Раздел «Теоретические основы методики обучения русскому языку и литературе»Лекция 1. Методика преподавания русского языка и литературы как наука и учебный предмет
Митина Г.В., к.п.н., доцент
Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.–448 с.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000. – 464 с.
Львов М.Р. Словарь справочник по методике преподавания русского языка. – М., 1999.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/ Под общей ред. Т.Г. Рамзаевой. – М.: Высшая школа, 2003.
Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова, С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова.–М.: ФЛИНТА: Наука, 2011.–272 с.
План лекции
Понятие «методика».
Цель и задачи методики преподавания русского языка и литературы.
Взаимосвязь методики преподавания РЯиЛ с другими науками.
Методы исследования в методической науке.
Разделы методики преподавания РЯиЛ.
1. Понятие «методика».
теория воспитания
теория обучения
общая дидактика (общие вопросы; методы, формы, средства)
частные дидактики (предметные) = методики обучения (образовательные технологии)
Дидактика
CEO
Методика – совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо; раздел педагогики, рассматривающий методы преподавания учебных предметов, воспитания кого-либо.
(Кузнецов С.А. Современный толковый
словарь русского языка, 2004 г.)
Традиционные
Относящиеся к отдельным типам обучения (методика дистанционного обучения)
Общие (для всего образования)
Частные (для отдельных учебных предметов)
Авторские
Относящиеся к специальным видам деятельности (методика проведения лабораторных работ)
Методики обучения
Методика РЯиЛ
как наука
как учебный предмет
изучает содержание обучения
изучает процессы усвоения материала, трудности
определяет эффективность рекомендуемых методов и приемов
изучает методы работы учителя, учащихся
определяет содержание обучения русс. яз. и лит.
обеспечивает школу учебными программами,
учебниками и др.пособиями
разрабатывает методич. пособия для учителей и методические указания
для учащихся
исследует процессы усвоения материала
учащимися, на этой основе дает оценку методам и приемам
Предмет методики – процесс обучения русскому языку и литературе
отбор и «подача» материала учащимся, организация их учебного труда, развитие, выявление их знаний и умений
языковой и литературоведческий материал, который изучается (фонетика, орфография, грамматика и.др.); речевые и читательские умения, которые должны быть усвоены
усвоение знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков
2. Цель и задачи методики.
Цель –
содействие формированию у будущих педагогов профессиональных компетенций для осуществления языкового и литературного образования и развития ребенка младшего школьного возраста.
Фундаментальные
Задачи методики
Прикладные
3. Взаимосвязь методики преподавания русского языка и литературы с другими науками
методика преподавания
психология педагогика лингвистика литературоведение
методологическая основа
ПРАКТИКА
Педагогика
Принципы и закономерности обучения
Методы и средства обучения
Педагогические технологии
Дидактика = Теория обучения
Методы исследования
изучение методологических основ (например, связи развития логического мышления и речи) и смежных наук
изучение «истории вопроса», методики по избранному вопросу, зарубежного опыта, сопоставление прошлого опыта с современным положением дела
изучение вопросов современного науковедения, эвристики, логики, методов исследования в смежных науках, опыта исслед-кой работы крупных ученых
анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем - в результате наблюдений, изучения опыта учителей, эксперимента
Методы исследования
изучение опыта учителей
целенаправленные наблюдения над процессом обучения
эксперимент
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.