ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ: О чём «поёт» природа? 1 класс по УМК «Перспективная начальная школа»
№ п/п |
Дидактическая структура урока |
Планируемые результаты |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов |
||||||||||
личностные |
предметные |
метапредметные |
познавательная |
коммуникативная |
регулятивная |
||||||||||
І. |
Организационный момент. |
уметь формировать положительное отношение к сверстникам, школе. |
|
- уметь формировать симпатию друг к другу
- уметь контролировать свои действия |
- Посмотрите друг на друга и пошлите воздушный поцелуй, такой лёгкий, радостный
|
|
Дети изображают воздушный поцелуй для своего соседа |
|
|
||||||
ІІ. |
Актуализация знаний. |
уметь формировать адекватную мотивацию к учебной деятельности |
уметь формулировать проблемную ситуацию |
- уметь строить логическую цепочку рассуждений, формулировать проблему - уметь формулировать собственное мнение - уметь ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем |
- В природе существует разнообразие звуков. Как вы думаете, какие звуки могут услышать Маша и Миша на прогулке? О каких звуках пойдёт речь на нашем уроке? - О правдивости своих предположений вы узнаете, если посмотрите на слайд . Учитель проецирует слайд на экран. (приложение 1слайд 1)
- Как вы думаете, а мы можем услышать звуки, которые слышали Маша и Миша во время прогулки?
- Сегодня на уроке за каждый правильный ответ вы будите получать скрипичный ключ. (приложение 1 слайд 2)
- Какие вопросы вас интересуют о звуках природы? Всё ли мы знаем о них?
- Сегодня нам предстоит разобраться в этом |
осуществляют поиск информации, сравнивают, анализируют, строят речевые высказывания в устной форме, рассуждения, предположения;
|
Включаются в активное восприятие речи учителя. Комментируют сои ответы и прислушиваются к мнению других
|
принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия, оценивают их правильность совместно с учителем |
слайд 1 Дети сверяют свои предположения по образцу
слайд 2 |
||||||
ІІІ. |
Формирование новых знаний. Работа в парах. |
уметь формировать адекватную мотивацию к учебной деятельности |
расширить знания о музыкальных произведениях; уметь отличать музыкальную пьесу от народной песни |
- уметь слушать музыкальные произведения - уметь слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами - уметь принимать и сохранять цель урока
|
- Послушайте, пожалуйста, музыкальную пьесу С.Прокофьева «Прогулка» (приложение 1 слайд 3,17) (приложение 3)
- Чьё пение вы слышали в музыке композитора? - Слышали ли вы такие звуки, когда сами бывали на природе? (приложение 1 слайд 4)
- Что необычного в пении соловья? Какая это песня?
- Как вы думаете, ребята, на каком музыкальном инструменте исполняется песня?
- А кто ещё поёт в лесу? Я предлагаю обсудить это в парах.
Учитель проецирует слайд на экран, дети проверяют свои предположения (приложение 1 слайд 5)
- Какой краской вы нарисуете эту музыку? (проецирует палитру красок с помощью слайда) Учитель ведёт отслеживание результата выполненной работы, корректирует допущенные ошибки (на протяжении всего урока) (приложение 1слайд 6)
- Какой характер пьесы, ритм, интонация? Помогите мне определить: ласковая, задорная, жалобная, добрая, убаюкивающая, грустная, веселая, радостная? (учитель проецирует слайд) (приложение 1слайд 7)
- Мы прослушали музыкальную пьесу, а теперь я вам предлагаю сравнить её со швейцарской народной песней, и попробуем передать голосом интонацию песни, по которой можно узнать кукушку. Для этого внимательно нужно прослушать (учитель проецирует слайд) (приложение 1слайд 8) (приложение 5)
- Интонация песни звучит на одной высоте? Покажите рукой высоту звука. - А теперь послушай песню и скажи, кто вторит кукушке в лесу? - Спой эхо. Как его надо исполнять: громко или тихо? - Прохлопай его ритм. Отметь паузы движением руки.
- Какой характер песни, ритм, интонация? Помогите мне определить: ласковая, задорная, жалобная, добрая, убаюкивающая, грустная, веселая, радостная? (учитель проецирует слайд) (приложение 1слайд 9)
- Какой краской вы нарисуете эту музыку? (приложение 1слайд 10)
|
Слушают пьесу, анализируют и строят речевые высказывания в устной форме, рассуждения, предположения;
учатся отбирать полезную информацию, включаются в активное восприятие речи детей
закрепляют полученные знания о пьесе
уметь извлекать нужную информацию при прослушивании музыкальных произведений
закрепляют полученные знания о песне
|
Обмениваются мнениями, приходят к одному решению; учатся прислушиваться к мнению других
слушают и понимают речь других и вступают в беседу, обмениваются мнениями
каждый ребёнок имеет возможность высказать свои предположения, поучаствовать в обсуждениях
уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами после прослушивания музыкальных произведений
каждый ребёнок имеет возможность высказать свои предположения, поучаствовать в обсуждениях |
принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои высказывания в соответствии с поставленной задачей; оценивают совместно с учителем правильность своих предположений
оценивание правильности выполнения действий в ходе данного задания
корректируют ошибки при ответах во время выполнения задания
расширить знания о музыкальных произведениях; уметь отличать пьесу от народной песни
корректируют ошибки при ответах во время выполнения задания
|
слайд 3, 17
слайд 4 Работа в парах: высказывают друг другу предположения, какие голоса можно услышать в лесу. Делают вывод, что песня соловья. Правильность своих выводов дети сверяют со слайдом
Поощрение детей скрипичными ключами (за правильность ответов)
Делают вывод: что пение различных птиц: кукушки и др. Звуки животных. Поощрение детей скрипичными ключами (за правильность ответов) слайд 5
Слайд 6 Ребята высказывают друг другу свои впечатления, определяют цвет краски с помощью, которой можно нарисовать эту музыку Дети рисуют выбранным цветом на листке бумаги свои представления об услышанной пьесе. Поощрение детей скрипичными ключами (за правильность ответов)
Слайд 7
Слайд 8
Выполнение действий за учителем. Поощрение детей скрипичными ключами (за правильность ответов) Выполнение действий за учителем
Слайд 9
Слайд 10 Ребята высказывают друг другу свои впечатления, определяют цвет краски с помощью, которой можно нарисовать эту музыку Дети рисуют выбранным цветом на листке бумаги свои представления об услышанной песне. Поощрение детей скрипичными ключами (за правильность ответов)
|
||||||
ІΥ. |
Физминутка. |
|
|
|
- А сейчас я вам предлагаю провести музыкальную паузу. Учитель проецирует на экран слайд с физминуткой (приложение 2) |
в игровой форме выполняют движения под музыку |
дети выражают свои эмоции |
в подсознании производят запоминание упражнений |
|
||||||
Υ. |
Самостоятельное применение новых знаний. Самостоятельная работа в группах. |
уметь проявлять самостоятельность, личную ответственность |
уметь применять новые знания на уроке и в жизни; устанавливать связь между музыкальными произведениями |
- уметь строить логическую цепочку рассуждений на основе полученной информации - уметь эффективно сотрудничать со всеми участниками образовательного процесса - уметь осуществлять контроль своей деятельности, и партнёров по образовательному процессу |
- Предлагаю вам игру «Сравни кукушек» - «Кукушка в глубине леса» так называется следующее музыкальное произведение из цикла «Карнавал животных» Музыка К.Сен – Санса. Учитель проецирует слайд на экран, объясняет алгоритм выполнения задания, особое внимание уделяет детям, которые стесняются отвечать, разбивает учащихся на группы (приложение 1слайд 11,18) (приложение 4) - Организуйте работу в группах и выполните задание, опираясь на слайд (приложение 1слайд 12)
- У какой кукушки интонация беззаботная и невозмутимая, а у какой – глухая, унылая и однообразная? (приложение 1слайд 13)
|
уметь извлекать нужную информацию при прослушивании музыкальных произведений; уметь сравнивать музыкальные произведения
приобретение новых знаний при сравнении музыкальных произведений
закрепление знаний об интонации, ритме, характере музыкальных произведений |
уметь слушать и понимать речь других и вступать в беседу; - отстаивать правильность своего мнения; уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
умение работать в группе, прислушиваться к мнению других
умение концентрироваться при выполнении задания |
уметь корректировать свои предположения; расширять знания о музыкальных произведениях;
осуществляют контроль своей деятельности и одноклассников
умение самостоятельно выстраивать алгоритм действий при выполнении заданий |
слайд 11, 18
слайд 12 Поощрение детей скрипичными ключами (за правильность ответов)
слайд13 Поощрение детей скрипичными ключами (за правильность ответов) |
||||||
ΥІ. |
Итог урока. |
уметь оценивать результаты своей работы; осознавать важность полученных знаний |
закрепить представление о звуках природы; музыкальных произведениях (пьеса, народная песня и др.) |
- уметь анализировать, обобщать полученные знания - уметь формировать собственное мнение, позицию по отношению к услышанному; - уметь контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность на уроке |
- С какими музыкальными произведениями мы познакомились? Давайте вернёмся к началу урока. (приложение 1слайд 14)
- Всё ли мы знаем о звуках природы?
- Чтобы расширить знания о звуках природы нужно?
- На следующем уроке мы продолжим знакомство со звуками природы.
- Предлагаю вам поместить ваши палитры красок, которые у вас получились на доску Учитель организует работу по прикреплению работ детей на доску.
- Сосчитайте, пожалуйста, количество скрипичных ключей полученных в ходе всего урока. Оцените свои знания с помощью таблицы (учитель проецирует на экран слайд - таблицу) (приложение 1слайд 15)
|
применение новых знаний на практике для закрепления; обучающиеся дают ответы на поставленные вопросы при этом анализируют и обобщают полученные знания
|
прислушиваются к мнению других; формируют собственное мнение
|
контролируют и корректируют свою деятельность на уроке; умение сохранять полученную информацию и применять на практике; уметь адекватно оценивают свою деятельность на уроке |
слайд 14 Выполняют задание коллективно, осуществляют самопроверку по образцу (слайд) Поощрение детей скрипичными ключами (за правильность ответов)
Делают вывод что информация, о музыкальных произведениях и звуках природы полученная на уроке это только маленькая часть того что имеется в мире. Об этом можно узнать из других источников информации (книги, СМИ, сеть Интернет и др.)
Дети прикрепляют свои палитры красок на доску. Сравнивают, анализируют, делают вывод, что музыку можно передать с помощью красок
Подсчитывают свои скрипичные ключи, полученные в ходе всего урока. Самооценка знаний по предложенной таблице.
слайд 15 |
||||||
ΥІІ. |
Домашнее задание. |
|
|
- уметь принимать и сохранять учебную задачу - уметь применять полученные знания на практике |
- Если вам интересны были звуки природы, то я могу предложить вам дома
Высокий уровень: - Найти и прослушать новые звуки природы и нарисовать картинку к прослушанному произведению Средний уровень: - Найти другие звуки природы Низкий уровень: - Ещё раз прослушать звуки природы, с которыми мы познакомились на уроке
- Если вы заинтересовались звуками природы, то можно обратиться к учителю, в школьную библиотеку, к сети Интернет и др.
|
|
|
осуществляют запоминание предложенной информации |
Запоминают предложенную информацию |
||||||
ΥІІІ. |
Рефлексия деятельности. |
уметь осознавать важность полученных знаний |
|
- уметь осваивать начальные формы рефлексии; - уметь контролировать, адекватно оценивать собственную деятельность на уроке |
- Ребята, я хочу узнать, понравился вам урок или нет, с каким настроением вы уйдёте с него. - Я прошу вас все свои скрипичные ключи прикрепить к изображениям на доске
Минор (грусть)
Мажор (радость)
- Я благодарю вас за сотрудничество на уроке.
(приложение 1слайд 16)
|
уметь осваивать начальные формы рефлексии |
уметь полно и грамотно выражать свои мысли |
уметь контролировать, адекватно оценивать собственную деятельность на уроке |
Дети прикрепляют скрипичные ключи к изображениям на доске. Если учащимся урок понравился, то крепят скрипичный ключ на изображение мажора, если нет, то скрипичный ключ крепят на минор
слайд16 |
слайд 17 слайд 18 Портреты композиторов учитель использует для расширения кругозора учащихся
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.