Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".
Оценка 4.9

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
08.02.2019
Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".
Урок посвящён творчеству пермских поэтов о тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны. Пермяки ковали грозное оружие и военную технику, лечили раненых в госпиталях, принимали эвакуированных. Цель урока - пробудить у ребят чувство гордости, патриотизма. и уважения к защитникам Отечества.
Пермские поэты о войне.doc
(П):   воспринимать   художественное   произведение, Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: «  Пермские поэты о войне.  Строки, опалённые войной» Учитель начальных классов: Грабко О.А. Учебный предмет: литературное чтение Цели урока: 1. Организация деятельности учащихся по знакомству   с творчеством пермских поэтов о Великой Отечественной войне. 2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологической речи. 3.   Развитие   читательских   умений,   навыков   выразительного   чтения,   речи,   образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о войне. 4. Воспитание интереса к истории родного края, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества Формирование УУД на уроке: Познавательные    делать предварительный   отбор   источников   информации; добывать   новые   знания:   задавать вопросы,   находить   на   них   ответы,   используя   свой   жизненный   опыт   и   информацию, полученную на уроке; Личностные  (Л):   оценивать   поступки   людей,   жизненные   ситуации   с   точки   зрения общепринятых   норм   и ценностей;   эмоционально   «проживать»   текст,   выражать   свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Коммуникативные  (К): оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других; выделять в тексте ключевые слова для ответов на вопросы. Регулятивные  (Р): определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками. Оборудование:  Звуковой ряд: аудиозапись голоса Левитана о начале войны, фонограмм военных   песен   «Священная   война»,   «   День   Победы»,   аудиозапись   разрыва   бомб   и снарядов ; слайдовая презентация. Тип урока: комбинированный Технология продуктивного чтения. Ход урока. I. Организационный момент. Звучит фонограмма — звуки разрыва бомб и снарядов. II. Постановка целей 1. Прослушивание аудиозаписи «Сообщение  советского информбюро о начале войны  от 22 июня 1941 года». 2. Скажите, о чем объявил диктор Юрий Борисович Левитан?  Метод ассоциации: ­ А какие у вас возникают ассоциации с этим словом? ( учитель записывает на доске все  предложенные детьми ассоциации). Посмотрите, сколько слов мы записали, и многие из  них вы можете встретить в произведениях,  с которыми мы сегодня познакомимся на  уроке. Основная часть урока. Звучит 1 куплет песни « Священная война»  ­О чем эта песня? ­О каком времени, каких событиях она рассказывает? (О начале Великой Отечественной  войны) ­Когда началась война?  22 июня 1941 года был выходной день. Спали города и сёла. Ничто не предвещало беды. И  вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолётов,  лязг танков, пулемётные очереди. Зазвучала незнакомая речь. Так началась Великая  Отечественная война. Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить? Сегодня на уроке мы будем говорить о войне.   ­ Почему война с фашистской Германией называлась Великая Отечественная? ­ Почему люди должны помнить о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны? Но мы не будем сегодня рассматривать великие сражения, победы и поражения. Мы будем говорить о тех чувствах, которые пережили в сердцах и душах люди в эти страшные годы. Рассказ о городе Перми в годы Великой Отечественной войны. Наш край находится в глубине России, далеко от границы. Где­то там, далеко от наших мест, рвались снаряды и бомбы, умирали на полях сражений бойцы, когда началась самая большая война  XX  века – Великая Отечественная. Но прошла эта война через каждый город, через каждую, самую маленькую деревеньку, оставила след  жизни каждой семьи.      В годы Великой Отечественной войны город Пермь была фронтовым городом. Тысячи уральских  воинов добровольцев ушли  на фронт. В Перми за первые    две недели было подано 3546 заявлений. Ушла на фронт танковая бригада, сформированная в Перми.        Пермь делала грозное оружие и военную технику. Мотовилихинский завод выпускал снаряды и пушки. Судостроительный завод «Кама»  делал бронекатера.              Пермь лечила раненых бойцов. Госпитали  размещались  в школах. Классы  стали палатами, вместо парт в них ставили койки. Но не всех бойцов удавалось спасти. Стоят на Егошихинском кладбище ряды одинаковых мраморных плит – это воинские могилы. А над ними склонилась  в печали Скорбящая – так называют этот памятник. Памятник всем, кто умер от ран, и их горюющим матерям. Говорят, что когда грохочут пушки, музы молчат. Но с первого дня войны и до последнего не умолкали голоса поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозные, страшные годы поддержать в трудную минуту, пробудить у людей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины. И   сейчас   ребята   будут   читать   подготовленные   стихотворения   о   войне, рассказывать, что они узнали о судьбе  их авторов. Подготовленные ученики читают стихотворения. А. Решетов …Война прошла, прошла война, Но барабанным перепонкам Казалась странной тишина, Обманчивой, чрезмерно полной. На кровью политых полях Уже пшеницу убирали, Но всё ещё в госпиталях Солдаты наши умирали  Михаил Смородинов Мой город не бомбили в ту войну, Он голодом блокадным не был скован. Но пушки,  разрывая тишину,  Гремели с полигона заводского. Наследники уральских пушкарей, Под этот гром взрослея год от года, Не представляли мы судьбы своей Без гордой, номерной судьбы завода. И не представить нам другой страны, Чтобы сумела в пламени и дыме! – Стать враз страной заводов номерных: Они в войну все были номерными. И фронт не раз их поминал добром,  Когда звучал фашизму приговором  И пушек Мотовилихинских гром,  И гром швецовских  авиамоторов. За блеском атакующих штыков Не меркла и рабочая отвага Работникам фронтов, полей, цехов, Был виден флаг над куполом рейхстага.  Вы прослушали стихотворение пермского поэта М. Смородинова. Сергей Иванович Платов прошел всю войну солдатом, участвовал в штурме рейхстага и  крепким росчерком победителя расписался на одной из его колонн. Какие пермские поэты вам ещё известны, которые отразили в своем творчестве тему  войны?  Нелегко далась победа нашему народу. Почти  четыре долгих года шла война. Наш народ  делал все, чтобы наступил светлый день Победы. Много солдат не вернулось с поля боя.  Алексей Решетов. Убитым хочется дышать. Я был убит однажды горем И не забыл как спазмы в горле Дыханью начали мешать. Убитым хочется дышать. Лежат бойцы в земле глубоко, И тяжело им ощущать Утрату выдоха и вдоха. Глоточек воздуха бы им На все их роты, все их части, Они бы плакали над ним, Они бы умерли от счастья! Рассказ о поэте  Алексей Леонидович Решетов родился в 1937 году в Хабаровске. С 1945 года жил  в  Прикамье. Он окончил Березниковский химический техникум, работал на шахте на  калийном комбинате почти 30 лет. С 1982 года поэт переехал в Пермь.  Решетов – автор более десяти сборников стихов. Его стихи обычно коротки, но безмерно  глубоки и поэтичны. «Пехота» Израненное знамя. Охрипшая труба. Седая пыль похода. Солдатская судьба. Погода – непогода, Снега или дожди, Пехота есть пехота, Иди, браток, иди. Прожжённая шинелька, Худые сапоги. Короткие привалы, Далёкие броски. Пускай иссякли силы, Утри кровавый пот. Россия есть Россия. Вперёд, браток, вперёд!...       ­ Кто из ваших родных принимал участие в войне? Кто из ваших родных работал в тылу? (Рассказы детей о своих прадедах в годы  войны, о тяжёлом военном детстве.) Наталья Чебыкина Детство, детство! Город госпитальный. Было зло, а помните добро. Вырастали не под звон пасхальный, А под сводки Совинформбюро. Очереди молкли и молчали. Застывали редкие слова. Дожидались. Хлеб свой получали Грубый и колючий, как трава. Мы картошку мёрзлую искали, Пистики, чтоб в кашу истолочь, Мы работали. Мы промышляли, Чтоб хоть чем­то матери помочь. Мы во всём быть взрослыми старались, Жизнь была сурова и проста. На одно лишь слово обижались­ На чужое слово «сирота».     ­Нет у нас ни одной семьи, которой бы не коснулась жестокая война.   Как священные реликвии бережем мы фронтовые письма – треугольники, награды и фотографии тех, кто воевал. Это могли быть твои прадедушки и прабабушки. ­ А дедушки и бабушки были тогда еще подростками, но в свои 12­14 лет некоторые из них стояли у станка на заводе. Они помогали делать оружие для фронта. О таких мальчишках военной поры написал стихи пермский поэт Владимир Радкевич.      Это стихи о том, что было на самом деле. Мальчишки работали на заводе, который выпускал моторы для боевых самолетов. В. Радкевич «Баллада о банке варенья» Зачем ты,  война, у мальчишек их детство украла­ И синее небо, и запах простого цветка? Пришли на заводы работать мальчишки Урала, Подставили ящики, чтобы достать до станка. И вот неподкупной зимою военного года, Когда занимался над Камой холодный рассвет, Собрал самых лучших рабочих директор завода,  А было рабочим всего по 14 лет. В усталые лица глядело суровое время, Но каждый в себе довоенное детство нашел, Как только рабочую премию – банку варенья­ Пред ними, мальчишками, кто­то поставил на стол. И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим, Среди подступившей внезапно к сердцам тишины, Повеяло чем­то давно позабытым, домашним, Как будто бы не было больше на свете войны. Ах, банка варенья, простое и верное средство Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька, Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство, И синее небо, и запах простого цветка! ­ Что вы узнали из этого стихотворения поэта В. Радкевича о жизни подростков в годы  Великой  Отечественной войны? Рассказ о творчестве поэта Радкевича. Владимир Ильич Радкевич родился в городе Белом Смоленской области. Родители его  были учителями. Когда началась война, семью эвакуировали в Башкирию. Там Радкевич  окончил школу и приехал в Пермь учиться в университете. Потом он работал  корреспондентом в газетах и на радио. Лев Давыдычев о нём писал: «Поэзия Радкевича светла и сурова, нежна и строга. И всё­ таки главное её достоинство – доброта, сердечность, отзывчивость. Радкевич автор более  десяти поэтических сборников, в которых можно прочитать стихи о Перми, о Каме, о  старинных городах Прикамья.           ­Немало трогательных, душевных строк поэт посвятил Родине и ее защитникам. «Молодые солдаты» Клятву выполнив свято, годы, годы подряд Молодые солдаты в чистом поле лежат. Смолкнул танковый скрежет, и вокруг тишина. А для них, как и прежде, полыхает война. И солдаты остались в этой огненной мгле,  Навсегда окопались в родимой земле… Встаньте, гляньте же снова на простор голубой! Ведь Победа давно вам протрубила отбой. Бродит брага в бочонках, набухает зерно. Дома в отчей сторонке ждут вас хлеб и вино. Ждут осенняя пажить, кузня в дальнем селе. Но свинцовая тяжесть придавила к земле. …Журавлиные стаи да небес синева. Из костей прорастает молодая трава, И в ржаной позолоте, и в пыльце полевой­ Вы встаёте, встаёте для жизни живой. Вот как крепко сродниться вы с землею смогли!­ Сами стали частицей нашей русской земли… ­ На чугунных плитах у входа в Дом офицеров ты прочтешь фамилии Героев Советского Союза   –   тех,   кто   прославил   свою   Родину   в   боях.   Рядом   на   плитах   пюпитрах   отлиты нескончаемым   списком   названия   всех   боевых   соединений,   которые   ушли   на   фронт   из Пермской области. А напротив стоит на постаменте танк Т­34, памятник воинам донного из таких соединений – Уральского добровольческого танкового корпуса.     ­Сегодня на уроке прозвучит имя ещё одного поэта, которого мы считаем  тоже пермским. Потому что лучшие его произведения родились на нашей земле. Рассказ о биографии Николая Федоровича Домовитого. Н.Ф. Домовитов родился в Петрограде. Когда началась война с фашистами, в первых рядах защитников   Родины   ушёл   на   фронт.   Отважно   воевал,   был   ранен.   Награждён   орденом Отечественной войны и восемью медалями. Автор нескольких поэтических сборников.       «Солдатское богатство» Былое реже видится с годами  Но сколько их сквозь сердце не пройдет, Мне не забыть как тихо плыл по Каме Наш госпитальный белый пароход. Он плыл вперед под серым небосводом, Держа в верховья дальние маршрут. И резко пахло фронтовым йодом И пароходных маленьких кают. А мы, войной помятые солдаты,  Пока для рот стрелковых не нужны. И пароход, минуя перекаты,  Нас увозил подальше от войны. Еще с врагом не кончен поединок­ Мы вновь пойдем в атаку на врага И долго – долго крыльями осинок Махали нам родные берега. ­ Плодотворно работала в годы войны известная детская писательница     Е.Ф. Трутнева.  Маленькие герои Е. Трутневой всей душой мечтают о победе. Я разыскал тетрадь у папы,  Нарисовал две волчьих лапы,  На лапах бочка с головой  И голова глядит совой  Два жёлтых глаза, два огня Сердито смотрят на меня. Зрачки – зелёные крючки; Как змеи вьются две руки На каждом пальце – пасть и жало, Острее острого кинжала. Потом я встал, взглянул на лист И написал внизу: «Фашист»  ­Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? ­В центре города Перми стоит большой и величественный памятник. Это памятник всем  пермякам – Героям фронта и тыла. А. Решетов Когда стою у Вечного огня, Когда читаю имена и даты, Мне кажется, погибшие солдаты Чего­то ожидают от меня. Что я скажу, слабый человек, Жизнь за меня отдавшим добровольно? Что я в долгу у них на весь свой век? Что мне пред ними совестно и больно? Как надо стойко, мужественно жить,  Не поддаваясь злу ни на мгновенье, Чтоб высшую награду получить­ Убитых молчаливое прощенье.  Путь к Победе был долгим и трудным. Каждый день войны ­ это кровь и смерть, боль и  горечь утрат. ­ На войне погибло 13 миллионов детей. Мы должны помнить их всех: сожженных,  расстрелянных, повешенных, убитых и бомбой, и пулей, и голодом и страхом. ­ Более 20 миллионов советских людей погибло в той страшной войне ­ каждый 8 житель  нашей страны. Миллионы беззащитных людей замучены, расстреляны, задушены в газовых  камерах фашистских концлагерей. Светом любви нашей, скорби нашей пусть озарятся  имена павших героев. ­ Из 500 000 жителей Прикамья, ушедших на фронт, назад не вернулись 200 000. ­ 135 000 воинов­пермяков награждены боевыми орденами и медалями. Из них 137  удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а 50 стали полными кавалерами  ордена Славы – высшей солдатской награды. ­ Более 5 000 тружеников тыла были награждены высокими правительственными  наградами.        ­ И вот, наконец долгожданная Победа! Её ждали долгих четыре года, 1418 дней! 9 мая  1945 года закончилась Великая Отечественная война. Тогда мы отстояли свою землю.  Тогда перестала литься кровь её защитников, и народ начал возвращаться к забытой и  дорогой мирной жизни.  Звучит 1 куплет песни « День победы» Е.Ф. Трутнева  В небо взлетают цветные огни. Весть о Победе разносят они. 9 мая – праздник Победы! Празднуют внуки, празднуют деды! Люди планеты, люди Земли! Россия наша не хочет войны. Желаем всем мира и счастья труда, Пусть больше не будет войны никогда! ­ День Победы ­ светлый весенний праздник, праздник боевой славы народа – героя, народа ­ победителя.   Всё меньше рядом с нами людей, прошедших Великую Отечественную войну. Но мы  помним их. Мы благодарны им за нашу свободу, за их великий подвиг.   Подведение итога. – С какой литературой вы работали при подготовке к уроку? – Какие произведения произвели большее впечатление? Почему?  Рефлексия  А теперь посмотрите на экран и продолжите предложения, которыми бы вы хотели  выразить свое отношение к уроку. Я понял…  Я горжусь…  Я узнал…

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".

Презентация по окружающему миру на тему: " Пермские поэты о войне. Строки, опалённые войной".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2019