Презентация по русскому языку на тему "Деепричастия совершенного и несовершенного вида"

  • Разработки уроков
  • ppt
  • 13.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ІІ. Старт Задание 1. Найдите и выпишите деепричастия. «Узнавание в лицо» (работает весь класс). Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке, В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно...
Иконка файла материала Deeprichastiya_1425489410.ppt
ДЕЕПРИЧАСТИЯ    Русская речь 8 класс Тема урока:                       ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ.  Цели урока:                                                                                                                                                СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА.                                                                                                                                                                                                                                                                                                •  знать:  способы  образования деепри­                                                                   частий      совершенного и  несовершенного  вида; •  уметь:  образовывать деепричастия от  глаголов, сохраняя вид; делать выводы    работать самостоятельно  •  воспитывать:  трудолюбие, культуру устной  и письменной речи, культуру поведения                                                                             Форма урока:       урок­игра «Мы альпинисты»
Ход урока I. Организационный момент   Я люблю  солнце, ­ оно  любит меня! Я люблю землю, ­ она  любит меня! Я люблю людей, ­ они любят меня!
X. Рефлексия. На  вертолете спустимся на  площадку и подведем  старт­ итоги Что узнали?               Чему  научились? Старт ­ площадка
Задание 1. Найдите и выпишите деепричастия. «Узнавание  в лицо» (работает весь класс). ІІ. Старт Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как­нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке, В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно... (А Лушкин)
Задание 2. Спишите, раскройте скобки.  Индивидуальная работа (один ученик  работает у доски). 1) Посетитель, (не)сняв шапку, вошел в  кабинет. 2) Какой­то мальчик, (не)поздоровавшись  ни с кем, вошел в учительскую.
Задание 3. «Освежим память» (фронтальный опрос). 1. Почему вы решили, что выписанные слова,  деепричастия? Докажите. • Образовано от глагола. • Имеет суффиксы ­а,­я, ­в, ­вши, ­ши. • Обозначает добавочное действие. • Относится к глаголу­сказуемому. • Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ ЧТО СДЕЛАВ? и вопросы обстоятельств 2. Кто ввел термин деепричастие? Почему деепричастие  особая форма глагола?  3. Что называется деепричастием? 4. Какие признаки глагола есть у деепричастия? 5. Какие признаки наречия есть у деепричастия? 6. Как пишется не с деепричастиями?.
правильное  Задание  4.  Проверить  индивидуальную  работу,  выполненную на доске. Перестройте  предложения  таким  образом,  чтобы  они  поведение  отражали  действующих лиц: 1)  Посетитель,  сняв  шапку,  вошел  в  кабинет.  2)  Какой­то  мальчик,  поздоровавшись  со  всеми,  вошел  в  учительскую.  3)  Солдат,  заметив  офицера, отдал ему честь. А  как  мы  должны  вести  себя  в  горах?  (В  горах  кричать,  бегать,  прыгать  опасно.  Чем  выше  горы,  тем опаснее любой шум: могут случиться снежные  обвалы.)
III Инструктаж (что знаю?)
Что нового узнал об образовании деепричастий  несовершенного вида?. 1. Деепричастия несовершенного вида не образуются от  глаголов: •  на ­чь (стричь, беречь); •  на ­ну (пахнуть, гнуть); •   петь, бежать, пить, бить, ждать, мять, шить, печь, стеречь,  пахать, резать. Что нового узнал об образовании деепричастий  совершенного вида? Некоторые деепричастия совер­шенного вида образуются от  основы глаголов будущего простого времени с помощью  суффиксов ­а, ­я: войдя, нахмурясь, увидя. Добавочное действие происходит раньше основного: Что  имеем, не храним, потерявши, плачем.
IV.   Перед штурмом первой высоты   (закрепление) Задание 1. Коллективная тренировка.  Образуйте деепричастия от глаголов видеть,  увидеть, ненавидеть, решаться, решиться,  вырастить, зависеть, продолжать, продолжить,  приберечь. Какой суффикс нужно выбрать? От чего это  зависит?
V Мы получаем право на штурм первой   высоты    в   1000   метров (Тренировочные упражнения) Выборочно­распределительный диктант. Задание:  выписать деепричастия, распределив их по видам  (несовершенный и совершенный вид). Учись, на людей глядя. 2. Уважая человека,  уважаешь себя. 3. Начиная дело, о конце думай. 4.  Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на  его недостатки. 5. Сделав зло, не жди добра, б.  Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с  родиной – всю жизнь. 7. Послав девять глупцов по делу, проследи  за ними, чтобы не оказаться десятым.
VI. Перед нами высота в 2000 метров Работа по рядам. Задание: разберите слова по  составу. Определите вид деепричастий. 1. Выпив, стараясь (вы­пи­в (сов.в.), стара­я­сь  (несов.в.). 2. Наливая,  завернув  (на­ли­ва­я (несов.в.),  за­вер­ну­в (сов.в.). 3. Развертывая, проговорив (раз­верт­ыва­я  {несов.в.), про­говор­и­в (сов.в.).
VII. Штурмуем высоту в 3000 метров Задание: замените, где можно один из  глаголов, деепричастием. Укажите условия  замены. Определите вид деепричастия. Казахстан развивается и расширяет  международные контакты. 2. Море грозно  шумело, и волны яростно бились о берег. 3.  Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с  лошади.
VIII. Привал. Литературная викторина по басням И.А.  Крылова (устно) Задание:   вставьте деепричастия совершенного или несовершенного  вида. Свинья под дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; (Наевшись), выспалась под ним; Потом, глаза (продравши), встала И рылом подрывать у дуба корни стала. Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, (Не чувствуя), что он вкушает их плоды. Волк ночью, (думая) залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор. (Почуя) серого так близко забияку, Псы залились в хлевах И рвутся вон на драку. Вороне где­то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона  (взгромоздясь), Позавтракать    было    совсем    уж собралась.
IX. Штурм вершины горы Тестирование: 1.   Укажите предложение с деепричастием. A)  Партизаны остановились против Алеши и взяли ружья на изготовку. Б) Река врезалась в горный отрог, покрылась пеной и запестрела мшистыми  валунами. B) Подходя к подъезду, Грибовский нос к носу столкнулся с выходившим из  дверей человеком. 2.   Укажите   предложение   с   дее­причастием несовершенного вида. A)  Здесь, погрузившись в сон железный. Усталая природа спит. Б) Сияет солнце, воды блещут. На всем улыбка, жизнь во  всем. Деревья радостно трепещут. Купаясь в небе голубом. B) Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. 3.   Укажите предложение с деепричастием совершенного вида. A)  За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть. (Л.Т.) Б) Нагоняя тьму, разыгралась буря. (КБ.) B) Взяв у старосты ножницы, он подстриг усы. (И.Б.)
Х. Выставление  оценок. ХІ. Домашнее задание Уровневые   задания:    работа    с деепричастиями уцепившись,  изучив, преодолев, споткнувшись, найдя, заняв, успокоившись. I ­ уровень. Спишите деепричастия, одновременно записывая  неопределенную форму глаголов, от которых они образованы. Выделите  суффиксы деепричастий. II ­ уровень.  Выделите  суффиксы деепричастий, определите вид и  составьте несколько (4­5) предложений. III. уровень.   Составьте текст на тему «Случай в горах».

Посмотрите также