НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ
Наблюдательность – одно из качеств, присущее многим людям. Ученый должен владеть в совершенстве методом наблюдения, уметь отмечать общие и особенные черты тех явлений, которые являются предметом его изучения
НАБЛЮДЕНИЕ – это целенаправленный процесс восприятия объектов действительности для выявления их существенных свойств
УРОК 2
ЭМПИРИЧЕСКИЙ
УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ
В изучении природы большое
значение имеет научный
метод познания.
Он включает в себя:
наблюдение;
Уровни познания
1. ЭМПИРИЧЕСКИЙ
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
ПОЗНАНИЯ
Происходит накопление научных фактов
путем наблюдений и экспериментов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ
Происходит осмысление полученных
экспериментальных фактов, разработка и
обоснование гипотез, подтверждение или
опровержение выдвинутых гипотез,
выявление закономерностей,
формулирование законов, построение
теории.
Ценность конечного
результата научного познания
определяется его
предсказательной силой
НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК
МЕТОД ЭМПИРИЧЕСКОГО
УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ
Наблюдательность – одно из качеств,
присущее многим людям. Ученый должен
владеть в совершенстве методом наблюдения,
уметь отмечать общие и особенные черты тех
явлений, которые являются предметом его
изучения
НАБЛЮДЕНИЕ – это
целенаправленный процесс
восприятия объектов
действительности для
выявления их
существенных свойств
Наблюдение позволяет накапливать
информации об окружающем мире,
систематизировать ее. Наблюдение
проводят для того, чтобы найти
закономерности в полученной из
наблюдений информации.
Наблюдение как метод научного
познания будет плодотворным, если
наблюдатель очертит себе круг задач,
которые станет последовательно
выполнять.
НАБЛЮДЕНИЕ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ – те или иные
свойства тел или явления
воспринимаются непосредственно
органами чувств
ОПОСРЕДОВАННОЕ – наблюдение
проводится с использованием приборов:
звездное небо наблюдают с помощью
телескопов, микроорганизмы – с помощью
оптических микроскопов и т.д
В процессе наблюдения
складываются представления
о материальном мире, о
происходящих в нем явлениях
и свойствах объектов
материального мира
ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД
ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТ – это метод познания,
который используется для
исследования объектов и явлений в
специально созданных для этого
условиях
Эксперимент отличается от
наблюдения вмешательством
в исследуемый процесс,
воздействием на него, при
этом наблюдение может
являться частью
эксперимента
ЭКСПЕРИМЕНТ
1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
2. ПРОВЕРОЧНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ
Цель – выявление различных
закономерностей, свойств объектов,
зависимостей между величинами.
Пример: опыты Кулона, закон Ома, опыты
Менделя, эксперименты Бекетова
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ
Примеры – опыты Ампера по
взаимодействию проводников с током,
опыт Эрстеда по взаимодействию
проводника с током и магнитной стрелки,
опыты Фарадея по электромагнитной
индукции и т.д.
ГИПОТЕЗА
Гипотеза в переводе с греческого
означает предположение. Для проверки
гипотезы исследователь проводит
эксперимент. Если эксперимент
подтверждает гипотезу, то она
принимается, если нет – она считается
ложной и отбрасывается.
В любом случае эксперимент является
критерием истинности исходного знания.
ПРОВЕРОЧНЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ
Пример: гипотеза о существовании особой
всепроникающей среды, заполняющей
пустоты между атомами и ответственной за
распространение света, появилась еще в
античные времена и была сформулирована
в 1618 году Декартом. В дальнейшем она
совершенствовалась. Результаты опытов
Майкельсона и Морли показали, что
скорость света от этих факторов не зависит.
Так, эксперимент ученых изначально
ставившийся с целью подтвердить гипотезу
о существовании мирового эфира, опроверг
ее.
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК
НАУЧНЫЙ МЕТОД
ИССЛЕДОВАНИЯ
Некоторые наблюдения неудобно или
невозможно проводить
непосредственно в природе, тогда
используют МОДЕЛЬ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ – это
метод научного познания,
заключающийся в создании
и исследовании моделей
реальных объектов