Тема: “Координаты на прямой”.
Цель:
Дать всесторонние представления о новых числах.
Научить читать и записывать положительные и отрицательные числа, изображать их точками на
прямой.
Определять координаты точек, находить координату точки, отмечать на координатной прямой
точку по ее координате.
Формировать навыки мыслительной деятельности, , внимательность, культуру чтения,
культуру математической речи, развивать активность учащихся.
Оборудование:
демонстрационная координатная прямая, демонстрационный термометр, таблицы, инструменты
(линейка с делениями), карточки.
Ход урока:
1. Организационное начало.
Приветствие . Сообщение темы и цели.
( Слайд 2.)Наш урок пройдет под девизом «Для того, чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать». Слова великого математика Рене Декарта.
Сегодня мы расширим ваши знания о числах . А с какие числа вы знаете.(натуральные,
обыкновенные и десятичные дроби)
Для того чтобы вы скорее включились в работу выполним несколько устных упражнений
и решим логические задачи.
2. Устный счет.
( Слайд 3.)А) Решите примеры.
0,2 + 0,4 = 0,6
0,3 + 0,03 = 0,06
0,7 – 0,2 = 0,5
2,6 : 2 = 1,3
( Слайд 4.)Б) Логические задачи:
1) Двое играли в шахматы 4 ч. Сколько времени играл каждый?(4ч)
2) На 1 руке 5 пальцев , на двух десять , а на десяти сколько?(50)
Размялись . откройте тетради и запишите дату .
Для изучения новой темы нам необходимо вспомнить некоторые определения.
Работа с геометрическим материалом:
Ученик к доске.
Что такое луч? Начертите луч.
Какой луч называется координатным лучом? Чем отличается координатный луч и просто луч ?
Правильно у луча –есть начало и направление.
А координатный луч –имеет начало, единичный отрезок и направление
( Слайд 5.) .
Каким числам соответствуют точки А, Е,С, Д, В , F на координатном луче?
Каким точкам на координатном луче соответствуют числа 15 ,11,5?
3. Подготовка к изучению нового материала.
Задача 1
( Слайд 6.)
Белка вылезла из дупла и бегает по стволу. Она удалилась от дупла на 3 метр. Где
находиться белка? Достаточно ли знать лишь расстояние белки от дупла?
Что нужно знать, чтобы определить положение белки на дереве?
( Слайд 7.)
( Слайд 8,9,10.) Какую температуру показывает каждый термометр?
На уроках математики до сих пор мы рассматривали натуральные и дробные числа.
Сможем ли мы на нашем координатном луче показать отрицательную температуру?
Нет. Что же нужно сделать . Нужно построить дополнительный луч. Что получилась?
Прямая. Но, не просто прямая. Давайте попробуем придумать название этой прямой и
дать определение!
Координатная прямая. Определение: прямая с выбранным на ней началом отсчета, единичным
отрезком и направлением называется координатной прямой.
( Слайд 11,12.)
( Слайд 13.) Найдите среди этих прямых прямую, которая является координатной. Объясните
почему ? (Слайд 14.) Введем понятия отрицательных и положительных чисел.
Направление вправо от начала отсчета называется положительным, и направление на прямой
обозначают стрелкой. Числа, расположенные вправо от точки О, называются положительными.
Влево от точки О располагают отрицательные числа, и направление влево от точки О называется
отрицательным (отрицательное направление не указывается).
Отрицательные числа пишутся со знаком“”.
Читают: “Минус один”, “Минус два”,“Минус три” и т.д.
(Слайд 15.) Число 0 – начало отсчета не является ни положительным, ни отрицательным числом.
Оно отделяет положительные от отрицательных чисел.
(Слайд 16.) Прямые могут находиться в различных положениях. Поэтому
дополнительные лучи могут идти не только влево и вправо, но и, например, вверх и
вниз. Если прямая расположена горизонтально, то обычно положительными считают
координаты точек, расположенных справа от точки О, а отрицательными –координаты
точек , расположенных слева от точки О. Если прямая расположена вертикально, то
положительными считают координаты точек, расположенных выше точки О, а
отрицательными –координаты точек , расположенных ниже точки О.
(Слайд 17.) Историческая справка
(Слайд 18.) Прочитайте числа.
(Слайд 19.) Найдите ошибку.
(Слайд 20.) Самостоятельная работа. Сейчас я раздам карточки с нарисованной координатной
прямой. Проверьте карточку соседа по парте и поставьте оценку.
(Физминутка) Если я называю положительное число, то ребята поднимают правую руку,
если – отрицательное – левую, если отрицательную дробь - приседают , если
положительную - поднимают обе руки вверх.: -1,2; 3/5; 0; -11,2; -4,8; 5; 8,3, -1000; 0,
0001; 0.
(Слайд 21.)
Зачем же нам отрицательные числа? Давайте вспомним на каких уроках мы уже
встречались с отрицательными числами и координатной прямой. И заполним таблицу.
Работа в группах. Каждой группе раздается разрезанная таблица. Ваша задача
распределить информацию в три колонки.
Отрицательным числом
выражается
Расход (денег, воды, топлива и
т.п.)
Убыток (в рублях, копейках)
Числом нуль
выражается
Положительным
числом выражается
Приход (денег, воды,
топлива и т.п.)
Прибыль (в рублях,
копейках)
Температура выше
нуля градусов
Температура ниже нуля градусов
(точки замерзания воды или точки
таяния льда)
Глубина ниже уровня океана
Температура таяния льда
(замерзания воды)
Уровень океана
Высота выше уровня Время до нашей эры (в годах,
веках)
Начало христианского
летоисчисления (начало
нашей эры)
океана
Время нашей эры (в
годах, веках)
С координатной прямой, расположенной горизонтально, мы встречаемся на уроках
истории –линия времени. Шкалу с положительными и отрицательными числами и
нулем имеют термометры. Начало отсчета соответствует температуре таяния льда 0
градусов Цельсия. А при 100 градусах закипает вода. Шкала глубина морей и высота
гор.
Закрепление нового материала.
Работа в группах. Откройте учебник на стр 135 (Слайд 22)
Найдите по шкале высоты гор и глубины и морей и океанов? (
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Названия
г. Джомолунгма( Эверест)Гималаи
пик Победы
г. ЭльбрусКавказ
г. Казбек
вул. Этна
вул. Везувий
Уровень моря
дно Каспийского моря
дно Черного моря
дно Средиземного моря
Высота или
глубина
8800 м
7500 м
5800 м
5100 м
3300 м
1300 м
0 м
1000 м
2300 м
5500 м дно Тихого океана Марианский желоб
11000 м
11.
Небольшой тест- слайды №39, 40, 41, 42,43
Выставление оценок.
Домашнее задание: п. 26, № 911,№9938.
Если останется время- дополнительная задача
Итог урока: -с какой темой работали на уроке?
- Что называется координатной пямой?
- Координатой точки?
- С какими числами познакомились на уроке?
- Где на координатной прямой располагаются отрицательные ,положительные
числа?
Рефлексия: -Вернемся к словам Декарта, как вы думаете, мы сегодня хоть чуть – чуть наш
ум усовершенствовали?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вы должны знать и уметь по теме сегодняшнего урока?
- Где эти знания и умения пригодятся?
-Ребята, мы сегодня с вами хорошо поработали
- Если этот урок вам понравился и полученные знания хоть чуть – чуть
усовершенствовали ваш ум ,то при выходе из кабинета , наклейте смайлик на
часть координатной прямой , где находятся положительные числа , если нет , то
на часть с отрицательными числами.
Урок закончен, до свидания.
Презентация по математике на тему "Координаты на прямой"( 6 кл, математика)
Презентация по математике на тему "Координаты на прямой"( 6 кл, математика)
Презентация по математике на тему "Координаты на прямой"( 6 кл, математика)
Презентация по математике на тему "Координаты на прямой"( 6 кл, математика)
Презентация по математике на тему "Координаты на прямой"( 6 кл, математика)
Презентация по математике на тему "Координаты на прямой"( 6 кл, математика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.