Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.–448 с.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000. – 464 с.
Львов М.Р. Словарь справочник по методике преподавания русского языка. – М., 1999.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/ Под общей ред. Т.Г. Рамзаевой. – М.: Высшая школа, 2003.
Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова, С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова.–М.: ФЛИНТА: Наука, 2011.–272 с.
1. Понятие «методика».
теория воспитания
теория обучения
общая дидактика (общие вопросы; методы, формы, средства)
частные дидактики (предметные) = методики обучения (образовательные технологии)
Дидактика
CEO
Методика – совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо; раздел педагогики, рассматривающий методы преподавания учебных предметов, воспитания кого-либо.
(Кузнецов С.А. Современный толковый
словарь русского языка, 2004 г.)
Традиционные
Относящиеся к отдельным типам обучения (методика дистанционного обучения)
Общие (для всего образования)
Частные (для отдельных учебных предметов)
Авторские
Относящиеся к специальным видам деятельности (методика проведения лабораторных работ)
Методики обучения
Методика РЯиЛ
как наука
как учебный предмет
изучает содержание обучения
изучает процессы усвоения материала, трудности
определяет эффективность рекомендуемых методов и приемов
изучает методы работы учителя, учащихся
определяет содержание обучения русс. яз. и лит.
обеспечивает школу учебными программами,
учебниками и др.пособиями
разрабатывает методич. пособия для учителей и методические указания
для учащихся
исследует процессы усвоения материала
учащимися, на этой основе дает оценку методам и приемам
Предмет методики – процесс обучения русскому языку и литературе
отбор и «подача» материала учащимся, организация их учебного труда, развитие, выявление их знаний и умений
языковой и литературоведческий материал, который изучается (фонетика, орфография, грамматика и.др.); речевые и читательские умения, которые должны быть усвоены
усвоение знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков
2. Цель и задачи методики.
Цель –
содействие формированию у будущих педагогов профессиональных компетенций для осуществления языкового и литературного образования и развития ребенка младшего школьного возраста.
Фундаментальные
исследование процессов овладения учащимися чтением, письмом, системой языковых понятий;
изучение закономерностей обучения, типичных ошибок, допускаемых учащимися;
определение принципов и методов обучения РЯиЛ, целей и задач обучения, принципов отбора материала для изучения
Задачи методики
Прикладные
«зачем изучать»;
«чему учить»;
«как учить»;
«как контролировать усвоенное»
3. Взаимосвязь методики преподавания русского языка и литературы с другими науками
методика преподавания
психология педагогика лингвистика литературоведение
методологическая основа
ПРАКТИКА
Методы исследования
изучение методологических основ (например, связи развития логического мышления и речи) и смежных наук
изучение «истории вопроса», методики по избранному вопросу, зарубежного опыта, сопоставление прошлого опыта с современным положением дела
изучение вопросов современного науковедения, эвристики, логики, методов исследования в смежных науках, опыта исслед-кой работы крупных ученых
анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем - в результате наблюдений, изучения опыта учителей, эксперимента
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.