В данной презентации представлена система работы учителя по развитию речи младших школьников: раскрыты основные методы, приемы работы, элементы образовательных технологий, эффективные для формирования речевой деятельности младших школьников в процессе обучения на любом учебном предмете. Особое внимание уделено диалоговым технологиям. Приведены показатели результативности работы учителя в данном направлении.
Обобщение опыта работы
по теме «Формирование и
школьников»
развитие речевой
деятельности младших
Владимировна
Евстифеева Наталья
учитель начальных классов
МБОУ Базинской ООШ
им. Н.В. Сутягина
2016г.
«Самой
большой
творческой находкой в
своей педагогической
деятельности считайте
тот миг, когда ребёнок
сказал своё слово. В
этот миг он поднялся на
одну ступеньку в своём
интеллектуальном
развитии»
Сухомлинский.
В.
Структура
I. Введение. Актуальность выбранной темы для
обобщения педагогического опыта.
II. Основная часть.
1)Цель работы.
2)Задачи.
3)Уровни формирования речевой деятельности
4)Формирование умений воспринимать
высказывания.
5)Основные методы и приемы работы.
6)Образовательные технологии.
Заключение.
1)Определение эффективности работы по
формированию речевой деятельности.
2)Приложения.
Список литературы.
Цель:
создание
условий для формирования речевой
деятельности младших школьников в процессе
обучения на любом учебном предмете.
Задачи:
Учить детей мыслить, говорить, рассуждать,
раскрывать творческие возможности учащихся
Формировать коммуникативную культуру учащихся.
Систематически разрабатывать и пополнять
комплекс заданий по формированию речевой
деятельности в каждом классе начальной школе.
Проанализировать полученный опыт, обобщить,
наметить перспективы дальнейшей деятельности.
Произносительный
уровень
Дыхательная
гимнастика
Чистоговорки
Скороговорки
Бублик, баранку, батон и
Бублик, баранку, батон и
буханку пекарь из теста испёк
буханку пекарь из теста испёк
спозаранку
спозаранку
Лексический уровень
1. Подбор антонимов:
Мокрый – сухой, говорить - ….,
радость - ….
2. Подбор синонимов:
Дом – терем – дворец, большой –
великий – огромный.
3. Подбор прилагательных к
существительному:
Собака (какая?) большая, лохматая,
4. «Что бывает?»
веселая, …
зеленый – помидор, ель, трава,
дом; тихий – голос, ветер, груша,…
Лексический
5. «Узнавание» ( зеленая,
кудрявая, стройная, белоствольная –
береза)
уровень
6. «Кто что делает?»
учитель … ( учит); кузнец - …;
художник - …. .
7. «Сравни»
по вкусу – лимон и мед
по цвету – грушу и сливу
по высоте – куст и дерево
Грамматический
уровень
«Найди ошибку»:
* Зимой в саду расцвели
яблони.
* В полу лежит красивый
коверСоставление предложений по
разным моделям :
* Кто? Что делает? Что?
(Кошка лакает молоко)
Изменение порядка слов.
* На пороге сидела и
жалобно мяукала кошка.
Грамматический
уровень
Распространение
предложения
* Ярко светит солнце.
На небе ярко светит солнце.
На небе ярко светит весеннее
солнце.
На небе ярко светит и играет
весеннее солнце.
Составление предложения по
аналогии:
* Песок сыплют, а воду…
Работа над связной
речью
«Если бы…»
«Если бы я был волшебником…»
( Каким, зачем, что делал бы?)
«Если бы я был размером с муравья…» (Как
все вокруг бы изменилось? Почему?)
«Сравнение»
Общее – особенное
Хорошо плохо
«Цветные рассказы»
Формирование умений
воспринимать
высказывание..
«Воспроизведение»
а) Ребята воспроизводят слово ( фразу)
как настоящее эхо, то есть проговаривая
концовку: машина
…шина
б) Как можно точнее повторить сказанную
фразу.
«Чужое слово»
а) детям предлагается послушать стихотворение,
в котором одно слово «чужое» «сбежало из
другого стихотворения.
Формирование умений
воспринимать
высказывания
1) Повторение вопроса
2) Хоровое повторение
вопроса
3) «Воспроизведение»
4) «Чужое слово»
5) Выделение голосом
главного
6) «Лавина»
Пальчиковая
гимнастика
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в
кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Ножки, ножки,
Топтоптоп!
Ножки, ножки,
Шлеп, шлеп, шлеп!
Раз шажок, два шажок,
Догони меня дружок!
Дидактическая игра
Назови другой предмет,
такой же желтый , как
Круглый, как
Измени ударение:
Какие бывают слова?
Какие бывают слова?
Есть сладкое слово –
Есть быстрое слово –
Есть кислое слово –
Есть слово колючее –
Есть слово промокшее -
Есть книжное слово –
Есть слово лесное -
Есть слово пушистое -
Есть слово весёлое –
««Синквейн»»
Синквейн – пятистрочие, объединенной
общей мыслью.
1.1 слово – тема (существительное)
2. 2 слова – прилагательные
3.3 глагола
4.4 слова – продолжить мысль
5.1 слово – вывод, оценка
Школа
Приветливая, шумная
Пишу, кричу, сижу
Волненье, радость, ссоры
Второй дом.
Стрижиха
Заботливая, чуткая
Беспокоится, кормит,
спасает,
Не щадит своей жизни –
Мать!
«Круги по воде»
П – приветствует
Р – родная
И – интересная
Р – разнообразная
О – огромная
Д – дарит, дает
А - атмосфера
П – приветствуетР – роднаяИ – интереснаяР – разнообразнаяО – огромнаяД – дарит, даетА - атмосфера
Составление кластера
Лёгкий,
сырой
туман
звонкий
влажный
воздух
в
Лёгкий
Прохладный
Веет, освежает
ветер
запах
Запах
травы
свежести,
прохлады,
росы, мокрой
утро
звуки
Шелест листьев,
щебетанье птиц,
журчание ручья,
дыхание ветра
Человек, его
чувства
Радость
Бодрость
Спокойствие
Прилив сил
Информационные технологии
«учитель – компьютер – ученик»
Позволяет:
индивидуализировать и дифференцировать
процесс обучения;
стимулировать познавательную активность
самостоятельность;
развитие творческого мышления учащихся;
повышение мотивации учения.
Сущность диалоговой
технологии:
конструирование «субъектсубъектных» отношений
сотрудничество на уровне «учительученик»,
«ученикученик»
Формы диалоговой технологии:
проблемнопоисковые диалоги;
семинарыдискуссии;
беседы
анализ конкретных ситуаций.
Правила ведения
диалога:
Любое мнение ценно,
Ты имеешь право на любую реакцию, кроме
невнимания.
Повернись так, чтобы видеть лицо
говорящего.
Хочешь говорить – подними руку.
Дай возможность другому высказать свое
мнение, а себе – понять его.
Обращение начинается с имени.
Критика должна быть тактичной.
Отсутствие результата – тоже результат.
Голос – твой божественный дар, умей им
владеть.
Технология коллективной мыследеятеятельности
Сущность технологии
технологии
Сущность
данная модель воплощается в режиме
коллективной деятельности, где все связаны
друг с другом общим познавательным
интересом.
Цель: развить ученика, его потребности,
способности и тем самым учить жить
в окружающем мире
свободно и самостоятельно
Показатели
результативности
Диагностика обогащения словарного запаса по
методике Эббингауза.
Показатели
результативности
Диагностика уровня развития связной
речи