Конспект урока по внеклассному чтению "Война и дети" (4 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
10.05.2017
Конспект составлен в соответствии с ФГОС. На уроке дети познакомятся с произведениями известного поэта и военного корреспондента К.Симонова. Описана подробная работа над поэтическим текстом. Также есть таблица для самостоятельной работы с художественными средствами выразительности. Эта работа продолжится в старших классах.Конспект урока
Война и дети.doc
Класс: 4
Предмет: внеклассное чтение
Название темы: Война и дети. К.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете».
Цели урока: знакомство с К.Симоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ
стихотворения, обучение навыкам выразительного чтения; формирование у обучающихся деятельного отношения к
жизни, убеждения в том, что война и дети – понятия несовместимые.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения,
смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий,
поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что
уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил
речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, текст, иллюстрации к произведению, видеоролик «Дети войны»,
наглядный материал (распечатанные листы).
Литература:
1. Стихотворение К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»
2. Финик Л. «Константин Симонов. Творческий путь». М., Советский писатель, 1979.
3. Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Организация
начала занятия
Мотивация к
учебной
деятельности
личностные: внимание,
уважение к сверстникам;
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем, сверстниками;
регулятивные:
мобилизация сил и
энергии.
личностные:
самоопределение,
установление связи между
целю учения и ее
мотивом.
коммуникативные УУД:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем, сверстниками,
умение с достаточной
полнотой выражать мысли
Психологический настрой детей на урок.
1.Просмотр слайдов 26.
Ребята, вы посмотрели небольшой ролик. Как бы вы определили его
тему?
Проверка домашнего задания.
1.Выразительное чтение стихотворений о войне (3 человека).
Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями о ВОВ?
2.Работа по карточкам (4 человека).
3.Итог по домашнему заданию.
Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них –
солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам
улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».
Вы все знаете, что в преддверии Дня Победы проходит акция
«Георгиевская ленточка» в память о тех, кто не вернулся с войны. У
вас на груди прикреплены эти ленточки. Как вы думаете, зачем?
Постановка цели
(целеполагание)
личностные: моральный
выбор;
регулятивные УУД:,
планирование,
целеполагание, рефлексия,
саморегуляция;
познавательные:
самостоятельное
Прочитайте эпиграф.
Заря вставала над землёй, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды, притихли дети.
Ираида Мордовина
Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего
урока?
Деятельность
обучающихся
Самоопределение
Дети и война.
Сегодня на уроке мы
будем говорить о
Великой Отечественной
войне, о детях и о
взрослых на этой войне.
Сегодняшний урок – это
дань уважения ко всем,
кто был причастен к
великой Победе.
Знакомство с эпиграфом,
вывод о том, что речь
пойдет о войне, которая
приносит людям горе и
несчастье.
Сегодня на уроке мы
познакомимся еще с
одним стихотворением, Актуализация
знаний
Организация
деятельности по
восприятию
стихотворения.
выделение и
формулирование
познавательной цели.
познавательные УУД:
поиск и выделение
необходимой информации,
осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания в устной
форме, смысловое чтение,
извлечение необходимой
информации из текста,
преобразование текста с
целью выявления общих
законов; анализ, умение
доказывать;
коммуникативные УУД:
умение с достаточной
полнотой выражать мысли
в соответствии с задачами
и условиями
коммуникации,
планирование учебного
сотрудничества с
учителем, сверстниками.
познавательные:
структурирование знаний,
выбор
наиболее
эффективных способов
решения задач;
коммуникативные:
посвященном ВОВ.
Будем учиться
анализировать
стихотворение, читать
выразительно.
Знакомятся с жизнью и
творчеством писателя,
делают опорные записи в
тетради (по желанию).
Как вы думаете, какие основные задачи урока стоят перед нами?
Слайд 7.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ПИСАТЕЛЕ
Война самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой
боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в
первую очередь детей. Войны всегда приносили горе, смерть,
разрушение. И особенно трагической для советского народа была
Великая Отечественная война 1941 1945 года. И, неслучайно, её
называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу
с фашистами, вероломно напавшими на СССР.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте
и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне
со взрослыми принимали дети.
Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и
военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими
статьями, очерками и т.д. и давали надежду тем, кто был в тылу.
Одним из таких корреспондентов в годы войны был Константин
(Презентация о жизни и творчестве
Михайлович Симонов.
К.М.Симонова). Слайды 819
Выразительное чтение стихотворения К.Симонова "Майор привез
мальчишку на лафете…" в исполнении автора. (Аудиозапись) Слайд 20
Прослушайте стихотворение и скажите, какие чувства оно у вас
вызывает.
Стихотворение Симонова это монолог мужчинывоина. Оно состоит
из двух частей описания увиденной при отступлении картины и
непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение
Выражают свои чувства от
прочтения, размышляют
над образом главного
героя. инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации в
группах.
производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие
проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы
отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.
Физминутка.
Открытие
обучающимися
новых знаний.
логические: установление
причинно следственных
связей,
представление
цепочек объектов и
явлений;
познавательные:
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности
при решении проблем
творческого и поискового
характера.
личностные:
самоопределение,
нравственноэстетическая
ориентация
логические: выдвижение
гипотез и их обоснование
(доказательство)
жизненное
Чтение по частям с анализом и словарной работой.
Первая часть.
Какой момент войны (наступление или отступление) описан в
стихотворении?
Откуда везли мальчика? Показ слайда 21.
На какую картину обращает внимание рассказчик особенно? ("Седой
мальчишка")
Как вы понимаете выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?
Показ слайда 22.
Почему мальчик седой?
Сколько лет мальчику? Почему, повашему, ":За десять лет на том и
этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"?
Составляют план
самостоятельно, затем
сверяют его с планом на
доске.
1.Седой мальчишка.
2.Горе оборвало сердца.
3.Долг солдата защищать
страну.
Отступление.
Из Бреста.
"Седой мальчишка"
Выражение "...Седой
мальчишка на лафете
спал" обозначает, что
поседевший от горя
мальчик спал на лафете, т.
е. на станке
артиллерийского орудия.
Мать мальчика погибла
под обстрелом, мальчик
поседел от горя. Раненый
отец привязал мальчика к
щиту, чтобы тот не упал.
Проснувшись,
мальчик
махал рукой войскам,
которые шли из глубины
России на фронт. Вторая часть.
Как вы понимаете слова: "Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я
там был и мне пора домой..."
К кому обращается автор со словами: "Ты это горе знаешь
понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"?
"Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до
конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие
раскрывает мысль автора?
Мальчику десять лет, но
за десять дней войны он
пережил огромное горе,
которое не под силу
порой выдержать и
взрослому
человеку:
гибель матери, обстрелы,
эвакуация из родного
города,
ранение отца.
Мальчик словно побывал
"на том свете", потому
что уже видел смерть и
страдание. Десять дней
ужаса войны, пережитые
ребенком,
будут
вспоминаться
последующими
поколениями как подвиг.
Автор вспоминает,
вероятно, о женщине,
которая уговаривает
любимого не ездить в
опасные командировки,
говорит ему, что он уже
видел настоящую войну,
что есть другие
корреспонденты, которые
еще не ездили на фронт, и
можно устроить так,
чтобы остаться дома,
чтобы послали не его, а
других.
Автор стихотворения
обращается к человеку,
который не был на фронте
(к женщине), знает о войне 3 часть.
Почему автор пишет, что "твой" мальчик спит "за тридевять земель, в
горах Урала"?
О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?
Но если он не вернется, о чем он просит?
Сверьте план с товарищем по парте.
только со слов других
людей и не может
почувствовать всей душой
трагедию войны.
Солдатам, которые
отступали с западной
границы, чувство
сострадания проникло
глубоко в душу.
Пока не закончена война,
пока не освобождена от
фашистов вся наша земля,
могут
воины
чувствовать
себя
не смогут
спокойно,
"домой прийти...
до
конца": они постоянно
помнят о том, что в это
время ктото страдает
там, где идут бои. Автор
хочет сказать, что он
будет участвовать в
борьбе с врагами, пока
фашистов не прогонят с
нашей земли. Он хочет
увидеть,
как ребенку
будет возвращена его
родина,
он
возвратится в свой город
и "поцелует горсть своей
земли".)
как
не
Большинство жителей
Центральной России во
время войны были
эвакуированы на Урал и в
Сибирь. любимой
Ребенок
к которой
женщины,
обращается
поэт,
находится в безопасности,
в эвакуации, тогда как
миллионы других детей
каждый день страдают от
приближающейся к их
домам войны. Автор верит
в то, что он останется
жив, вернется к любимой.
Если сын вырастет и ему
"наступит дата", придет
срок "идти в такие дни", т.
е. на фронт, поэт просит
любимую вспомнить о нем
тогда, когда она будет
прощаться с сыном.
Этими словами он словно
говорит: мы, мужчины,
солдаты, и наш долг
защитить нашу страну от
врагов.
Дети письменно
заполняют таблицу, после
чего обмениваются
листочками с целью
соотнести свои мысли с
точкой зрения
одноклассника.
Самостоятельная
работа
познавательные:
самостоятельное
выделение и
формулирование своих
мыслей;
логические: построение
логической цепочки
рассуждения;
коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой выражать свои
1.Работа с таблицей.
Ребята, вы все прекрасно знаете, что поэты используют специальные
средства выразительности для эмоционального воздействия на
читателя. Перед вами на партах лежат таблички. Заполните их.
1.Определите художественные средства выразительности.
Пример
Седой мальчишка, воинский закон.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
А нам оно оборвало сердца
Средство выразительности Рефлексия
учебной
деятельности
мысли
личностные:
оценивать результат
учебной деятельности.
регулятивные:
соотносить полученный
результат с поставленной
целью.
Домашнее
задание
личностные: стремление к
речевому
самосовершенствованию;
регулятивные:
саморегуляция.
2.Определи вид рифмы.
_____________________________________________________________
2.Проверка.
1.Видеоролик «Дети войны». Слайд 23.
2.Составление поляны с цветами.
Мне на уроке было неинтересно, я и так все знал.
Я слушал внимательно учителя и товарищей, мне было интересно.
Я много раз слышал о войне, но сегодня на уроке подругому осознал
это страшное событие.
Слайд 24.
Обратите внимание на получившуюся поляну. Какие цветы
преобладают на ней? Какой можно сделать вывод?
Подготовить выразительное чтение стихотворения К. М. Симонова
"Майор привез мальчишку на лафете..."
Слайд 25.
Дети дают оценку своей
работе на уроке.
Конспект урока по внеклассному чтению "Война и дети" (4 класс)
Конспект урока по внеклассному чтению "Война и дети" (4 класс)
Конспект урока по внеклассному чтению "Война и дети" (4 класс)
Конспект урока по внеклассному чтению "Война и дети" (4 класс)
Конспект урока по внеклассному чтению "Война и дети" (4 класс)
Конспект урока по внеклассному чтению "Война и дети" (4 класс)
Конспект урока по внеклассному чтению "Война и дети" (4 класс)
Конспект урока по внеклассному чтению "Война и дети" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.