Цели и задачи урока
Цель урока: сформировать представление о хлоре как химическом элементе и простом веществе. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с нахождением хлора в природе и способами его получения. 2.Сформировать знания о физических и химических свойствах хлора.
Актуализация опорных знаний
1.Начертите схему распределения электронов по энергетическим уровням в атоме хлора.
2.Какие степени окисления проявляет хлор в соединениях с металлами? Водородом?
3. Почему хлор в свободном виде не встречается в природе?
4. Назовите важнейшие природные соединения хлора.
Как был открыт хлор?
Задание:
Расставьте коэффициенты в схеме реакции получения хлора методом электронного баланса:
HCl(конц.) + MnO2 = MnCl2 + Cl2↑ + H2O
Первооткрывателем хлора является фармацевт из Швеции, Карл Шееле, чьи опыты и открытия в области химии были поистине уникальны, по словам его современника, французского химика Жана Батиста Дюма, Шееле:»не мог прикоснуться к чему- либо без того, чтобы тут же не сделать открытия». Уже в 32 года ему было присвоино звание члена Стокгольмской академии наук, хотя он был всего лишь помошником аптекаря.
Вот как описывал Шееле опыт, произведенный им в 1774 году: «Я поместил смесь черной магнезии с муриевой кислотой в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом, окрасившим его в желтый цвет: Газ имел желто-зеленый цвет и пронзительный запах».
В 1812 году французский химик Гей-Люссак присвоил этому газу новое название — хлор, в переводе с греческого «желто-зеленый».
Физические свойства и физиологическое влияние на организм человека хлора
Хлор - ядовитый газ желто-зеленого цвета с резким запахом.
При комнатной температуре в одном объёме воды растворяется 2,5 объёма хлора с образованием так называемой хлорной воды.
Хлор вызывает раздражение дыхательных путей, а вдыхание большого его количества вызывает смерть от удушья. При содержании хлора в воздухе 0,9 мл/л смерть наступает в течение 5 минут.
.
Задание:
Во сколько раз хлор тяжелее воздуха? Ответ подтвердите соответствующими расчётами.
Последствия газовой атаки
22 апреля 1915 года
немецкая армия распылила 168 тонн хлора около реки Ипр.
Сразу 90 человек погибло в окопах;
из 207 человек, попавших в полевые госпитали, 46 - умерли в тот же день, а 12 — после продолжительных мучений.
После битвы на Ипре отравляющие газы были применены Германией ещё несколько раз.
Работаем самостоятельно
Задание:
1. Составьте уравнения химических реакций :
а) взаимодействие хлора с медью(II)
б) взаимодействие хлора с сурьмой (IV)
в) взаимодействие хлора с серой(II)
2. Для двух реакций( на выбор) составьте электронные балансы
Проверьте правильность выполнения задания по учебнику(стр.49-50)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.