Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой «Два брата» (4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой «Два брата» (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
27.05.2017
Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой «Два брата» (4 класс)
Конспект урока.doc

 

Технологическая карта урока литературного чтения

 

1. Ф.И.О. учителя: Степанова Татьяна Константиновна

2.Место работы: МБОУ ЛСОШ №16

3.Должность: учитель начальных классов

4.Класс: 4

5.Тема урока: Л.Н.Толстой «Два брата»

6.Цель урока: провести рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных  персонажей и биографии Л. Н. Толстого.

 

7.Задачи: 1. Дать представление о Л. Н. Толстом как народном учителе.

                2. Помочь в понимании жизненной мудрости «каждый человек сам строит своё счастье».

                3. Учить правильному и умелому использованию речи для передачи своих мыслей, чувств.

                 4. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

 

 

8.Учебник: Литературное чтение. В океане света. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. М.: Баласс, 2013.

9.Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный и демонстрационный материал.

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика этапов урока.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Использов. оборудование

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: проверить готовность к уроку и настроить детей на учебную активную деятельность.

Здравствуйте ребята. Улыбнитесь друг другу. Сели девочки. Сели мальчики. Я очень рада видеть вас на уроке. Меня зовут Татьяна Константиновна, я проведу сегодня у вас урок чтения.

С каким настроением вы начинаете урок, готовы активно работать, отвечать полными ответами, думать. Покажите, пожалуйста.

Спасибо. У меня тоже хорошее настроение. Я думаю, что сегодняшний урок у нас получится, и мы многое узнаем нового для себя.

Дети приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

Дети показывают:

 

2. .Актуализация полученных ранее знаний.

Цель: повторение знаний о Толстом.

 

 

Сегодня на урок я приглашаю вас в литературную гостиную.

 – Как вы понимаете, что такое гостиная?

 – А литературная? ( Знакомство с художественными произведениями.)

 – Мы проведём урок в литературной гостиной одного выдающегося русского писателя, которого хорошо знают люди нашей страны и за рубежом. Его имя зашифровано в таблице. Надо зачеркнуть одинаковые буквы в каждом столбце, и вы узнаете, о ком пойдёт речь. Некоторые его произведения мы читали с вами в 1 и во 2 классе.

Карты для работы в парах.

Угадай фамилию писателя,  зачеркнув одинаковые буквы в каждом столбике.

Правильно мы побываем в литературной гостиной Л.Н. Толстого.

1.Что вы можете о нём рассказать?                                                   2. Почему Л.Толстой решил открыть в Ясной поляне школу для крестьянских детей?

3.Какие уроки жизни давал Л.Толстой своим ученикам?

4.Каким человеком вам представляется Лев Толстой по воспоминаниям его учеников?

- Послушайте два отрывка из воспоминаний. Что они добавят к вашим представлениям о Толстом?

 Как вы считаете Л.Н.Толстой был счастливым человеком?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают в парах и называют фамилию.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с портретом писателя.

 

 

 

 

 

Слайд

 

Звукозапись

3 Постановка темы и цели урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока.

Девиз урока: «Что такое счастье? Это каждый понимает по своему»

Прочитайте про себя, постарайтесь осмыслить.

 Как вы их понимаете?

Почему я взяла именно эти строчки к сегодняшнему уроку?

 

 

(Чтение вслух).

 

В произведении будет говориться о счастье.

 

Слайд-девиз

 

4.Подготовка к первичному восприятию.

Цель: создание эмоционального настроя детей на восприятие художественного произведения.

 

Определите по ключевым словам жанр сегодняшнего произведения: волшебная, анималистическая, бытовая, богатырская, народная, авторская (слайд)

    Да, это сказка (слайд). Вы знаете, ребята, именно для своих учеников Л.Н.Толстой написал сказку «Два брата»

   По заглавию и рисунку в учебнике ваши предположения, о чем будет говориться в сказке? Кто из братьев старше? Кто младше? В современное ли время будут описываться события в сказке? (по одежде) О чем могут беседовать между собой братья? (обратить внимание на эпиграф)

Какую цель поставим перед собой на уроке?

 

 Дети, вы видите как необычно вы сегодня сидите?

 О чём это говорит?

 

 

Высказывания детей.

Слайд

 

Слайд

Учащиеся ставят цель: Прочитать сказку, узнать о братьях . Чему учит сказка?

 

5.Знакомство с произведением.

Цель: совершенствовать навык сознательного чтения, умение видеть последовательность событий, видеть жанровые особенности текста.

Давайте   прочтём сказку и узнаем, верны ли наши предположения.

 

Чтение сказки вслух детьми.

 

 

6. Беседа по первичному восприятию текста и анализ прочитанного произведения.

Цель: выявить уровень понимания детьми сюжетной линии рассказа и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей.

 

Поделитесь с нами первыми впечатлениями, что вы можете сказать о сказке? Какая она?

У. Что для автора главное – занимательность сюжета или сказочный урок?

Давайте проверим насколько вы внимательно читали и слушали сказку. Я предлагаю поработать по группам. Вы будете продолжать учиться помогать друг другу, работая в группе, мы сможем ответить на большее количества вопросов.

Вспомните, как вы будете работать в группах.

1. Проследить, как реагирует старший брат на надпись.

 Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться. Ваше мнение.

2. Проследить, как реагирует младший брат на надпись.

 Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться. Ваше мнение.

       3.А если был бы третий брат, могли бы родиться другие доводы? (Какие, например)

4.Рассудила ли братьев жизнь? Подсказал ли автор читателям ответ кто из двух братьев прав? (Нет. Каждый остался при своем мнении).

 

Вывод: Л. Н. Толстой был убежден, что каждый человек приходит в этот мир для счастья, но приходит к нему по– своему, проживает свою жизнь так, как считает нужным. Каждый человек имеет право выбора. Можно прожить скромно и тихо, только ради себя или с пользой для других, как, например, Л. Н. Толстой. Он учил людей понимать жизнь и бороться за свое счастье.

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа внимательно слушает ответ другой группы.

 

7.Физкультминутка.

Цель: восстановить работоспособность, помочь снять утомление.

Организует отдых и восстановление работоспособности.

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Ручками похлопали, ножками потопали.

Покружились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем.

Поморгаем.

И работать продолжаем.

Выполняют упражнения. Восстанавливают работоспособность.

 

8. Работа с текстом с текстом пословиц.

 

Ребята, а  почему в сказке много пословиц?

Как они помогают понять смысл сказки? Прочитайте пословицы:

– Какова синица по величине? Покажите, держите её в ладошках: вот она маленькая, но в руках, с вами.

 – Какой журавль? (большой) Но он где? Посмотрите! (далеко, не с вами)

 – В чем смысл этих пословиц? Какую жизнь предпочитает старший брат?

2. Давайте прочитаем пословицы младшего брата.

 – А как лучше жить считает младший брат?

Какими же качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливым?

Выберите, эти качества.

Игра «Ловишки» (порядочность, верность, любовь к ближнему, сострадание, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремленность, злоба,  жадность, зависть, гуманность, трусость, ненависть, предательство).

У. Почему эти качества вы выбрали?

 

 

В них мудрость народа.

Показывают отношение к жизни каждого из братьев?

Это человек, убеждённый в том,

что счастье заключается в спокойной жизни.

Это человек убеждённый в том,

 что счастье заключается в странствиях и труде.

 

Хлопают в ладоши или топают ногами.

Положительные, ими обладают хорошие люди

(слайд: синица и журавль.) и пословица

 

Слайд с пословицами

 

Слайд с новыми пословицами

9. Творческая работа по группам

 

Я предлагаю вам побыть в роли авторов и придумать свои произведения.

 – Сначала выясним,   какие сказки называются народными? (Сказки придуманные народом.)

– Назовите признаки народных сказок. (Сказочный зачин,  концовка,  повторы событий, сказочные герои,  волшебные предметы,  добро побеждает зло, простой,  понятный язык.)

 

^ Задание для 1 гр.: придумайте вариант народной сказки,  сохраняя сюжет,   главную мысль сказки"Два брата"Л.Н. Толстого.

 Что значит современная?

Задание для 2гр.: придумайте вариант современной сказки,  сохраняя сюжет,   главную мысль этой же сказки.

 

Что такое басня?

Задание для 3гр.: Составьте басню,  сохраняя сюжет,  главную мысль этой же сказки.

Задание для 4гр.: Охарактеризовать  братьев, используя слова: смелый,    живет, как жизнь поведёт, ищет лучшее в жизни,                                                                                                                            разумный,  эгоист,  приключений не ищет, добивается своего,  довольствуется малым, решительный, рассудительный,   оптимист,  думает, что о нём подумают люди 

 

Задание для 5гр.:    Закончи предложение: «Сказка «Два брата» помогла мне понять…»                                             


 

 

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

(Басня – это небольшое произведение, в котором высмеиваются разные пороки,  недостатки людей.   Басня начинается или заканчивается моралью.)

 Выступление представителей из групп.

 

 

 

 

 

10. Обобщение.

Цель: обобщить и закрепить знания полученные на уроке, сделать вывод по анализу произведения.

Люди по-разному понимают,  в чём смысл жизни, и в чём – счастье. У каждого своя правда.

 

 

 

11. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

- Покажите какое настроение  у вас после урока? Спасибо за урок.

Мне было очень приятно с вами познакомиться и работать.

Я желаю всем вам счастья.

 И хочу закончить урок вот такими пословицами.

 

 

Слайд

 

 


Технологическая карта урока литературного чтения 1

Технологическая карта урока литературного чтения 1

Характеристика этапов урока.

Характеристика этапов урока.

Правильно мы побываем в литературной гостиной

Правильно мы побываем в литературной гостиной

Подготовка к первичному восприятию

Подготовка к первичному восприятию

Цель: выявить уровень понимания детьми сюжетной линии рассказа и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей

Цель: выявить уровень понимания детьми сюжетной линии рассказа и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Игра «Ловишки» (порядочность, верность, любовь к ближнему, сострадание, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремленность, злоба, жадность, зависть, гуманность, трусость, ненависть, предательство)

Игра «Ловишки» (порядочность, верность, любовь к ближнему, сострадание, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремленность, злоба, жадность, зависть, гуманность, трусость, ненависть, предательство)

Задание для 5гр.: Закончи предложение: «Сказка «Два брата» помогла мне понять…»

Задание для 5гр.: Закончи предложение: «Сказка «Два брата» помогла мне понять…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2017