемных ситуаций общения,
признает авторитет взрослых.
О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют:
– учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
– умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
– развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:
• развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
• пространственная организация, координация движений (умение правильно определять: выше – ниже, вперед – назад, слева – справа).
• координация в системе глаз – рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру –зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
• развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
• развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 минут).
• развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация).
4. Какие занятия будут полезны для любогоребенка в период подготовки его к школе?
– работа с конструкторами разного типа, мозаикой, шнуровкой и пазлами;
– швейные операции с использованием иголки, работа с ножницами, пластилином, с природными материалами, конструирование из бумаги и картона, папье-маше, макраме, оригами и другие виды ручного труда;
– рисование в альбомах (карандашами, красками);
– работа в специальных тетрадях.
О достаточном уровне развития моторики руки и графических умений ребенка свидетельствуют следующие умения:
– способность ребенка манипулировать мелкими предметами, выполнять простые графические движения;
– умение рисовать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры, штриховать различными способами;
– умение использовать в работе разные графические материалы (разные виды карандашей, мелков, красок и фломастеров), регулировать силу нажима;
– умение чертить ровные прямые линии и ровные наклонные линии без ограничительной черты, ровные прямые и наклонные линии в 20 мм строке, овалы и круги, треугольники и квадраты;
-умение повторять и продолжать рисовать или писать по заданному образцу или словесной инструкции (графические диктанты).
Развитие познавательных способностей
– собирать разрезные картинки;
– собирать картинки из кубиков (сюжетная картинка или геометрические рисунки) и пазлы разной сложности;
– дорисовывать элементы, детали, части фигур, элементы букв и цифр, картинок до заданного образца при наличии или отсутствии визуальной опоры;
– различать направления вверх – вниз и выполнять повороты вправо – влево;
– различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над – под, на – за, перед – за – около – между);
– находить сходные предметы, буквы, геометрические фигуры и композиции в соответствии с образцом среди ряда схожих изображений
– классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам;
– срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов;
– копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов;
– находить часть целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме);
– находить определенное количество различий между двумя схожими картинками по образцу и по памяти;
– различать по конфигурации различные фигуры, буквы и цифры;
– моделировать контуры предметов окружающей действительности и букв из счетных палочек, бумаги, природных и искусственных материалов, оригами;
– запоминать 10 не связанных между собой слов при трех-четырехкратном повторении, воспроизводить 6 из них;
– группировать по смыслу слова и запоминать их;
– запоминать стихи из 8–12 строк после нескольких повторений;
– описывать предметы, находить их по заданным признакам;
– определять последовательность событий, явлений, дать понятие времени;
– задавать вопросы, способствующие развитию мышления детей.
5. Советы родителям будущих первоклассников:
• Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.
• Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное – с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
• Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми –на одинаковые.
• Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
• Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенность и тревожность.
• Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
• Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец
без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения
никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему. Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В такой тетради он
сможет описывать каждый свой день или хотя бы одно событие. Благодаря этой возможности у ребенка появится опыт размышлений о себе и своей жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.