Данный материал, возможно, поможет учителю подготовиться к аттестации на квалификационную категорию. В презентации содержится материал по проблеме формирования учащегося как квалифицированного читателя. Конечно, я не пыталась "открыть Америку", но мне самой опыт моих коллег в педагогических сообществах помогает найти идею, которую можно воплотить по-своему.
Самоанализ
педагогической деятельности
учителя русского языка и литературы
МБОУ Тогучинского района Березиковской
СОШ
Бойченко Любови Петровны
Давайте
знакомиться!
педагогический
Я – учитель русского языка и литературы
Березиковской средней школы Тогучинского района
Бойченко Любовь Петровна
Образование: в 1984 г. Новосибирский
государственный
институт,
специальность учитель русского языка и литературы,
1994 г. Новосибирский государственный университет,
специальность – педагогпсихолог.
Педагогический стаж: 28 лет, 24 года в
Березиковской СОШ. Должности: учитель, педагог–
психолог, директор, учитель.
В настоящее время учитель русского языка и
литературы. Работаю в 9 «А», 10 классах. Классный
руководитель 9 «А» класса.
Награды: грамота Министерства образования и науки
РФ, победитель районного и финалист областного
конкурса «Учитель года»
Моё педагогическое кредо: учить
литературой, созидая ею человеческую
душу
«Счастлив учитель, которому
удается легко и свободно перейти
с учениками
от простого чтения
к чтению
сознательному и вдумчивому, а
отсюда — к изучению и анализу
образцов
художественной
того
литературы
наслаждения,
дает
человеку искусство».
которое
без
потери
(С. Я. Маршак. «Воспитание
словом»).
ЛЮБИТЬ
ПОНИМАТЬ
ПРИНИМАТЬ
ПОМОГАТЬ
Е. Н. Ильин
Проблема
Анализ текста на уроках
литературы как средство
формирования социально
адаптивной
личности
Цель
Формирование
квалифицированного
читателя
Актуальность
проблемы
Главная цель школьного обучения -
формирование личности ученика. В связи с
изменением социально-экономической ситуации в
стране современному обществу нужен человек,
умеющий добывать самостоятельно новые знания
и применять их в разнообразной деятельности. И
неслучайно умение работать с информацией
включено
компетенций
образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.
ключевых
пять
в
Уметь читать в широком смысле этого слова-
значит “… извлечь из мёртвой буквы живой смысл,
-говорил великий педагог К. Д. Ушинский,-
Читать- это ещё ничего не значит, что читать и как
понимать прочитанное- вот в чём главное”.
Роль речевой культуры
в условиях современности
• Задача совершенствования
культуры речи выпускников –
социально значимая задача.
•
Речевая культура –
неотъемлемая
составляющая
культуры
личности,
условие для
обязательное
продвижения
человека
в
профессиональной сфере.
обеспечение
восприятия
произведения, понимания учащимися текста и
специфики его литературной формы (жанра);
полноценного
формирование
литературоведческих
представлений и понятий, которые необходимы
школьнику для освоения литературы как
искусства слова;
•включение
творческую деятельность, развитие речи
учащихся
в
самостоятельную
расширение
школьников
круга
чтения
Концепция моего опыта
Системность
Последовательность
Научность
Принципы
Наглядность
Доступность
Связь теории с практикой
Работа с текстом поможет обогатить культурный багаж
школьников, сформировать представления о разных сторонах жизни, разных
эпохах, совершенствовать нравственные чувства. Ученики научатся
сравнивать, логически мыслить, отстаивать свои собственные мнения,
признавать и исправлять свои ошибки. Наконец, они смогут овладеть
богатством, точностью и выразительностью устной и письменной речи.
Пути решения
проблемы
1
Основной
источник
информации –
текст.
2
Знание
комплексного
анализа текста и
умение
применить его
на практике
помогает
ученикам в
преодолении
орфографически
х и
пунктуационных
трудностей.
3
Умение читать и
анализировать текст
– важный показатель
сформированности
наиболее значимых
ключевых
компетенций:
информационных,
коммуникативных,
интеллектуальных,
организационных и
социально-
смысловых.
(изучение возможностей и уровня обученности учеников)
Исследовательская работа
Принципы отбора
текстового материала
1
2
3
4
Содержан
ие должно
вызывать
интерес
Доступност
ь для
восприятия
и
понимания
Текст должен
нести
воспитательн
ую нагрузку
Соответстви
е
возрастным
особенностя
м и уровню
обученност
и
Методы и формы работы
Различные виды пересказа, написание
сочинений, изложений;
различные виды речевой
деятельности...
Объяснение, рассказ, беседа,
лекция, инструктаж, диспут…
Иллюстрации,
демонстрация,
наблюдение…
Выразительное
чтение,
цитирование,
изучение,
реферирование…
Практический
Словесный
Наглядный
Работа с книгой
От теории к практике
АВТОР : Щукина С.Ф. под редакцией Г.И.Беленького
«Жить, думать, чувствовать, любить»
Из опыта работы учителя литературы.
АВТОРЫ : Кац Э.Э., Карнаух Н.Л.
«Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования»
Пособие для 10—11 классов
Результаты работы
Опыт работы показал, что систематическая
учебно- воспитательная работа при классно-
урочной форме деятельности дает положительные
результаты:
1. 100% успеваемость учащихся любого класса при
качестве знаний 45- 65%.
2. Участие моих учащихся в районных конкурсах
чтецов, театралов.
3. Потребность учащихся посещать
театральные
спектакли с последующим их обсуждением.
4. Умение
принимать
взвешенные
в
самостоятельной жизни
(профессиональное и
личностное самоопределение у моих выпускников
не вызывает трудностей). Поступили в желаемые
учебные заведения 78%, создали благополучные
семьи 65%.
решения
Вывод
Язык в большей мере, чем одежда,
свидетельствует о вкусе человека, о его
отношении к окружающему миру, к самому
себе.
Д.С.Лихачёв
«Счастлив учитель, которому удается легко и
свободно перейти с учениками от простого чтения к
чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к
изучению
художественной
литературы без потери того наслаждения, которое дает
человеку искусство».
образцов
анализу
и
(С. Я. Маршак. «Воспитание словом»).