Введение.
Человек и животное
─
это не новая тема в мировом искусстве. В
словесности разных времен всегда присутствовали образы животных и птиц. В
литературе животные приобретают равноправие с человеком. Чаще всего
писателей занимает проблема взаимоотношения человека и животного.
Лошадь – это и друг человека, его помощник. Для изучения темы «Образ коня
в литературе» мы обратились к двум произведениям: «Холстомер»
Л.Н.Толстого и «Изумруд» А.Куприна. Анализируя теоретический материал
по данной теме, обратились за помощью к цифровым образовательным
ресурсам Интернета. В ходе поиска ознакомились с исследовательской
работой Зинаиды Куцевич «Символика коня в русской литературе и
живописи».
Основная цель работы такова: рассмотреть образ коня в литературе
на примере произведений А.Куприна «Изумруд» и Л.Н.Толстого
«Холстомер».
Задачи:
1 Сделать обзор литературы по теме.
2 Провести анкетирование, выявляющее отношение современного
человека к лошади, его роль в жизни человека.
3 Собрать информацию о масти лошадей.
4 Проследить, как конь становится субъектом изображения в повести
Л.Н.Толстого „Холстомер“. Для сопоставления обратимся к рассказу
А.И.Куприна „Изумруд“.
5 Обобщить материал.
В ходе исследования были использованы методы:
поисковый (работа в Интернет, в библиотеке)
диагностическая
социологический опрос
составление тезисов
деятельность (обработка материалов,
составление диаграмм)
создание и защита презентации в среде PayerPoint
Был проведен социологический опрос среди учеников Ляльшурской
СОШ. В анкету были включены следующие вопросы:
1 Нравится ли тебе лошадь? Почему?
2 Какие произведения, связанные с образом лошади, ты знаешь?
3 Какое значение имеет лошадь в жизни человека?
4 Какие масти лошадей ты знаешь?
Результаты анкетирования вы видите на слайдах.
На вопрос «Какие произведения, связанные с образом лошади, ты знаешь?»,
ученики назвали всего 10 произведений, мы дополнили список до 50.
Масть это окраска (цвет) волосяного покрова головы, туловища и
конечностей лошади и ее защитных волос (челки, гривы, хвоста, щеток).
Основными или преобладающими считаются рыжая, вороная, серая и гнедая
масти. Все остальные являются их производными, они представлены в
приложении.
Существуют приметы, связанные с пегой мастью лошади. Считается, что
пегие лошади приносят несчастье.
─
Во второй главе идет сопоставление произведений Л.Н.Толстого и
А.И.Куприна. „Холстомер“(1861) А.И.Куприна
два рассказа о жизни
лошадей. В основе этих рассказов лежит история беговой лошади, изза
корыстных побуждений погубленной людьми. Разница в том, что у
Л.Н.Толстого наряду с лошадью, главным героем является и его хозяин князь
Серпуховской, а у А.И.Куприна единственный центр повествования беговой
рысак Изумруд. Холстомер наделен качествами, которые характерны
человеку, а у Изумруда примитивные ощущения, свойственные животному.
Сразу видна разница между портретами Изумруда и Холстомера: старость
Холстомера и молодость Изумруда. Четырехлетний жеребец Изумруд─
рослая беговая лошадь американского склада, ровной, серебристостальной
масти<...> ноги и тело у него были безупречные, совершенных форм”. Мы
видим яркого, молодого, полного сил и энергии скакуна. „Мерин
(Холстомер.) был роста большого<...> воронопегий <...>большая
костлявая голова с глубокими впадинами над глазами и отвисшей,
разорванной когдато черной губой тяжело и низко висела на выгнутой от
худобы, как будто деревянной шее, изза отвисшей губы виден был
прикушенный на сторону черноватый язык и желтые остатки съеденных нижних зубов, ноги согнуты дугой в коленях, стерты на ляжках.“ Но
несмотря на отвратительную старость этой клячи, знаток сразу узнавал, что
это была в свое время замечательная лошадь. «Глубокомысленный» образ
Xолстомера синоним российского земледельца. В судьбе Xолстомера
отражена судьба униженного, порабощенного «мужика», участь которого
«унижения, труд, унижения, труд». «Я был пегий, сообщает о себе
Xолстомер, я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я
принадлежал не Богу и себе, как это свойственно всему живому». И
только потому, что он пегий, к нему относятся как к вещи, с которой
совершают купчие сделки. Пежина это знак, который наглядно делит мир
на отдельные сословия, слои, касты, группы с различными правами и типом
существования. В „Холстомере“ почти одни монологи коня, размышления и
выводы о жизни, а в „Изумруде“ повествование лишено этого.
Образу Xолстомера противопоставлен бесшабашный, беззаботный,
веселый гусар Серпуховский.
В итоге своих размышлений Холстомер
приходит к справедливому выводу: «люди стремятся в жизни не к тому,
чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы назвать
как можно больше вещей своими.
Спустя много лет Серпуховской — уже старый, опустившийся человек, в
котором не осталось ничего от блистательного князя, каким он был в
молодости.
Изумруд просыпается накануне бегов в полночь и, убаюканный теплом
конюшни и ароматом сена, вновь засыпая, возвращается в детство, к матери
кобыле. Совсем подругому раскрываются в реальном мире отношения
Холстомера со своей матерью:„Мать обеспокоилась, но не стала защищать
меня<...>отошла в сторону .Она заржала, я откликнулся ей и бросился за
нею; но она не оглянулась на меня.<...>В ржании этом я уже не слышал
призыва, а слышал другое выражение.<...>Я чувствовал, что навсегда
потерял любовь своей матери.
Пейзаж появляется лишь во сне Изумруда, когда он видит себя на
ароматном лугу рядом с матерью. В Холстомере все в едином целом: и
пейзаж, и динамика звуков, и образ жизни животных и людей .Изумруд
погибает вследствие коварства, корыстолюбия, алчности людей. Ему
непонятно, разгорячённому блистательной победой в бегах, почему вокруг
него поднялась суматоха, почему проверяют его клеймо и масть, почему звучат обвинения в мошенничестве. Невдомёк ему и то, почему у овса в
чужой, незнакомой конюшне такой страннонепривычный вкус. Даже в
последние минуты смерти Изумруд вспоминает самые приятные минуты в его
жизни и его последний поражающий бег.
1 Обращение к повести Толстого „Холстомер“ приводит нас к
следующим выводам, что:
Центральный персонаж повести Холстомер.
Холстомер – героймыслитель.
Холстомер олицетворен и одухотворен.
Размышляет как человек, задумывается и делает выводы над людьми и
▪
▪
▪
▪
лошадьми.
▪
▪
Холстомер и молодые лошади; Серпуховский и молодой коннозаводчик.
▪
способная к обновлению.
Имеет свой внутренний мир „Я“.
Произведение строится на антитезах: Холстомер и Серпуховский;
Смерть Холстомера величественна, а Серпуховского античеловечная, не
В рассказе «Холстомер» Лев Толстой описывает жизнь рысака — от
рождения до жалкой и печальной старости. Но к этому не сводится
содержание рассказа. Лев Толстой с большой силой осудил в нем ложь и
уродство жизни людей аристократического круга.
2 Если обратиться к „Изумруду“ Куприна, то увидим и серьезные
отличия:
─
У Куприна единственный центр повествования
беговой рысак Изумруд,
Смерть Изумруда опоэтизирована, снабжена знаками смерти.
▪
повествование идет от лица автора.
▪
животным очень сильная.
▪
пейзаж.
▪
Изумруд лишь мысленно говорит с хозяином, но связь между человеком и
Произведение лишено пейзажа, только во сне Изумруда присутствует
Презентация "Образ лошади в литературе"
Презентация "Образ лошади в литературе"
Презентация "Образ лошади в литературе"
Презентация "Образ лошади в литературе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.