Первые теоретические работы по внешкольному образованию
Просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, К.Н. Венцель, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Е.Н.Медынский и др. ).
Первой теоретической разработкой внешкольного образования стала книга Василий Порфирьевич Вахтерова "Внешкольное образование народа", вышедшая в 1896 году.
Наиболее последовательную работу по систематизации всей имеющейся информации по внешкольному образованию проделал В.И. Чарнолуский.
К.Д. Ушинский
Н.И. Пирогов
В. П. Вахтерова
В.И. Чарнолуский.
Воскресные школы –
в них изучали более широкий круг предметов, чем в казенных школах.
Рабочие курсы –
программы обучения соответствовали низшей средней и высшей школе, например, Пречистинские курсы.
Народные чтения –
преобладала религиозно-нравственная, историческая, военная проблематика.
Формы внешкольного образования в России
(60-70-е гг. 19 века):
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934), – известный педагог экспериментатор, автор многих трудов по проблемам воспитания.
Роль С. Т. Шацкого и А. У. Зеленко в становлении форм внешкольной работы с детьми.
Александр Устинович Зеленко (18711953) — русский и советский инженер-архитектор и педагог. Сотрудничал с С. Т. Шацким в организации подростковых клубов. После 1917 года — организатор музеев, просветитель.
С. Т. Шацкого и А. У. 3еленко
создали в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи
детские клубы и детский сад носили общее название
«Дневной приют для приходящих детей».
K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная).
«Дневной приют для приходящих детей»
Общество «Сетлемент»
Педагогическая концепция :
необходимость создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью;
усвоение практически значимых для жизни детей знаний;
отношения между педагогами и детьми как отношения между старшими и младшими товарищами;
воспитание товарищества, солидарности, коллективизма;
организация детского самоуправления.
B 1908 году общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку проведения социализма среди маленьких детей.
Цель общества: удовлетворение культурных и социальных потребностей детей
и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование.
Новаторский опыт С.Т. Шацкого
Новаторский опыт С.Т. Шацкого – это идеи о том, что главным содержанием детской жизни является учение, физический труд, игры, искусства, умственная и социальная деятельность. Детская жизнь во внешкольных учреждения должна основываться на интересах детей.
Новаторский опыт С.Т. Шацкого
С. Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. С. Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.
Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения, как в потребностях самого ребенка, так и общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.