Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"
Оценка 4.8

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
5 кл—11 кл
13.02.2018
Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"
В работе представлена исследование по литературе, в частности проанализированы русские народные сказки в обработке Афанасьева. Работа представляет анализ происхождения центрального образа русской народной сказки Бабы-Яги. Исследованы все русские народные сказки, в которых центральным персонажем является Баба-Яга и на основе полученных материалов, составлен своеобразный портрет героини.Исследовательская работа по русской литературе.
Проектная работа..docx
Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся «Шаг в будущее». Проектная работа Исторические корни центрального образа  русской народной сказки. Направление: литература                                           Выполнила   ученица 7д класса:                                                                          Миронова Полина                                                                         Руководитель: Абакумова И.А.                                                                    учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №21 г. Белорецк Белорецк 2017 Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава 1. Теоретические основы образа Бабы­Яги в русских народных сказках.4 1.1. Происхождение образа Бабы­Яги и этимология имени . . . . . . . . . . . . . .   4 1.2. Портрет и атрибуты Бабы­Яги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Глава 2. Образ Бабы­Яги в фольклоре и литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 2.1.    Типы образа Бабы­Яги в русских народных сказках . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 2.2.    Развитие образа Бабы­Яги в современной литературе . . . . . . . . . . . . . . . 12 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   1 Введение. В мир сказок каждый человек попадает в самом раннем детстве, даже еще не умея говорить. Все мы очень любим незабываемые минуты ожидания сказки, ждём   их   с   нетерпением,   чтобы   ещё   раз   с   удовольствием   погрузиться   в удивительный   мир   фантазии,   где   за   одну   ночь   вырастают   красивейшие дворцы,   где   кони   летают   по   небу,   где   с   людьми   происходят   невероятные приключения,   а   звери   говорят   человеческим   голосом.   Бабушки   и   мамы рассказывают   сказки   малышам,   а   те   постигают   великолепный   мир   чуда   и волшебства. Особенно для нас ценны русские народные сказки, содержащие в себе мудрость наших предков, традиции русского народа. Русская волшебная сказка создает таинственный, замысловатый мир. Со многими сказочными персонажами мы встречаемся в процессе чтения. Одним из таких является Баба­Яга.  Кто же она такая? Мы привыкли видеть ее во многих сказках и часто не представляем их без этого персонажа. Что же в этом образе такого загадочно особенного, что отталкивает, пугает и одновременно притягивает? А что мы знаем о русских сказках и их героях? (Попросил   Тарх   Перунович   Дживу   ­   создай   колобок.   И   Она   по Сварожьим   Сусекам   поскребла,   по   чертожьим   абмарам   помела   и   слепила колобок, и положила на окно Чертога Рады. И засиял колобок, и покатился по Перунову Пути. Но недолго он катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь   у  колобка   бок,  но  не   весь  откусил,  а  крошечку.  Покатился   дальше колобок и докатился до Чертога Лебедя, и Лекедь отклевал кусочек, и в Чертоге   Ворона   ­   Ворон   отклевал   кусочек,   в   чертоге   Медведя   ­   Медведь колобку бок помял. Волк в своём Чертоге почти пол колобка обглодал, а когда докатился колобок до Чертога Лисы, то Лиса его съела.) ­ Знаком ли нам такой «Колобок»? Эта   сказка   является   образным   описанием   астрономического   наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону, от полнолуния к новолунию. В Чертогах  Тарха  и  Дживы, на  Сворожьем  Круге  происходит  полнолуние, а после Чертога Лисы наступает новолуние. Знали ли мы это? С помощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии, им показывали данные Чертоги (созвездия) и они образно изучали звёздную карту мира. Чтобы   понять   древние   сказы   и   смысл,   заложенный   в   них,   необходимо отказаться   от   современного   мировосприятия   и   взглянуть   на   мир   глазами людей, живших в древние времена. А главное, необходимо иметь образное восприятие, которое имели предки. Одни исследователи считают Ягу обычной злой ведьмой, колдуньей. Другие величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир Сильно   искажен   был   образ   одной   из   героинь   славянских   сказок,   которую христиане называют бабой Ягой. Есть предположение, что   на самом деле у славян   этот   образ   был   иной:   Баба   Йога   (Йогиня   ­   Матушка)   ­ покровительница детей ­ сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле на   огненной   Небесной   колеснице,   собирая   беспризорных   детей­сирот   по градам и весям. Её узнавали по сапожкам, украшенным золотом, и называли Бабушкой   Йогой   ­   Златой   ногой.   Как   же   так   получилось,   что   из положительного персонажа, она превратилась в злую страшную ведьму?  Цель нашей работы –  проанализировать     образ  Бабы  Яги  в  русских народных сказках и ответить на данный вопрос. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. изучить русские народные сказки в обработке А.Н. Афанасьева, В.П. Аникина; 2. проанализировать ключевые образы сказок. 3. повысить  знания о сказочной культуре русского народа (изучение  энциклопедической литературы, мнений исследователей русских  сказок об образе Бабы Яги); 4. обобщить наблюдения и сделать выводы. Объектом  исследования являются русские народные сказки и славянские мифы,  с    действующим     героем   Бабой­Ягой;  предметом  исследования  – типы Бабы­Яги  в русских народных сказках.  Гипотеза – прообразом Бабы­Яги является славянская богиня. Этапы исследования: Проект состоит из 4 этапов: введение в проект, подготовительный, основной и заключительный этап. Глава 1. Теоретические основы образа Бабы­Яги в русских народных сказках. 1.1 Происхождение образа Бабы­Яги и этимология имени. Баба­Яга — один из самых ярких женских сказочных образов. Бабка, баба, бабушка ­ женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка­знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту; родоначальница. Повитуху,   помогавшую   при   родах,   присматривавшую   за   роженицей   и ребенком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой и почитали, чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью. О Бабе­Яге повествуют сказки и славянская мифология. Сказка   всегда   предваряет   миф.  М.   Фасмер   возводит[9] имя   Яга к праслав. *(j)ęgа,   рефлексами   которого   являются сербохорв. jeзa   «ужас», jeзив   «опасный», словен. jezа   «гнев»,   jeziti   «сердить»,   др.­чеш. jeze «lamia», чеш. jezinka   «лесная   ведьма,   злая   баба», польск. jędzа   «ведьма, баба­яга,   злая   баба»,   jędzić   się   «злиться».  Однако   в   русском   языке   есть аналог ко   всем   перечисленным   примерам   из   славянских   языков:   язва.   Что ставит под вопрос существование связи между именем Яга и приведёнными примерами из славянских языков.  По   некоторым   сведениям,   имя   своё   она   получила   от   старинного   слова «ягать».   В.И.   Даль   в   «Толковом   словаре   живого   великорусского   языка» толкует это слово таким образом: «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Там же можно найти: «Яга – род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи». Владимир Даль дополняет: «она простоволоса и в одной рубахе, без опояски: то и другое — верх бесчиния»[11]  Некоторые ученые связывают праславянское слово «Яга» с обозначением  змей, гадов, которые в народном представлении были связаны со смертью и  потусторонним миром. Часто встречается описание Яги как повелительницы  зверей, птиц и гадов морских. Все это говорит о ее высших  сверхспособностях. Имя Яги говорит о мифологических корнях этой сказочной героини.  Первоначально, когда на Руси было язычество ­  Баба Яга была  положительным персонажем  русской мифологии, одной из наиболее  значимых Берегинь. Она охраняла дом. После  принятия  христианства ­ ее  образ  трансформировался в образ гнусной и вредной  старухи. В каждой сказке лишь доля сказки: тот факт, что ведьмы получили  магические знания и способности от богов, славяне признавали  безоговорочно. Само слово «ведьма» образовано от двух основ — «ведать» и  «мать», то есть это ведающая мать, мудрая женщина, обладающая  сакральными знаниями. Именно к ней обращались с любыми проблемами —  будь то болезни, порча, неурожай или разногласия в семье.               1.2 Портрет и атрибуты Бабы­Яги Старая безобразная старуха – самый мистический персонаж старинного русского фольклора. Наиболее полным источником сведений о жизни бабы Яги в далёком прошлом являются народные сказки. Нами   были   проанализировано   24   русских   народных   сказки,   и   на основании  них составлен своеобразный портрет этой героини.  Внешность   Бабы   Яги   неприглядна.   Это   страшная   сгорбленная   древняя старуха с косматыми лохмами седых волос, крючковатым носом, железными зубами   и  длинными   руками.  Она     чугуны  «руками   в   печку   садит   вместо лопаты, ногами уголь выгребает, языком печку лижет». «Во лбу рога, нос упирается в потолок, костяная нога, кости у нее местами выходят наружу».1 В одной  из  сказок,  собранных  Афанасьевым, можно  найти  такой  портрет героини: «Лежит баба на печи на девятом кирпиче, нос в потолок врос, губы на грядке (т. е. на потолке), губами горшки волочит, языком печь пашет (т. е. метет), в зубах шелковый пояс плетет». Или: «На печи, на девятом кирпичи лежит баба­яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, сама   зубы   точит»2.   Глаза   ее,   как   уголья,   часто   бывает   слепа.   Одета   эта древняя старуха всегда в лохмотья. Возраст Яги точно не установлен: некоторые сказки утверждают, что ей от   трёхсот   до   семисот   лет,   другие   говорят   –   больше   тысячи.   Впрочем, возраст женщины – всегда загадка. Секрет долгожительства Яги не разгадан: помогли   ли   ей   молодильные   яблочки   или   живая   вода,   или   какие­нибудь другие волшебные средства – неизвестно. Но факт: она дожила до нашего времени!  1Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В. С.- Петербург: ИД Весь, 2004, – с.1457 2 Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: в 3 т. – М.: Художественная литература, 1957, – 574 с. Живёт баба Яга отшельницей в дремучем лесу, в небольшой избушке на курьих   ножках.   Избушка   Бабы   Яги   тоже   не   просто   так   расположена   на опушке леса, которая символизирует собой границу миров живых и мёртвых. Это значит, что сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между мирами. Находясь там, она поддерживает баланс между добром и злом.  В избе у себя баба Яга или лежит на печи, или прядет шерсть. Избушка бабы  Яги не простая, а волшебная, могла поворачиваться вокруг своей оси, но  почти всегда была обращена передом к лесу. Любому путнику было известно:  чтобы войти внутрь, нужно произнести волшебные слова: «Встань по­старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом». Забор вокруг избы – из  человеческих костей, на заборе – черепа.  На самом деле славяне считали, что  череп умершего животного сохраняет Мудрость и силу данного зверя. И  одевая черепа на тын, создавали как бы обережный круг из силы и Мудрости  животных, для защиты от недругов. Так делала и  Йогиня.  Служат ей лягушки, черные коты,  вороны и змеи: все существа, в которых уживается   и   угроза,   и   мудрость.   Также   на   службе   у   неё   состоят   три всадника:  чёрный (ночь), белый (день) и красный (солнце), эти   всадники ежедневно проезжают через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем. Баба Яга хорошая хозяйка, не случайно у неё под рукой всегда ступа, метла, пест – орудия женского труда Она приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы. Зашедшим к ней в избушку добрым молодцам она помогает советом и даёт им в дорогу волшебных помощников.  Она владеет ветрами и чудными конями. Обязательным атрибутом бабы Яги   во   многих   сказках   является   клубок.   Кроме   клубка   баба   Яга   иногда снабжает   героя   полотенцем,   гребнем   и   щеткой:   если   по   дороге   бросить полотенце,   то   образуется   быстрая,   глубокая   река,   а   гребень   может превратиться в непроходимый дремучий лес, щётка –  в огненную реку. Из  дома   баба  Яга  выезжает  на  своей  ступе:   пестом  отталкивается, помелом следы заметает. Иногда железную ступу везут черти, причём  везут по   воздуху.   А   чтобы,   для   известных   ей   причин,   не   видно   было   следов, заметаются они за нею приделанными к ступе метлою и помелом. Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма,   может   оборачиваться   змеей,   кобылой   или   коровой,   деревом, различными предметами, природными явлениями. Скорость у неё при этом фантастическая: ни на обычной лошади, ни на богатырском жеребце её не догонишь. «Под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревет, бывает мор   и   падеж,   кто   видит   Ягу,  становится   нем»3.   Оно   и   понятно:   вид   стаи чертей,   летящих   по   воздуху,   кого   угодно   лишит   дара   речи.   Часто   Яга выезжает из леса за человеческим мясом. Она  ест людей, особенно любит жарить похищенных детей.  Она отшельница, но у неё есть родственники. В некоторых сказках у бабы Яги есть дочери и их зятья, сыновья и их снохи, племянники и племянницы, три или сорок сестёр, которые действуют с нею заодно. А Василиса, во всех сказках   представляющая   собой   самые   положительные   качества,   –   это племянница бабы Яги. (Приложение I) Вообще имя Василиса намекает на высокое происхождение. Переводится с греческого как "царственная". И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется ­ Царь­девица). Она тоже обладает волшебной силой. 3 Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: в 3 т. –  М.: Художественная литература, 1957, – 574 с. Таким образом, мы увидели, что образ Бабы Яго двойственнен. Она может съесть не понравившегося ей путника, а может наградить. Может уничтожить или послужить средством возрождения его к новому началу. Баба Яга – олицетворяет эти сверхъестественные силы, она умеет управлять процессом трансформации. Поход к Бабе­Яге – это сложный и опасный обряд для человека. Когда­то на этих сложных   этапах жизни   человека сопровождал шаман. В сказках роль шамана   играет   Баба­Яга.   Когда   сказочный   герой   приходит   к   Бабе­Яге, столкнувшись с неразрешимым вопросом, именно она дает ему подсказку, где искать   ответ.   Именно   к   шаману   приходили   за   такими   вопросами,   не являющимися   общедоступными.   Шаман,   как   хранитель   традиций   племени, проводил   обряд   инициации.   Баба­Яга,   можно   сказать,   обладает   теми   же функциями. Она – «не мертвая и не живая» – т.е. она в идеале нейтральна. Сама Яга как страж обычно не имеет права покинуть свой пост ради героя. Она лишь на словах знакомит гостя с тем, с чем ему придется столкнуться в пути. Но ее советы жизненно необходимы для путника. Таким   образом,   мы   пришли   к   выводу,   что   в   сказках   данный   персонаж является   проводником   между   миром   мертвых   и   миром   живых.   Этой способностью в славянской мифологии были наделены только божества. Еще одна деталь: она тетушка Василисы, которая  Глава 2. Образ Бабы­Яги в фольклоре и  литературе  2.1.    Типы образа Бабы­Яги в русских народных сказках При  изучении  образ Бабы Яги, мы столкнулся с тем, что в разных сказках у  нее разные роли. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные  вместе, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в  единый образ. Сказки выделяют три вида Бабы­Яги: дарительница, воительница,  похитительница.   Отсюда можно выявить некоторые противоречия. Если Баба­Яга являлась  злой колдуньей, то почему она иной раз «снисходила» до одаривания героев  волшебными вещами? Почему указывала им верный путь? По доброте  душевной? Но ведь она, если судить по сказкам, была отъявленной  человеконенавистницей. Именно эта ее черта «дарительницы волшебных  предметов» и направляющей на путь истинный, позволяет выявить ее  первоначальную сущность – древней славянской богини.     Детей­сирот Она доставляла в свой предгорный Скит, где проводила их  через Огненный обряд посвящения Древним Богам. Для этого имелось  специальное Капище Рода, высеченное внутри горы, рядом с которым в скале  имелось специальное углубление, которое называлось ­ Пещь Ра. Из него  выдвигался каменный помост, называемый лапата, в одно углубление  которого Йогиня ­ Матушка укладывала спящих детей­сирот, а в другое  накладывала сухой хворост, после чего лапата задвигалась обратно в Пещь Ра, и Иогиня поджигала хворост. Когда лапата задвигалась в Пещь Ра, то  специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты, и отделял  углубление с детьми от Огня. Этот обряд означал,  что дети­сироты были  посвящены Древним Богам и в мирской жизни их никто более не увидит.  Когда разгорался огонь, Жрецы Рода переносили детей­сирот в помещения  Капища Рода и впоследствии воспитывали из них Жрецов и Жриц. Этот образ красивой молодой Богини подменили образом старой, злой и  горбатой старухи, которая крадет маленьких детей, жарит их в печи, а потом съедает. По искаженным сказкам она живет в избушке на куринных ножках,  окруженной частоколом из черепов.  В сказках можно выделить один важный факт. После того, как Баба­Яга  приняла «ищущего» и выяснила, что ему требуется, она протапливала баню и  мыла героя, совершая тем самым ритуал омовения, который был широко  известен в обрядах славян.  Затем Баба­Яга кормит и поит пришедшего. Это  тоже является своеобразным обрядом для проникновения в иной мир  (тридесятое царство).  Если интерпретировать сказки в этом иносказательном  смысле, то вывод напрашивается сам собой: Баба­Яга не просто злобная  старуха, наделенная колдовскими силами, а нечто большее, имеющее  власть над пространством и временем, то есть обладающее мощью богов. Также в некоторых сказках Яга может быть не только гостеприимной  хозяйкой, но и помощницей. Некоторым героям дает волшебные предметы­ помощники: «Будет у тебя на пути большая река – перейти нельзя; ты возьми  это полотенце да махни одним концом – тотчас появится мост. Да смотри,  махай украдкой, чтоб сестра не видела» («Звериное молоко»); «Баба Яга дала  ей дорогой подарок – золотой молоточек да десять бриллиантовых  гвоздиков» («Финист­ясный сокол»); «Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать» («Сказка о  молодильных яблоках и живой воде»); «Вот тебе огонь для мачехиных дочек,  возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали» («Василиса Прекрасная»). Баба­Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается  погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (одаривает  героя необходимой  вещью или дает необходимые сведения). Баба­Яга сначала испытывает героев, и помогает лишь тем, кто выдержал испытания. Выделим некоторые характерные особенности описания этого персонажа: ­ она родоначальница;  ­ она обладает каким­то древним знанием;  ­ она «управляет» мистическими и природными силами; ­ она косвенно связывается с рождением и повитухами; ­ внешность её говорит о том, что это не человек в привычном смысле; ­ она живет в избушке на курьих ножках; ­ её избушка часто составлена из элементов человеческого тела (что само по  себе показательно); ­ вокруг избушки часто присутствуют следы прошлых смертей, людей  взаимодействующих с ней; ­ во время её активности изменяется мир (во время передвижения Бабы­Яги  воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья); ­ она похищает детей (или другими словами: дети оказываются в её власти); ­ у неё 12 дочерей (как 12 месяцев) и она владеет силами Солнца и Луны; ­ она прядет (веретено судьбы); ­ в зависимости от состояния главного героя она может выступать в четырех  ипостасях: похитительница, дарительница, воительница; ­ что бы эти ипостаси сменили друг друга, главный герой должен сразиться с  ней и победить. ­ главный герой для успеха взаимодействия с ней должен иметь определенные  качества. Например: быть дураком; ­ сражение с ней или с её дочерями часто может быть сражением с некими  соблазнами, в которые обратились дочери или она сама; ­ дары её помогают главному герою в дальнейших сражениях и являются  волшебными (не человеческими в привычном смысле – не материальными); ­ она имеет отношение к змеям; ­ она имеет отношение к некой границе, за которой она живет, до которой она  может преследовать героя, которую она охраняет или проводником через  которую она может являться; ­ она обладает двумя символическими вещами: ступой и пестом (или  помелом); ­ после победы над Ягой она служит герою и приносит ему пользу. Все это наводит к мысли о том, что славянская богиня превратилась в  обычную злую старуху, наделенную магическими способностями и  занимающуюся людоедством. Христианство оказала огромное влияние на  культуру славян. Оно привило им свое понимание сути вещей, насаждая его  «огнем и мечом». Таким образом, мы увидели, что, скорее всего, под влиянием христианства постепенно языческие ритуалы преобразовались в сказки, а языческие боги ­ в персонажи этих сказок. 2.2. Развитие образа Бабы­Яги в современной литературе Образ Бабы­яги широко использовался авторами современных литературных сказок   —  например,  Эдуардом   Успенским   в   повести  «Вниз   по   волшебной реке». Баба­яга   стала   одним   из   основных   источников   образа   Наины   Киевны Горыныч, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Роман «Возвращение к Бабе­яге» Наталии Малаховской, где три героини и три стиля письма проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе­ Яге), видоизменяют сюжеты своих биографий. Баба­Яга является также одним из основных персонажей в сказке Леонида Филатова   «Про   Федота­стрельца,   удалого   молодца»   и   в   одноимённом анимационном фильме. В   романе   Александра   Рудазова   «Преданья   старины   глубокой» эксплуатируются   как   отрицательный   (Яга   Ягишна),   так   и   положительный (Овдотья Кузьминична) образ Бабы­Яги. Таким образом, мы видим, что образ Бабы­Яги популярен не только в русских народных сказках. А успешно используется и в современной литературе. Немного   найдется   литературных   героев,   в   честь   которых   создаются музеи. У бабы Яги музей есть, и открыт он совсем недавно. В 2004 году в России     родина   нашлась   Бабы   Яги.   Вернее,   ею   названо   небольшое   село Кукобой   Первомайского   округа,   что   находится   в   180   километрах   от Ярославля на границе Ярославской и Вологодской областей. Среди густых лесов   на   берегу   реки   Ухтомы   выстроили   избушку   на   курьих   ножках,   где каждый   год   с   чисто   русским   размахом   в   последнюю   субботу   июня празднуется день рождения бабы Яги. Вместо колдовства над кипящим зельем Баба Яга заваривает чай из родниковой воды и печёт знаменитые кукобойские пироги,   которыми   и   угощает   своих   многочисленных   гостей.   Особенно   её любят,   конечно,  дети,  с  которыми   она   с  удовольствием   играет   на   свежем воздухе. Сама старушка всех уверяет, что она не один век жила в глухих лесах, а теперь вот перебралась поближе к людям. Почему бы и не поверить в сказку,   ведь   всем   нам   в   наш   суетный   и   отстранённый   век   так   не   хватает простого   сердечного   тепла,   бесхитростной   шутки,   мудрого   совета   и неторопливых   посиделок   с   бабушкиными   пирогами.  Село   Кукобой   –   это место где взрослые и дети могут окунуться в настоящую сказку.4                                           Заключение Пройдя   все   этапы   исследования   исторических   и   мифологических   корней образа Бабы Яги, мы пришли к выводу, что у этого персонажа нет единой основы.  Гипотеза,   что  баба   Яга   –  прототип   древней   славянской   богини, подтвердилась. Образ   Бабы   Яги   пришел   в  сказку   из   мифов   древних   славян.  В  языческий период нашей истории это был образ хранительницы леса и повелительницы ветров   или существа на страже двух миров: мира живых и мертвых. Самое главное, этот образ не был отрицательным. Миф первичнее сказки. О чем миф умалчивает, о том и сказка не рассказывает. Возможно,  в некоторых сказках прообразом Яги стали ведуньи. Эти женщины знали целебные свойства растений, заговоры, умели лечить людей. Знания  такого рода передавались по женской линии и хранилось в строгом секрете,  поэтому селились ведуньи отдельно, часто в лесу. Чтобы уберечься от  опасностей дикого леса и предотвратить гниение дерева избушку ставили на  столбы.   4 Литература 1. АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3­х томах.­ М.,1957. 2. Афанасьев А.Н. Сборник «Русские детские сказки» М., «Детская литература», 1986 3. Даль В.И.Толковый словарь русского языка в 4­х томах.­ М.: "Русский язык",1991 4. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический  словарь. М., 1995. 5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.­Л.,1986. 6. Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. М.: Планета детства, 1999. 7. Музей мифов и суеверий русского народа про Бабу­Ягу[Электронный ресурс]:  Режим доступа:  http://sueverija.narod.ru/ 8. Новиков Н.В. Образы русской волшебной сказки. М., 1974. С. 5. 2. 9. Пройслер О. «Маленькая Баба Яга» М., «Детская литература», 1997 10. Усачёв А. «Большая книга Бабы Яги» М., ОНИКС 21век, 2004 11. Успенский Э. «Вниз по волшебной реке» М., ОНИКС 21 век, 2000

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"

Презентация по литературе на тему: "Герои русских сказок. Кто они?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018