Презентация содержит подробное описание опыта работы учителя начальных классов при организации учебного процесса в режиме технологии сотрудничества с учетом мотивации учения. Подробно указаны разные формы групповой работы, которые адаптированы для учащихся начальных классов. Опыт работы может быть использован другими педагогами.
Кировское областное государственное общеобразовательное
автономное учреждение «Гимназия г.Уржума»
Организация
сотрудничества младших
школьников с разным
уровнем мотивации учения
Учитель начальных классов
КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»
Комлева Светлана Геннадьевна
Уржум 2012
komlevasg@mail.ru
Уржум 2012
Актуальность
Изменения в образовании, необходимые
для формирования нового человека, четко
определены в Федеральном государственном
начального
образовательном
общего образования (2009 г.), в котором
подчеркнуто,
личности
обучающегося
усвоения
универсальных учебных действий, познания и
освоения мира составляет цель и основной
результат образования» 1
«развитие
основе
стандарте
что
на
На
уроках
необходимо
использовать такие формы работы, которые
способствуют
организации эффективного
учебного сотрудничества.
1 Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования. М.:
учителю
Просвещение,
2010. С. 3, http://www.zankov.ru/
Цель
Организовать учебное
сотрудничество
младших
школьников
через
использование разных форм
групповой работы с учётом
мотивации учения
Моделирование урока
Выбрать тему, цель и задачи урока.
Определить объём учебного материала,
подлежащего изучения на уроке.
Подготовить задания для парной и групповой
работы, раздаточный материал.
Продумать вопрос о численности и
комплектовании групп, расстановке мебели.
Наметить возможные внутригрупповые роли.
Выделить этапы урока, на которых планируется
групповая или парная работа, как будет
осуществляться интеграция с другими формами
работы на уроке и с общей структурой урока,
определить продолжительность работы.
Разработать правила индивидуального и
группового оценивания на данном уроке, приёмы
стимулирования и повышения мотивации учения.
Этапы обучения
сотрудничеству
Создание мотивации взаимодей
ствия
Обучение правилам эффективно
го взаимодействия
Приобретение школьниками опы
та совместной деятельности
I этап
Создание мотивации
взаимодействия
Надо показывать школьникам, что
делать что-то вместе – это весело и
интересно. Дети должны пережить
радость сотрудничества. Например,
работая индивидуально, на уроке
технологии в 1 классе ученики
изготовили оригами фигурки разных
животных. В конце урока детям можно
предложить составить композицию,
которая украсит класс и станет первым
общим делом.
II этап
Памятка
Выскажи своё
мнение.
Выслушай
мнение партнёра.
Придите к
единому мнению.
Действуйте!
Обучение правилам эффективного
взаимодействия
Урок математики, 1 класс
«Мы готовы!»
Законы группы
Общайся, не мешая другим.
Не перебивай, слушай партнёра до
конца.
Отстаивай свою точку зрения мирно.
Задай вопрос, если сомневаешься в
чём-то.
Ясно выражай свои мысли и
чувства.
Поблагодари каждого за работу.
III этап
Опыт совместной деятельности
«Малая группа»
«Турнир столов»
«С ассистентом»
Метод «Пила»
« Малая группа»
Состав: 4
человека
Задание для всех
групп одинаковое
Работа в группе -
приём
«Вертушка»
Проверка: тест,
эталон,
взаимопроверка
Урок окружающего мира, 4
класс
«Турнир столов»
Состав группы –
«равносильные»
ученики
Задания разные
по уровню
сложности
сложности
задания не
влияет на
балловую
оценку
Уровень
Урок литературного чтения, 4 класс
Групповая работа с
ассистентом
Подготовительн
ая работа –
консультация
для ассистентов
Ассистент
объясняет
материал,
осуществляет
контроль, даёт
качественную
оценку
Группа
оценивает
работу
ассистента
Урок математики, 4 класс
Метод «Пила»
Состав – 4-5 человек
Учебный материал
разбит на
фрагменты
Число фрагментов
совпадает с числом
участников группы
Каждый участник -
эксперт своего
фрагмента учебного
материала
«Встреча экспертов»
из разных групп
Возврат экспертов в
группу
Проверка знаний в
разных формах
Урок окружающего мира, 4 класс
Результативность опыта
Качество
знаний
60%
65%
65%
Учебный
год
2009 –
2010
2010 -
2011
2011 -
2012
Уровень мотивации
уровен
1 класс 2 класс 3
ь
класс
4
класс
учащихс
я
учащихс
я
учащихс
я
учащихс
я
высокий 5
7
хороши
средний 5
низкий 5
й
6
6
7
3
7 10
7
6
7
7
3
1
Распространение опыта
с
Статья
«Организация
сотрудничества младших
школьников
разным
уровнем мотивации учения»
"http://www.nsportal.ru/koml
eva-svetlana-gennadevna" >
сайт учителя начальных
классов
научно
Областная
–
практическая конференция
«Пути повышения качества
общего образования»
Киров, 2009